• Usd 66.74
  • Eur 75.61
  • Btc 3424.53 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Спасти рядового сноубордиста. Как бывшие роснановцы создали систему безопасности в Альпах

Спасти рядового сноубордиста. Как бывшие роснановцы создали систему безопасности в Альпах

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Спецпроекты Партнерский материал

Берем на работу первого сотрудника: оформляем трудовой договор и другие бумаги, встаем на учет в ФСС

Берем на работу первого сотрудника: оформляем трудовой договор и другие бумаги, встаем на учет в ФСС
Иллюстрация: Илья Кутобой

Придется повозиться: освоить упрощенный кадровый учет, провести с первым сотрудником инструктаж (а без него — нарваться на штраф), оформить трудовой договор, а потом отвечать, обучать и платить за сотрудника взносы. (Так что еще раз подумайте, действительно ли вам нужны новые люди).

(А еще мы знаем, как снизить затраты на персонал)


Вам предстоит:

издать и подписать несколько приказов (а приказывать приятно),

подготовиться к вводному инструктажу и провести его,

перейти на упрощенный кадровый учет,

заключить первый трудовой договор.


Еще раз подумайте

Пока можете не нанимать физлиц — не нанимайте. Придется возиться с бумагами и сдавать много отчетов, уж не говоря о том, что на налоги и социальные взносы за сотрудников вы потратите +50% к их зарплатам. А еще штатные сотрудники уходят в оплачиваемый отпуск и на больничные, гуляют январские и майские каникулы, получая зарплату. Часто нанять подрядчика — организацию или индивидуального предпринимателя — выгоднее, чем становиться работодателем. Разработать сайт может агентство, вести блог — ИП, а мыть полы в офисе — клининговая служба. Но если без штатного сотрудника совсем никак — надо делать вот что.


Подготовьтесь к вводному инструктажу по охране труда

В первый рабочий день новоиспеченный сотрудник проходит вводный инструктаж. А проводит этот инструктаж предприниматель — ведь вам пока некому это поручить. Процедура формальная, но за несоблюдение этой формальности грозит штраф от 2 тыс. до 80 тыс. рублей.

План инструктажа возьмите в ГОСТ 12.0.004-2015, раздел «Б.1 — Примерная программа вводного инструктажа по охране труда». Вам предстоит рассказать о технике безопасности и правилах поведения на рабочем месте. Провести инструктаж можно устно, а можно расписать всё на бумаге и дать прочитать работнику. Можно записать подкаст или снять фильм, или отправить e-mail. Делайте что угодно, лишь бы донести до человека информацию. Всё это нужно лишь для того, чтобы сотрудник расписался в прохождении вводного инструктажа.

Но прежде чем читать лекции, оформите три документа и храните их на случай проверок:


1

Издайте приказ в свободной форме о назначении себя ответственным за охрану труда — чтобы иметь право проводить вводный инструктаж.

Приказ № 1

О назначении ответственного за охрану труда

Индивидуальный предприниматель

Смирнов Александр Петрович

ОГРНИП 0123456789012

г. Москва 30.11.2017


Чтобы обеспечить здоровые и безопасные условия труда в соответствии с законодательством РФ, функции ответственного за охрану труда беру на себя. Документ вступает в силу с момента подписания.

Индивидуальный предприниматель Смирнов А.П. (подпись, дата и печать)


2

Утвердите программу вводного инструктажа. Достаточно скопировать текст уже знакомого раздела «Б.1 — Примерная программа вводного инструктажа по охране труда» ГОСТ 12.0.004-2015, вставить в пустой текстовый документ, озаглавить всё это «Программа вводного инструктажа», распечатать, подписать и поставить печать, если она есть. Откровенно лишние пункты можно вычеркнуть: если у вас дизайн-студия, рассказывать про средства индивидуальной защиты нет смысла.


3

Чтобы программа вступила в силу, издайте еще один приказ в свободной форме. На этот раз — «Об утверждении программы вводного инструктажа», которую вы только что распечатали и подписали.


Убедитесь, что вы — микропредприятие, и перейдите на упрощенный кадровый учет

Быть микропредприятием удобно: можно вести упрощенный кадровый учет, то есть не создавать кучу внутренних документов, которые обязан штамповать более крупный бизнес. Правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности — микропредприятиям и знать об этом не нужно.

Микропредприятия — это АО, ООО, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП с выручкой до 120 млн рублей в год, у которых не больше 15 работников (по гражданско-правовым договорам в том числе). Для ООО есть еще ограничения: иностранцу может принадлежать не более 49% организации.

Чтобы точно убедиться, что у вас микропредприятие, воспользуйтесь поиском по «Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства». Его ведет налоговая и обновляет раз в месяц по 10-м числам.

Чтобы перейти на упрощенный кадровый учет, надо издать приказ в свободной форме и хранить его (регистрировать бумагу в госорганах не нужно).

Приказ № 13

Об отказе использовать локальные нормативные акты с нормами трудового права

Индивидуальный предприниматель

Смирнов Александр Петрович

ОГРНИП 0123456789012

г. Москва 01.12.2017


Чтобы упростить кадровый учет, приказываю:

1.

Отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других).

2.

