Спецпроекты • 29 декабря 2022 • Партнерский материал

История Yoonion


как Евгений Хафизов прошел путь от стартапа в подвале на окраине Москвы до собственной ИТ-империи

Текст: Анастасия Стаханова

Фото: Дарья Малышева


Спецпроекты • 29 декабря 2022 • Партнерский материал

История Yoonion


как Евгений Хафизов прошел путь от стартапа в подвале на окраине Москвы
до собственной ИТ-империи

Текст: Анастасия Стаханова

Фото: Дарья Малышева


Евгений Хафизов начинал работать как рядовой программист-стажер и за несколько лет построил успешную корпоративную карьеру сначала в международных ИТ-компаниях, а затем в одном из крупнейших банков России. Позже он основал бизнес в сфере тестирования программных продуктов. За несколько лет свое дело разрослось до таких масштабов, что сейчас Евгений Хафизов стоит во главе кластера из 15 компаний, а также строит холдинг Yoonion, который претендует на глобальное положение в своей сфере. Среди его клиентов — более 400 компаний. Рассказываем, как у него получилось создать собственную бизнес-империю с нуля, заручиться уважением инвесторов и успешно вывести стартап на международную арену в непростом 2022 году.

От корпоративной карьеры до собственного проекта

Еще несколько лет назад Евгений Хафизов мог похвастаться головокружительной корпоративной карьерой. Будучи студентом второго курса, он пришел в профессию программистом-стажером и настолько увлекся делом, что через шесть лет очнулся директором по качеству программных продуктов в одном из ведущих банков России — с сотней людей в команде и десятками параллельных проектов. Секретов карьерного успеха молодого топ-менеджера оказалось два: во-первых, Евгений понял, что просто обожает работать; во-вторых — разработка, в особенности тестирование программных продуктов оказалась его интеллектуальной страстью.

В отличие от типовой работы среднестатистического программиста, тестирование — это не реализация одной функции, а поддержка качества продукта на всех этапах его жизненного цикла. «Мне всегда очень нравился конвейер разработки. Как только появляется гипотеза или бизнес-требование, их уже можно тестировать, чтобы они не противоречили друг другу и соответствовали потребностям рынка. Дальше можно тестировать проект вплоть до выхода в продакшн, а позднее — на стадиях поддержки и развития», — пояснил предприниматель. Еще одна мысль, которая оказалась близка Евгению: эффективное тестирование, как вклад в развитие программных продуктов, помогает другим проектам, в том числе социально значимым, успешно рождаться и существовать.

Неудивительно, что за корпоративным столом Евгению довольно быстро стало тесно. Сначала он запустил собственный небольшой проект — онлайн-школу тестирования GeekGym, которую прошли более 150 студентов. Этого оказалось мало. И пять лет назад, размышляя, как развить этот небольшой проект, он начал задумываться о собственном детище.

«Поскольку я долгое время работал в сфере поддержки качества программных продуктов (QA), я очень глубоко понимал эту область и то, что на мировом рынке нет программного продукта, который бы удовлетворял современным тенденциям в развитии процессов тестирования. И в этот момент я решил найти инвестиции и создать такой продукт».

В итоге проект родился в 2018 году. Сменив удобное кресло директора направления в банке на стул основателя стартапа в полуподвальном помещении на окраине Москвы, Евгений Хафизов запустил собственный проект — Test IT.

Выбор бизнес-модели

Когда Евгений только покинул корпоративную среду и принял решение вплотную заняться собственным проектом, перед ним встал вопрос, делать из своего детища вендорскую историю, создавая собственный программный продукт, или же уходить в сторону проектной работы системных интеграторов за крупные заказы и большие деньги. Ответ был однозначным: только первое. И причин для этого нашлось несколько.

Во-первых, такая модель позволяет работать с бОльшим количеством клиентов по сравнению с бизнесом системных интеграторов.

Чем больше у тебя клиентов — тем меньше ты зависишь от конкретных рисков и особенностей отдельных компаний.

«Да, в бизнесе системных интеграторов больше денег. Но ты все равно не сможешь взяться за бесконечное количество проектов», — пояснил Евгений. Если же ты вендор, в твоих силах создать и массово продавать такой программный продукт, которым воспользуются не десятки компаний, а сотни тысяч клиентов. И чем больше их у тебя — тем больше пользы миру приносишь ты и твоя команда. Успешный вендор постоянно получает обратную связь и непрерывно улучшает продукт, выпуская новые обновления.

