Спецпроекты • Партнерский материал • 19 сентября 2025

Фото: Unsplash
Экология остается главной проблемой современных больших городов, и кажется, что это вряд ли возможно. Однако ускоренная роботизация и внедрение зеленых ИИ-решений в промышленности и в городском управлении способны качественно изменить подход к экологии в городах. Создать активно развивающиеся и при этом чистые городские пространства — реальная задача. Москва, как один из трендсеттеров во внедрении технологических экорешений, делилась своими лучшими практиками в рамках форума о будущем городов БРИКС «Облачные города», который прошел 17‒18 сентября в столичном парке «Зарядье».
Может ли мегаполис, в котором проживает несколько десятков миллионов человек, быть по-настоящему «зеленым»?
Экология остается главной проблемой современных больших городов, и кажется, что это вряд ли возможно. Однако ускоренная роботизация и внедрение зеленых ИИ-решений в промышленности и в городском управлении способны качественно изменить подход к экологии в городах. Создать активно развивающиеся и при этом чистые городские пространства — реальная задача. Москва, как один из трендсеттеров во внедрении технологических экорешений, делилась своими лучшими практиками в рамках форума о будущем городов БРИКС «Облачные города», который прошел 17‒18 сентября в столичном парке «Зарядье».
За десять лет Москве удалось снизить объем загрязняющих веществ примерно в два раза, борьба идет буквально за каждый микрограмм мелких взвешенных частиц. Чтобы оценивать состояние среды, нужен «умный» контроль за ней. В Москве экологический мониторинг осуществляется при помощи датчиков. Каждые 20 минут они передают точные данные о состоянии всех природных сред в городе: атмосферного воздуха, шума, водных объектов, почв, зеленых насаждений. Они также пристально следят за выбросами более чем 50 крупных объектов энергетики, нефтепереработки и мусоросжигания.

Анатолий Александров
президент МГТУ им. Н. Э. Баумана
«С точки зрения инженерного подхода, следует уйти от алармистских воззваний, что мы все гибнем, а экология летит в пропасть. Но, с другой стороны, надо очень четко оценивать опасности и видеть пути их преодоления. Прежде всего на помощь должны прийти цифровые технологии, которыми мы так гордимся сегодня, искусственный интеллект в первую очередь, потому что обязательно нужно создавать цифровые образы городов и территорий, для того чтобы иметь возможность моделировать любые ситуации, и здесь Москва как никто другой идет вперед семимильными шагами».
Данные стекаются в информационную систему «Единый городской фонд данных экомониторинга». Это крупнейшая в Европе сеть контроля качества атмосферного воздуха, включающая 56 автоматических станций, три передвижные экологические лаборатории и три метеорологических комплекса, а всего система отслеживает более 20 загрязняющих веществ и соединений.
Для мониторинга используются, в том числе, и роботы. Например, наземная платформа «Легат патрол» от московской компании «Дронсхаб групп» умеет самостоятельно патрулировать улицы столицы и контролировать качество воздуха в режиме реального времени, передавая данные в облако.
Москва считается одним из самых зеленых мегаполисов мира: насаждения занимают почти половину ее территории. В прошлом году в столице был принят закон «Об охране и использовании зеленого фонда». Главная идея — создание так называемого зеленого каркаса, то есть объединение локальных природных территорий в общее пространство. В этот каркас входят не только большие парки и особые природные зоны столицы, но и все скверы, бульвары и даже дворы. Регуляция зон будет происходить с учетом их экологических функций, качества и количества растительности, находящихся рядом объектов.
Для того, чтобы осуществлять мониторинг состояния московской экосистемы, планируется создать специальную IТ-платформу, которая поможет контролировать соблюдение законодательства, предотвращать нарушения и планировать дальнейшее развитие зеленых насаждений Москвы.
Электрификация общественного транспорта — один из ключевых пунктов в вопросах экологии. Москва может похвастаться своей динамично развивающейся транспортной системой. Парк электробусов в Москве — самый крупный во всей Европе, и это с учетом непростых климатических и погодных условий. В городе работают более 2350 электробусов производства КамАЗ и ЛиАЗ. Особая гордость — экологичный круглогодичный водный транспорт. Как и их «братья» электробусы, электросуда собраны в России.

Сортировка мусора — это не что-то новое. Но именно благодаря внедрению цифровых технологий стало возможным перерабатывать мусор в масштабах огромных мегаполисов, повышая скорость сортировки и ее качество.
На одном из подмосковных заводов по сортировке мусора из столицы работают умные помощники — роботы «Эстет» и «Гурман» от московской компании Nevlabs. «Эстет» сортирует мусор при помощи оптического сепаратора, отстреливая разные его виды пневматикой в отдельные контейнеры, а «Гурман» разделяет пластик по цветам и сортирует 36 видов фракций для переработки. Такой комплекс может заменить труд 40 человек.
В этом году Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы совместно с Центром организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы запустил систему мониторинга перемещения отходов в городе. Благодаря нейросетям и камерам фотовидеофиксации система автоматически распознает перемещение отходов строительства, сноса и грунтов, следя за грузовиками и проверяя наличие разрешения на перевозку такого типа грузов.
Более того, успешные города считают экологию основой устойчивого развития и приглашают на службу инновации. Роботизация, использование искусственного интеллекта, внедрение сенсорных систем и цифровых платформ формируют новый тип города — экологический хаб, где цифровые и природоохранные технологии соединяются для снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Рае Квон Чунг
лауреат Нобелевской премии мира и бывший советник генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата
«Одна из причин медленного перехода на возобновляемые источники энергии и усугубления климатического кризиса — миф о том, что изменения климата — это ноша для нашей экономики. Так мы не решим проблемы, нам нужно изменить восприятие. Климатический кризис открывает для нас новые возможности: инвестиционные, получения прибыли, развития. Это я называю зеленым ростом, поскольку это устойчивое развитие. И изменение климата может стать двигателем экономического роста, а не негативным фактором для него».
Реклама. АНО «Московский Урбанистический Форум», ИНН 7710480192, erid: 2VtzquccvrY