10 ноября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Мотивация и самоорганизация: почему управление своим состоянием — главный soft skill?

Фото: Unsplash

В современных конкурентных реалиях человеку просто необходимо постоянно быть «включённым», оставаться в ресурсе и сочетать в себе множество «мягких навыков», которые, в отличие от hard skills (узкопрофессиональных знаний), кросс-функциональны и требуются вне зависимости от того, работаете вы аналитиком в консалтинговой компании или запускаете свой стартап. Согласно исследованию, проведённому учёными из Гарварда, Стэнфорда и Карнеги, 85% успеха в любой профессии зависит от уровня развития ваших soft skills и только 15% от «жёстких навыков».

Inc. разобрался в главном «мягком навыке» любого человека, который полезен не только в работе, но и в учёбе и личной жизни, — управлении собой. А помогла в этом Мария Ковалёва, менеджер по оценке учебного опыта и методическому дизайну софт-скиллов в «Яндекс.Практикуме» и спикер онлайн-конференции YaC/e 2021 о людях и технологиях в современном образовании.

Управлять собой — значит быть себе другом, а не врагом

Умение управлять собой можно называть по-разному, в психологии это саморегуляция, в бизнес-среде — self-менеджмент, а в «Яндекс.Практикуме» вкладывают этот навык в комплексное понятие «самоходности». Умение управлять собой — способность не только организовать себя, своё время и ресурсы, но и умение преодолевать внутренние барьеры, такие как лень и прокрастинация. Так что навыки управления собственным состоянием (эмоциональным или когнитивным) — ключевое качество человека, которое служит предиктором его успеха.

Например, в «Яндекс.Практикум» часто приходят студенты, которые говорят, что хотят начать новую жизнь и кардинально изменить свою карьерную траекторию. Первый шаг — уже большая составляющая успеха. Но одной готовности поменяться недостаточно, её хватает только на первое время, а дальше случается жизнь: кошка заболела, лето наступило — настрой на учёбу пропал, и всё, человеку уже ни на что не хватает времени, и он бросает свою первоначальную цель, отклоняется от жизненного маршрута, который себе определил. И только те, кто обладает самоходностью, чётко видят цель, понимают, зачем им нужно образование, видят, как и что нужно в себе отрегулировать, чтобы добиться успеха, меняют свою жизнь в лучшую сторону. Поэтому не так важно, кто вы — предприниматель, кассир в магазине, топ-менеджер или преподаватель в школе, — умение распознавать, какие факторы могут помешать вам достичь цели, и способность их скорректировать нужны любому человеку, чтобы быть себе другом, а не врагом.

Есть мнение, что управление собой — это обязательно про жёсткий самоконтроль и дисциплину. Однако управлять собой — не поднять себя с кровати, отругать и усадить на рабочее место, а проанализировать, что именно вам мешает, и, как хороший руководитель самому себе, найти ресурсы, которые мотивируют вас на решение задач. Так что и сленговая «самоходность», и бизнесовый «self-менеджмент», и все остальные термины подразумевают под собой целый комплекс качеств, которые помогают нам перераспределить собственную энергию и направить её в нужное русло для достижения поставленных целей. Что же это за качества?

Самоанализ и умение выбрать стратегию развития

Один из базовых шагов процесса совершенствования своих компетенций — саморефлексия, то есть умение проанализировать свои слабые и сильные стороны и определить зоны развития, другими словами — выбрать для себя качества, которые вы хотите усовершенствовать, и определить, каким именно способом вы будете их «прокачивать».

Лучше начать с очевидного — развивать те навыки, которые больше всего «проседают», такая стратегия очень похожа на подтягивание последнего верблюда в караване. Но существуют и другие подходы, например, можно развивать сильные стороны, то есть выбрать навык, в котором вы уже хороши, и продолжать оттачивать и совершенствовать свой профессионализм.

Важный совет: самоанализ — задача труднее, чем может показаться на первый взгляд. Ключевой элемент здесь — честность, поэтому важно обойтись без самообмана и попыток приукрасить объективную реальность.

Фото: Unsplash

Мотивация (бывает разной, но не может быть неправильной)

Воспринимать мотивацию можно по-разному. С одной стороны, это готовность, интерес и вовлечённость в какую-то деятельность. Например, мы иногда говорим «у меня нет мотивации делать что-то», имея в виду, что у нас нет интереса к какой-то определённой задаче и вовлечённости в неё. С другой стороны, в психологии мотивация — это потребности, интересы и желания, которые побуждают нас к определённому роду деятельности, то есть мотивационные факторы, такие как финансовое благополучие, тяга к признанию или любознательность.

Когда человек знает, что его мотивирует, и строит свою деятельность исходя из потребности удовлетворить свои мотивационные факторы, это говорит о зрелости навыка самоорганизации. Именно благодаря пониманию собственных мотивационных факторов мы можем сохранять внутреннюю устойчивость и оставаться на плаву, даже если внешние условия неблагоприятны. В момент, когда ваш бизнес будет переживать тяжёлый период, знание своих мотивационных факторов может помочь вам его преодолеть. Допустим, вы социальный предприниматель и приносить пользу обществу — один из ведущих мотивов вашей деятельности, тогда в трудные моменты на пользу пойдёт намеренно сфокусироваться на тех задачах, в которых увидите, что ваше стремление быть полезным для социума реализуется. Например, можно поговорить с признательными клиентами или сотрудниками, чья жизнь изменилась в лучшую сторону благодаря вам.

Совет. Чтобы разобраться в себе, выпишите на листе бумаги подряд все потребности, интересы и мотивационные факторы, а затем расставьте их по рейтингу важности лично для вас.

