25 января 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

Как предприниматель из деревни создал бренд соусов, которые заказывают айтишники из Петербурга

Текст: Ася Цейтлина

Иллюстрации: Мария Костевич


Сергей Бойков родился в Санкт-Петербурге и прожил там большую часть жизни. Но вышло так, что строить бизнес он начал, уехав в деревню. Переезд во многом случился из-за трудностей в городе: после кризиса 2008 года возникли проблемы с работой. В деревне Вартемяги Сергей Бойков перестроил старый семейный дом, взялся за хозяйство и стал искать идею, которую можно было бы превратить в своё дело. В интервью Inc. и Яндекс.Бизнесу герой рассказал, как родился его продукт, кто были первые покупатели, как пришлось протирать ягоды руками и собирать наборы по ночам вместе с односельчанами.

Моя первая профессия — судовой повар-пекарь. Правда, это мне не пригодилось. В 1990 году я окончил училище, пошёл в армию, а когда вернулся, Советский Союз распался и профессии, подобные моей, уже были не в ходу и не в почете. Так что в итоге моей первой работой было форматирование дискет. За шесть лет в организации дошел до начальника отдела по работе с дилерской сетью. Там я познакомился с маркетингом, научился упаковывать продукцию. Всё это понадобилось мне в будущем.

В 2008 году случился кризис, и я остался без работы. У меня был небольшой запас денег, и я решил отдохнуть. А когда потом стал искать работу, понял, что рынок сжался. В итоге с 2009 года я сменил несколько мест, а когда деньги кончились, приехал в 2011-м в деревню, где стоял старый дом моей бабушки и жила моя мама.

«Мед и Соус» в цифрах



1 марта 2021 года

дата основания марки «Мед и Соус»


16 соток

площадь участка Сергей Бойкова в деревне


6 месяцев

срок хранения соусов марки «Мед и Соус»


270 тыс. рублей

стоимость французской протирочной машины для ягод


20 тыс. рублей

стоимость сертификации соусов


370 наборов

с соусами было продано в 2021 году


1000 рублей

средний чек за набор


370 тыс. рублей

выручка от продажи наборов

Наш участок в Вартемягах — 16 соток. На нем есть всё: и сад, и огород. Когда я уже пожил в деревне и всерьёз занялся хозяйством, у меня были мысли расшириться. Но с этим возникли сложности. Деревня находится всего в 15 км от города, так что свободной земли здесь мало. А та, что есть, стоит очень дорого. Поэтому я работаю на прежних 16 сотках.

Я стал жить в деревне, изучать натуральное хозяйство и тут же столкнулся с трудностями. Начав выращивать овощи, понял, что они болеют, их непросто хранить, урожай может испортиться. С одной стороны, кажется, бросил семена — и жди. Но со временем я осознал, сколько в этом деле нюансов. Просто ничего не достаётся.

Вырастив второй урожай, я понял, что можно что-то из него продать, но где? Я подрабатывал в такси и часто проезжал овощной ларёк. Я сделал фотографии своих грядок и пошёл туда. Оказалось, это была контора с 60 ларьками. Мне сказали привезти образцы и в итоге взяли товар. Сначала я поставлял салат, потом к нему прибавилась другая зелень, наборы для засолки, квашеная капуста, солёные огурцы.

Еду или соленья сложно положить в коробки и разослать по всей России. Но отходить от еды и натурального хозяйства мне не хотелось.

Первую клиентуру, еще до соусов, я нашёл в соседнем с нашей деревней коттеджном посёлке. Мой сосед косил там траву и предложил мне подзаработать. Я пошёл и проработал там пять лет. Но всё это время меня грызла мысль: не всю же жизнь человеку, который раньше работал директором, косить траву. Правда, помимо покосов я стал делать для жителей посёлка блюда на их домашние праздники: селёдку под шубой, штрудель. Так я расширял свой ассортимент. А ещё, как человек не стеснительный, торговал на обочине прямо около своего дома. Так у меня появились новые клиенты и заказы «наперед» — по 10–20 банок солений, за которыми потом приезжали.