Во-вторых, концентрация на собственном продукте, в отличие от бизнеса системных интеграторов, позволяет быстрее масштабироваться. «У нас есть четкие правила: мы создаем программный продукт для всего мира. И если к нам приходят клиенты с просьбой что-то протестировать или оказать какие-то другие услуги — мы не отказываем клиентам, но направляем их к нашим партнерам, которые с радостью это сделают. А мы в это время концентрируемся на созидании», — пояснил Евгений.

«Системные интеграторы — более крупные с точки зрения цифр компании, в которых выручка, допустим, может быть больше 50 млрд руб. Но по факту в компании с такой выручкой работают от 5 тыс. человек, компания несет огромные затраты, случаются кассовые разрывы и необходимо выстраивать большую и сложную корпоративную структуру, где менеджеры тратят неприлично большое количество времени на принятие простых решений. И на деле оказывается, что при большой выручке прибыль составляет лишь несколько процентов. Если же ты вендор, то пусть у тебя не будет таких больших денег в среднесрочной перспективе, но и не будет раздутого штата (он будет до 100 человек). И у тебя будет большая прибыль, которую можно реинвестировать в новые проекты, в расширение продуктовой линейки в текущем бизнесе или распределение инвесторам».

В-третьих, вендорская история — это возможность для компании и ее сотрудников менять мир. Когда клиенты покупают программный продукт и используют его для проверки собственных проектов, частичка ДНК компании оказывается в каждом из конечных проектов.

Основываясь именно на этих принципах, Евгений Хафизов создал свой первый продукт — систему управления тестированием Test IT. И проект ждал успех как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения инвесторов. Сейчас Test IT — это команда более чем из 60 человек, у которой в общей сложности уже 400 клиентов. Она активно развивает свой программный продукт и помогает миру в целом создавать качественные решения. Не будет преувеличением сказать, что практически каждый человек в стране сталкивается с решениями, протестированными с помощью Test IT. Ведь практически любой современный бизнес основывается на цифровых решениях, которые необходимо проверять перед выпуском на рынок. А среди клиентов Test IT есть и ретейлеры, такие как «Магнит» и «Ашан», банки ВТБ, РСХБ и «Дом.РФ», промышленные предприятия, такие как «Татнефть», и, конечно же, цифровые компании, такие как КРОК Инкорпорейтед, и многие другие.

В первые два года при минимальных инвестициях проект удалось вывести на самоокупаемость. А за последние три года годовая выручка как минимум удваивалась.

Но два главных достижения Test IT — это команда, способная не только создавать крутые продукты, но и «завоевывать» рынок в кратчайшие сроки, а также доверие и уважение инвесторов, которые уже сейчас возвращают свои вложения и получают прибыль.

«Чувство благодарности за доверие и осознание того, что ты оправдал ожидания инвесторов, — это одни из самых приятных эмоций, которые только возможно испытать в бизнесе. Сейчас отношения с инвесторами такие: если потребуются деньги для реализации новых идей, мне достаточно представить основные показатели проекта, такие как размер инвестиций, сроки возврата и ожидаемая доходность. Им уже не так важно, какой именно продукт мы будем создавать. Потому что доверие уже выстроено: пример Test IT показал текущим и будущим инвесторам, что мне и моей команде можно доверять и что мы чувствуем рынок», — сказал Евгений Хафизов.

Выход на новый уровень

Еще одним ключевым проектом в портфолио Евгения Хафизова стала компания TeamStorm — российский инструмент для управления совместной работой. По задумке, этот проект будет дополнять Test IT и позволять управлять не только процессами тестирования, но и планированием работ, в том числе по разработке программных продуктов. А также конкурировать с такими популярными программными продуктами, как Jira и Asana. Евгений заметил в России рост тенденции к импортозамещению и одновременно недовольство рынка нынешними инструментами из-за их сложности и плохого юзабилити.

«Я пришел к инвесторам и предложил им проект. Оказалось, что многие готовы вкладываться, но я выбрал самого лояльного инвестора-наставника. В итоге мы собрали профессиональную команду и уже через девять месяцев работы, в декабре 2022 года, состоялся первый коммерческий релиз. Команда была так заряжена, что работала и сверхурочно, и по выходным, в стиле настоящего стартапа. Я очень ценю в людях трудолюбие и получаю огромное удовольствие от работы, как и вся наша команда, особенно когда видишь, что твой труд воплотился в уникальном, востребованном и удобном продукте», — поделился Евгений.