Зная основные драйверы мотивации, вы всегда будете уверены в том, что делаете или чего не делаете. Ко всему прочему вам будет легче принимать решения, имея под рукой этот список с расставленными приоритетами.

Например, вы определили, что для вас главное в работе — независимость и возможность самостоятельно принимать решения. В таком случае будет совершенно оправданно, если вы предпочтёте строить собственный бизнес работе топ-менеджера в нефтяной компании. Или, если для вас важнее всего стабильность, баланс работы и личной жизни, тогда вы, вполне вероятно, не станете запускать свой стартап, а выберете более надёжную работу с чётким графиком. В любом случае все ваши действия будут мотивированны и понятны в первую очередь вам самим.

!

Важно. Задайтесь целью не ставить несколько мотивационных факторов в один ряд, а честно признаться себе, что для вас главнее, и присвоить каждому свой порядковый номер в вашей личной системе координат. Только тогда вы сможете определить для себя, насколько точно то, чем вы занимаетесь, соответствует вашим внутренним потребностям.

!

Важно. Задайтесь целью не ставить несколько мотивационных факторов в один ряд, а честно признаться себе, что для вас главнее, и присвоить каждому свой порядковый номер в вашей личной системе координат. Только тогда вы сможете определить для себя, насколько точно то, чем вы занимаетесь, соответствует вашим внутренним потребностям.

Управление своим временем

Этот навык напрямую связан с самоорганизацией и во многом подразумевает вовсе не магические способы повышения личной эффективности, а то, что человек знает, какие методики с ним работают, а какие нет, и честно себе признается в этом. Не существует такого приёма, который работал бы одинаково хорошо для каждого человека, поэтому самоорганизация — это умение найти то, что поддерживает именно тебя, и грамотно этим воспользоваться.

В некоторых случаях проблему эффективной организации времени может решить удобный инструмент для фиксации задач (например, Trello или простой календарь). Но иногда проблема лежит глубже, поэтому существуют целые системы методов тайм-менеджмента, которые предлагают пошаговые инструкции для самоорганизации. Среди них есть и несколько распространённых подходов, которые работают для большинства людей:


1

Salami Slicing, или метод «салями»: разбейте большую задачу на много маленьких и понятных этапов, словно нарезали колбасу, и выполняйте равные по объёму задания, разделив их во времени.

1

Salami Slicing, или метод «салями»: разбейте большую задачу на много маленьких и понятных этапов, словно нарезали колбасу, и выполняйте равные по объёму задания, разделив их во времени.

Ученые Мичиганского университета ещё в далеком 2018 году обнаружили, что многозадачность, которой все так ждут от своих сотрудников, снижает темпы производительности. А исследование, проведённое в Университете Лондона, показало, что многозадачность и вовсе снижает IQ до уровня, аналогичного IQ людей, которые лишены сна или курят марихуану. Поэтому, разделив дела на блоки и выполняя задания по очереди, вы не только останетесь продуктивным в течение дня, но и сохраните здоровье своего мозга.


2

Pomodoro — ещё одна методика, которая помогает долгое время сохранять фокус внимания только на одной задаче и не отвлекаться. Придумал её итальянский студент Франческо Чирилло в 1980 году, чтобы подготовиться к экзамену и сконцентрироваться на учёбе: он заводил кухонный таймер в виде помидора на 10 минут, за которые он не будет отвлекаться от задачи, а после сделает перерыв.

2

Pomodoro — ещё одна методика, которая помогает долгое время сохранять фокус внимания только на одной задаче и не отвлекаться. Придумал её итальянский студент Франческо Чирилло в 1980 году, чтобы подготовиться к экзамену и сконцентрироваться на учёбе: он заводил кухонный таймер в виде помидора на 10 минут, за которые он не будет отвлекаться от задачи, а после сделает перерыв.

Помидор в данном случае — отрезок времени в 30 минут, где 25 минут вы уделяете работе, а 5 минут используете на отдых. Через 4 таких помидора сделайте большой перерыв на 15–20 минут, а после — продолжайте снова работать по 25 минут. Несколько таких «помодоров» в день помогают сфокусироваться и при этом не забыть отдохнуть.


3

«Съешьте лягушку». На название этого метода Брайана Трейси вдохновил Марк Твен, который однажды сказал: «Если с утра съесть лягушку, то остаток дня будет чудесным, так как самое худшее уже позади». Суть подхода, который предлагает Брайан Трейси, заключается в том, чтобы все самые трудные и неприятные задачи выполнять с утра, а всё остальное, что даётся легче, — отложить на вторую половину дня.

3

«Съешьте лягушку». На название этого метода Брайана Трейси вдохновил Марк Твен, который однажды сказал: «Если с утра съесть лягушку, то остаток дня будет чудесным, так как самое худшее уже позади». Суть подхода, который предлагает Брайан Трейси, заключается в том, чтобы все самые трудные и неприятные задачи выполнять с утра, а всё остальное, что даётся легче, — отложить на вторую половину дня.

В данном случае лягушка — это та самая «задача-вампир», которая отнимает у вас всю мотивацию на работу, лишает драйва и портит настроение. Например, вам нужно позвонить человеку, который вам неприятен, или залезть в плохо собранные данные, которые неизбежно придётся переделывать за аналитиками. Если откладывать такую задачу на потом, то весь день вы будете мучительно вспоминать о ней. Именно поэтому сделать раньше бывает эффективнее из чувства сохранения энергии.

Фото: Unsplash

Что ещё читать, чтобы лучше разобраться в управлении собой и другими?

  • «Дар Мидаса. Почему кто-то богатеет, а кто-то нет» Д. Трамп, Р. Кийосаки
  • «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Д. Гоулман
  • «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки
  • «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» М. Кэ де Ври
  • «7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови
  • «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» Г. Архангельский
  • «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь» Б. Трейси