Трудность с поиском идеи для бизнеса заключалась в том, что готовую еду или соленья сложно положить в коробки и разослать по всей России. Но отходить от еды и натурального хозяйства мне не хотелось. Осенью 2020 года жена неожиданно сказала, что ей надоело варить варенье. Вместо него она сделала соус из крыжовника. Закатала 20 банок и поставила в подпол. В тот момент я по-прежнему думал, какой бы продукт раскрутить и продавать. 1 марта 2021 года я позвал в гости подругу Олю. Угощал её шашлыком, и тут она попросила кетчуп. Его не оказалось, и я предложил ей ягодный соус жены. Она попробовала и сказала, что мой товар уже стоит на столе. Так родился бренд «Мёд и Соус».

Начав выращивать овощи, я понял, что они болеют, их непросто хранить, урожай может испортиться. С одной стороны, кажется, бросил семена — и жди. Но со временем я осознал, сколько в этом деле нюансов.

Разрабатывая рецепты соусов, я думал, как решить проблему их хранения, но оставить натуральный состав. Я убрал ингредиенты вроде красного вина и лимонного сока, которые сильно повышали стоимость производства и понижали срок хранения. Самое тонкое место таких живых соусов — как раз период хранения. Обычно, чтобы продукт лежал, в него добавляют уксус и загуститель. Но я не хотел делать сильно консервированный соус. В итоге убрал из рецептуры уксус, но добавил больше специй и тем самым выиграл срок сохранения. Мои соусы хранятся 6 месяцев.

Первым делом я оценил, что было у нас в огороде и саду. В итоге сварил соусы пяти вкусов: красная смородина, чёрная смородина, крыжовник, брусника и слива. Ещё я придумал рецепт с клюквой, который у меня в планах. Это была весна 2021 года, и тогда же я решил запустить краудфандинг. Я понимал, что в конце лета у меня будут ягоды. И хотел к моменту урожая собрать деньги на оборудование.

Самое тонкое место у такого живого продукта, как соус, — период хранения. Обычно, чтобы продукт лежал, в него добавляют уксус и загуститель, но я не хотел делать его сильно консервированным.

С серьезной трудностью я столкнулся, изучая оборудование. Отечественное, хоть я и болею за российское производство, ни к чёрту не годилось. Я нашёл французское, но оно было очень дорогим. Одна протирочная машинка — 270 тыс. рублей. А я понимал, что мне ещё нужны закаточная машина, стерилизаторы и дозаторы. Минимум выходило 500–600 тыс. Я заложил эту сумму в проект, и это была моя ошибка. Я запустил краудфандинг на протирочную машину, но ничего не собрал. Решил сделать шаг назад и попробовать собрать деньги на сертификацию соусов. Она не такая дорогая, как оборудование, но это важный момент. Чтобы продавать продукцию и отдавать её в магазины, сети или фермерские лавки, нужен сертификат. Мне удалось собрать необходимые 20 тыс. рублей. Сейчас я подал все документы и заканчиваю сертификацию.

Сергей Бойков ждёт, когда закончится сертификация, и после планирует запускать рекламу в интернете. Делать соусы из натуральных ингредиентов — не самый простой бизнес, так что сложностей там хватает. Чтобы продвижение не стало ещё одной сложностью, можно подключить Рекламную подписку от Яндекс.Бизнеса.


Надо только рассказать о своём бизнесе в Яндексе, остальное подписка возьмёт на себя: настроит объявления, запустит их на площадках Яндекса и Google. А ещё проследит за эффективностью и бюджетами. Можно дальше заниматься другими важными задачами, а рекламу доверить Яндекс.Бизнесу.

Первый большой заказ я получил благодаря одной из моих прежних покупательниц. Она работает в IT-компании в Санкт-Петербурге и спросила, не хочу ли я сделать им подарочные наборы на Новый год. Это был конец августа 2021 года. Я, конечно, согласился и решил привлечь соседку, которая сама занимается выпечкой. Мы устроили мозговой штурм и придумали, что можно положить в наборы. Основой был соус, к нему она добавила пряники-снежинки и игрушку — символ года. Ещё мне хотелось оставить о себе напоминание — так появилась ещё брендированная деревянная ложка. Я подготовил шесть вариантов наборов и с ними поехал в город. А ещё составил прайс, но не смог в первый раз учесть все нюансы.