Предприниматель не сомневается, что TeamStorm добьется успеха, поскольку проект имеет ряд преимуществ. В первую очередь, продукт отличается возможностью гибкой настройки рабочих процессов, а также удобным и простым пользовательским интерфейсом. «Несколько крупных игроков в этом году объявили о планах по созданию подобных продуктов. Мы гордимся тем, что мы первые, кому удалось выпустить на рынок свое решение. При этом мы не боимся конкуренции и уважаем труд наших коллег. Во всех своих проектах я не повторяю то, что делают другие, а слежу за тенденциями, слушаю потребности рынка и иду своим путем», — добавляет Евгений Хафизов.

Сейчас у Евгения в общей сложности примерно 15 компаний, которые реализуют проекты в самых разных сегментах и создают программные продукты. Часть из них было решено объединить в холдинг под названием Yoonion, в их числе Test IT и TeamStorm, которые занимаются развитием инструментов по управлению жизненным циклом создания продуктов.

В будущем линейка решений будет расширяться и Yoonion будет заниматься не только инструментами тестирования и совместной работы, но также созданием решений для разработки, ведения документации, техподдержки и всего необходимого для выпуска качественных продуктов. По плану, Yoonion станет полноценной цифровой экосистемой, которая будет конкурировать с австралийским гигантом Atlassian, чья капитализация уже сейчас оценивается почти в $30 млрд.

Бизнес в цифровизации промышленности

Помимо Yoonion, одним из основных проектов Евгения Хафизова является Группа компаний «Bimeister», основанная в 2018 году. Идея пришла едва ли не из детства. «Я родился в городе Салавате, где много градообразующих заводов. Я учился в профильном классе „Газпрома“ и буквально с детства наблюдал работу промышленности в России. И мне очень хотелось привнести прогресс в эту область, внедрив современные подходы. Если посмотреть правде в глаза, по уровню цифровизации большинство предприятий отстают на несколько лет. Это приводит к аварийным ситуациям, производственным травмам и финансовым потерям. Группа компаний была построена с инвесторами, один из которых пришел с простой на первый взгляд идеей создания цифрового паспорта с привязкой проектной документации», — пояснил Евгений.

В ГК «Bimeister» сейчас трудятся больше 400 человек. Она занимается созданием и внедрением российских программных продуктов по управлению промышленными предприятиями с помощью их цифровых информационных моделей. То есть компания создает цифровую копию завода, стандартизирует модель данных и внедряет прикладные модули цифровой экосистемы Bimeister, с помощью которых можно автоматизировать рутинные задачи и оцифровать бизнес-процессы на любой стадии жизненного цикла предприятия — на этапах проектирования, строительства и эксплуатации.

В 2020 году Евгений вместе с партнерами создал game dev студию — Exogenesis Studios, которая занимается разработкой уникальных проектов для разных платформ PC, PlayStation, Xbox. «Я люблю учиться чему-то новому, развивать себя и команду. Процесс создания компьютерных игр сильно отличается от разработки бизнес-приложений. Мы создаем проекты с уникальным стилем и историей. Уверен, что в 2024 году мы порадуем любителей жанра metroidvania во всем мире!» — сказал Евгений Хафизов.

В будущем Евгений собирается добавить к своей бизнес-империи еще несколько проектов в областях медицинских технологий и B2C. По его мнению, это очень интересный сегмент со стремительной динамикой роста.

Для амбициозного предпринимателя не должно быть непреодолимых препятствий в продвижении своих проектов, несмотря на тяжелый 2022 год. «На конкурентном рынке вы едва ли можете заставить кого-то пользоваться чьим угодно продуктом, если он плохой, и наоборот. Если ты даешь человеку вкусное яблоко, он с радостью будет его есть, не особо задумываясь о том, где оно росло», — сказал бизнесмен.

«Российский рынок сейчас стал супербольшим, потому что почти все зарубежные конкуренты ушли. Для меня российский рынок очень понятен, это моя так называемая „песочница“. Все новые проекты я в первую очередь создаю для своей страны. И после того как они достаточно окрепли и стали успешными, чтобы превосходить всех мировых конкурентов, я масштабируюсь».