Заключать с сотрудниками трудовые договоры на основе типовой формы, утвержденной постановлением правительства РФ от 27.08. 2016 № 858.

Индивидуальный предприниматель Смирнов А.П. (подпись, дата и печать)

Когда перестанете быть микропредприятием — например наймете 16-го сотрудника, — вам придется перейти на полный кадровый учет. По сути — оформить кое-какие внутренние бумаги. Времени вагон: четыре месяца с момента, как предприятие выросло из приставки «микро». Но это потом. А пока…


Попросите у будущего сотрудника документы

Жирным выделены названия документов, которые нужны обязательно. Остальные требуйте по необходимости.

Посмотреть и переписать данные

Паспорт. Снимать его копию запрещено законом. Поэтому перепишите данные с первого разворота и со страницы о регистрации — точно как указано в документе: если написано «гор. Москва», писать надо именно так, а не «город Москва» или «г. Москва»

Снять копии и вернуть

СНИЛС — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если карточка утеряна, достаточно узнать и записать номер документа.

С ранее не работавшими сотрудниками сложнее: свидетельства у них нет, его надо оформить. Это делает работодатель в Пенсионном фонде в течение двух недель после заключения трудового договора. Можно попросить сотрудника сделать это самостоятельно в Пенсионном фонде или через многофункциональный центр (МФЦ), но он не обязан.

Военный билет или справка взамен военного билета, или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — просите у мужчин и военнообязанных женщин.

Документ об образовании — нужен, если деятельность требует особых навыков. У пиарщиков диплом можно не требовать или отсканировать школьный аттестат. Однако у главного бухгалтера обязательно должен быть диплом о высшем экономическом образовании.

В квалификационном справочнике должностей все расписано подробно, но не всегда верно: сказано, к примеру, что у главного маркетолога должно быть высшее экономическое образование, но в реальности на эту должность часто назначают людей вообще без «вышки» — и без последствий по закону.

ИНН — индивидуальный номер налогоплательщика — не обязателен, если у человека его нет и он не хочет его оформлять.

На каждой копии напишите от руки «Копия верна», подпишите, поставьте дату и печать.

Забрать на хранение до увольнения сотрудника

Трудовая книжка. Если таковой нет, работодатель ее покупает и оформляет. Внесите запись о приеме на работу в течение трех дней после заключения трудового договора.

Медицинская книжка — нужна, если работа связана с продуктами питания, детьми или с бытовым обслуживанием людей. Медкнижка должна быть у поваров и официантов, парикмахеров и мастеров по маникюру, продавцов продуктовых магазинов и доставщиков пиццы. Медосмотры, результаты которых отмечают в медицинской книжке, сотрудник проходит за ваш счет.

Справка из МВД об отсутствии уголовной судимости — нужна, если работа связана с детьми, медициной и сферой образования.


Проведите вводный инструктаж

И поставьте об этом отметку в журнале регистрации вводного инструктажа. Дайте на подпись сотруднику. Храните.


Заключите трудовой договор

Микропредприятия на упрощенном кадровом учете используют типовую форму трудового договора. Это утвержденный правительством шаблон, который надо заполнить, распечатать в двух экземплярах и подписать с сотрудником. Бумаги оформите в течение трех дней после выхода человека на работу, иначе можно получить штраф от 10 тыс. до 100 тыс. рублей.

Обратите внимание на раздел «VI. Охрана труда», пункт 24. Если вы наняли программиста, редактора, секретаря или другого офисного человека, который работает за компьютером и с бумагами, отметьте, что первичный инструктаж сотрудник не проходит. Считайте, что пронесло.

Почти для всех остальных (складской рабочий, бариста, мясник) придется провести первичный инструктаж перед началом самостоятельной работы. Это не то же самое, что вводный инструктаж, о котором мы уже говорили. Первичный инструктаж проводит человек, который прослушал курс лекций по охране труда. Вы можете пройти его самостоятельно (стоит от 2 тыс. рублей) или нанять агентство, которое проинструктирует сотрудника и оформит нужные бумаги за вас.

Итак, договор. Один экземпляр подписанного документа отдайте сотруднику. На другом попросите от руки написать: «Экземпляр трудового договора получил», поставить подпись и дату. Этот экземпляр оставьте себе.


Издайте приказ о приеме на работу

Оформите бумагу по форме Т-1 в течение трех дней с момента выхода сотрудника на работу. Документ остается у вас.


Встаньте на учет в Фонд социального страхования

В течение 30 дней с момента найма первого сотрудника встаньте на учет в ФСС как работодатель. Удобнее всего это сделать через Госуслуги. Когда будете нанимать второго, третьего и всех других работников, сообщать об этом в ФСС уже не надо.

Готово. Теперь вам ежемесячно, ежеквартально и раз в год надо платить за сотрудника социальные взносы и сдавать отчетность. РСВ-1, 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, 4-ФСС, СЗВ-М — ух! Сделать всё правильно и не пропустить сроки помогут системы облачной бухгалтерии — «Мое дело», «Эльба». Если вы хотите делать это сами, всё же подключитесь к бухгалтерскому сервису на бесплатный пробный период — разберетесь, что к чему (а платить не придется).


КИВИ Банк (АО). Лицензия № 2241, выдана Центральным банком РФ 22.01.2015 г.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России