Я запустил краудфандинг на протирочную машину, но ничего не собрал.

IT-компания заказала у меня 266 наборов: 165 маленьких и 101 большой, но прибыль оказалось маленькой. Цена на них колебалась от 500 (4 соуса в баночках по 25 мл) до 1100 рублей. Когда я стал считать, сколько потрачу на ягоды и всё необходимое, то понял, что себестоимость большого подарка получалась 900 рублей, а продавал я его всего на 200 рублей дороже. Но когда я привёз наборы в середине декабря, они так понравились, что мне заказали еще 70. На них я заработал лучше.

Когда пришло время делать соусы для наборов, самым сложным оказался поиск ягод. Я планировал закупить их у односельчан, но в сезон оборотных средств на это у меня не было. Так что в октябре я оказался без ягод. У меня были только собственные слива и смородина. Бруснику я собирал в лесу. Но часть ягод всё равно пришлось искать. Я стал смотреть замороженные. И понял, что они подойдут далеко не на все соусы. Ягоды нужной спелости не всегда собирают для заморозки. Частично я всё же закупил их. А на будущее понял, как их правильно сохранять.

Ещё я столкнулся с проблемой, что не всегда можно купить по хорошей цене расходные материалы в нужном количестве. То есть чтобы приобрести коробки не по 50 рублей, а по 20, надо взять их не 200, а 500. Запас по деньгам был, поэтому я приобрел комплектующих с запасом.

Когда я стал считать, сколько потрачу на ягоды и всё необходимое, то понял, что себестоимость большого подарка получалась 900 рублей, а продавал я его всего на 200 рублей дороже. Так что прибыль получалась маленькой.

Над наборами мы работали две ночи без перерыва. Помочь мне я попросил односельчан. В итоге мы всё сделали руками, так как оборудования я не купил. Это оказалось очень трудно физически. Особенно протирать ягоды через сито. Жена даже в шутку говорила, что проклинает тот день, когда придумала этот соус. Ещё было трудно в банки с горлышком 3 см разливать соус. А ведь нужно, чтобы всё было стерильно. Для этого я придумал дозатор-воронку. В закатке маленькие банки тоже ведут себя иначе. На этом процессе я стёр себе руки. Главное, что я понял, что мне точно нужно оборудование. И в 2022-м буду думать, как на него заработать.

В 2021 году в свой карман я смог положить 60 тыс. рублей — хватило на налоги по ИП и новый диван. Всего я продал 370 наборов. Средний чек вышел около 1000 рублей. Я выручил 370 тыс. рублей. Из них оплатил комплектующие, заплатил соседке и подруге Оле, которая много мне помогала. Конечно, я рассчитывал на другие цифры, но понял, где прокололся, и учту это в будущем. Главное, я осознал, что прибыль возможна. И что у меня теперь есть свой продукт. А ещё остался запас банок, крышек, коробок, которые я использую в наступившем году.

Самым сложным оказался поиск ягод. Я планировал закупить их у односельчан, но оборотных средств на это у меня не было. Так что в октябре я оказался без ягод.

Соусы я продвигал только в Instagram. Еще я создал интернет-магазин, но не успел его запустить — возникли проблемы с проведением онлайн-оплаты. Но в этом году мы обязательно его откроем. Ещё я хотел встать в маркетплейс, но там столкнулся с нехваткой знаний и опыта. Везде застрял на середине, но обязательно завершу процесс.

Идея соусов в подарок мне нравится: сейчас я уже продумываю наборы на 23 Февраля, потом — на 8 Марта. Что касается сезонности, я понял, как замораживать ягоды. В будущем планирую закупать их у односельчан, а благодаря заморозке растягивать период приготовления соусов. То есть не кидаться делать продукт из всего, что собрал в конце лета, а частично переносить процесс на осень и даже зиму. Для меня это особенно важно, так как в моих соусах нет консервантов. Но если я произведу продукт в декабре, то он будет спокойно храниться до следующего мая.