10 заповедей Евгения Хафизова для успешного бизнеса

Евгению Хафизову в короткие сроки удалось построить большой и успешный бизнес. Среди основных проектов за последние пять лет у него не было критичных провалов. И все во многом благодаря правилам ведения бизнеса, которых он придерживается. Приводим главные из них.

1. Собственное развитие и развитие команды — самое важное для бизнеса.

«Если сам не развиваешься, твоя команда тоже не будет развиваться. Нужно задавать людям правильный вектор роста и подавать пример. И еще одна важная вещь: не устраивайте сотрудникам тотальный контроль и позволяйте им ошибаться. Иначе вы будете отталкивать от себя талантливых людей. Мир меняют команды!»

2. Деньги не должны становиться самоцелью, главное — это созидание, польза и результат.

«Многим людям, нацеленным лишь на финансовый успех, быстро становится скучно. В тот момент, когда у них появляются деньги, они тут же опускают руки, могут надолго уехать в отпуск. И ради чего все это? Мне непонятно. Для меня же деньги всегда являлись необходимым инструментом созидания и развития. Самое важное — это результат в виде полезного продукта».

3. Не бойтесь рисковать.

«Главное в успешном проекте — все трудности воспринимать как задачи, никогда не унывать и быть смелым. Большинство слишком много сомневаются перед тем, как принять решение. Они включают внутреннего юриста, а юристы чем хороши — они нужны, чтобы предупредить стейкхолдеров о рисках. Но нужно всегда помнить, что рисков нет, только когда ты ничего не делаешь».

4. Заранее договаривайтесь с инвесторами и акционерами о стратегии их выхода.

Всегда заключайте корпоративный договор по распределению долей между акционерами. «Я сталкивался с тем, что мне приходилось выступать медиатором между акционерами. И это было довольно неприятно. Когда вам говорят что-то типа „поработай годик, а там посмотрим“ или „давай пока 50 на 50, а там разберемся“, такие проекты лучше не начинать. Непонятно, какие ожидания у таких людей. Часто подобная риторика означает, что инвестор планирует вечно находиться у тебя в компании с высокой долей. Но чтобы бизнес развивался, необходимо регулярно поднимать новые раунды инвестиций и распределять свою часть бизнеса по новым партнерам».

5. Никогда не показывайте клиентам сырые продукты.

«Нельзя произвести первое впечатление дважды. А в случае со стартапами оно непременно должно быть хорошим. Если партнеры увидят недоделанный продукт, у них останется предвзятое впечатление. Или того хуже — они поделятся сомнениями с другими потенциальными клиентами. Поэтому, если не успеваете докрутить продукт, лучше просто перенести сроки демонстрации. Но сырые продукты инвесторы видеть не должны никогда. А клиенты должны видеть только в рамках управляемого cusdev интервью».

6. Знайте потребности своего клиента.

«Важно валидировать гипотезы и проводить анализ клиентов (customer development). Потому что с высокой вероятностью то, что ты делаешь для одного конкретного клиента, не понадобится рынку».

7. Всегда будьте честными с самими собой, с командой и с акционерами.

«Будьте честны с собой и партнерами, не давайте разным людям противоположных обещаний. Если ночью вас разбудят и начнут задавать вопросы, вы должны без сомнений на них ответить. Я сталкивался с тем, когда люди ведут себя неискренне и пытаются хитрить, потому что у них всегда есть какие-то тайные желания, надежды и планы. А люди, которые за созидание, создание продуктов и изменение мира, всегда честны».

8. Всегда имейте стратегию развития бизнеса на ближайшие пять лет.

«Нужно всегда иметь план действий на ближайшие пять лет и ставить о нем в известность акционеров и ключевую команду. Планирование — это обязательная вещь в бизнесе. Пускай ваш план будет даже в формате вишлиста, это все равно лучше, чем ничего. Если у вас нет плана, значит, вы заведомо проиграли».

9. Определите для себя целевой сегмент.

«Всегда четко позиционируйте свой бизнес. Определите сегмент, с которым вы будете работать, и задачи, которые будете решать. Оцените объем рынка, разработайте стратегию и действуйте. Не распыляйтесь и не бегите за непрофильной выручкой».

10. Старайтесь больше времени проводить с семьей.

«Здесь все просто: семья — это очень важно. Многие не придают этому значения и погружаются с головой в работу. На самом деле семья — это твоя поддержка и главный мотиватор на правильные решения. Не отдаляйтесь».