• Usd 69.97
  • Eur 81.39
  • Btc 6258.95 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

GrowGrow: как построить бизнес за $80 благодаря любителям марихуаны и легалайзу в Грузии

GrowGrow: как построить бизнес за $80 благодаря любителям марихуаны и легалайзу в Грузии

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Спецпроекты Партнерский материал

Чего я не знала, начиная бизнес: Анна Цфасман, основательница сети кофеен «Даблби»

Чего я не знала, начиная бизнес: Анна Цфасман, основательница сети кофеен «Даблби»
Иллюстрации: Евгений Тонконогий

В 2012 году Анна Цфасман, уволившись с позиции управляющего директора сети «Кофеин» (а до этого успевшая поработать в «Студии Артемия Лебедева» и Coca-Cola), с партнером основала компанию «Даблби». Сейчас сеть насчитывает более 70 кофеен по всему миру (самым дорогим проектом стало открытие точки в Дубае), а ее выручка только за прошлый год составила 666,3 млн рублей. За пять лет в бизнесе основательница сети научилась выстраивать взаимоотношения с инвесторами и прощаться с партнерами, досконально разобралась в Налоговом кодексе и поняла, как зарабатывать даже в кризис. Вот семь открытий, которые она сделала, став предпринимателем.

№1

Инвесторы вам не друзья


Начиная бизнес, я не понимала, как сложно договариваться с теми, у кого много денег. Поначалу я воспринимала инвесторов как партнеров, забывая, что это жесткие бизнесмены, которые не просто так получили свои доли рынка. Нельзя общаться с ними как с друзьями, того же ожидая и от них. Нужно всегда помнить, что у них свои задачи и свое понимание бизнеса. Как показал мой опыт, нередко инвесторы начинают с тобой проводить какие-то эксперименты: требовать разных показателей и смотреть, как компания с этим справится. В моем случае они могли взять какую-то тему и долго говорить, что я в этом не разбираюсь. Так было, например, с налогами — но в итоге я прочитала Налоговый кодекс, и это было проще, чем спорить. Еще момент: инвесторы не всегда держат свое слово. Сегодня они могут сказать одно, а завтра другое. И если сегодня с ними есть определенные договоренности, не факт, что завтра не придется всё начинать сначала.

№2

В России нужно разбираться в налогах


Если бы мы работали на Западе, можно было бы не разбираться, потому что там большие компании зарабатывают на капитализации, когда налоги не важны. В России EBITDA и капитализация компании ничего не значат, здесь важен другой показатель — прибыль. Поэтому считать проект без налоговой нагрузки здесь не имеет смысла. Правда, в большинстве случаев инвесторам приносят бизнес-план, где не то что налоги не подсчитаны — там прибыль весьма условная. А у нас даже этого не было. Сейчас я понимаю, как правильно выстраивать юридическую и бухгалтерскую структуру, — на мой взгляд, собственник обязан в этом разбираться.

№3

Миллион долларов можно спустить всего за год


Все знают, что деньги периодически заканчиваются, но в бизнесе ты этого не ожидаешь. У нас был $1 млн, который мы благополучно спустили в первый же год, не осталось ни копейки. И надо отдать должное акционерам, они сказали, что готовы дать нам денег. Я отказалась, потому что это значило бы, что я не могу заниматься бизнесом, а могу только залезать в чужой карман. Мы не взяли деньги — вместо этого начали оптимизировать работу: договорились об отсрочке или рассрочке ряда платежей, увеличили активность в соцсетях, провели семинары для бариста, чтобы увеличить продажи в кофейнях, стали продавать франшизу, срезали зарплату руководителям. За два месяца ситуация улучшилась, мы стали работать в плюс и тщательнее считать деньги.

№4

В кризис нужно не оптимизировать расходы, а больше зарабатывать


Как только начался кризис, сразу стало понятно — увольнять никого нельзя. Чем сильнее кризис, тем меньше предприниматель должен дергаться: в сильном стрессе ты плохо принимаешь решения. Поэтому главное, на чем ты должен сосредоточиться, когда возникают проблемы с деньгами, — как заработать больше. Брать заемные средства, чтобы «сейчас всё наладить», — очень плохая идея. Если нет понимания, где и как можно заработать, лучше закрыть бизнес, а не копить долги. Признать, что у тебя не получилось, — это нормально.

№5

В России мало хороших специалистов в маркетинге


Весь 2017 года мы потратили на масштабную реструктуризацию компании, перестроили практически все отделы. Сложности возникли с маркетингом, потому что найти в России профессионала-маркетолога очень сложно: есть те, кто знаком с некоторыми инструментами, и те, кто умеет осваивать бюджеты. В итоге мы нашли международную компанию, которая займется этой работой, а найти собственного директора по маркетингу в России мне так и не удалось. Я лучше подожду, пока мы станем еще крупнее, и тогда возьму специалиста с западного рынка.

№6

С партнерами по бизнесу приходится расставаться


Я думала, что если начала бизнес с определенными людьми, с ними дальше и буду работать. Как замуж выйти — раз и навсегда. Увы, иногда приходится разводиться. У нас один из партнеров хотел, чтобы была одна, но идеальная кофейня и оптовые поставки кофе другим компаниям. Этот подход имеет право на жизнь, но я понимала, что с ним мы в лучшем случае смогли бы зарабатывать 200-300 тыс. рублей в месяц. Поэтому через год с небольшим мы с этим партнером расстались, чтобы не мучить друг друга. Это было непросто, но со временем все успокоились и сейчас мы с ним нормально общаемся.

КИВИ Банк (АО). Лицензия № 2241, выдана Центральным банком РФ 22.01.2015 г.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России

Gett для Бизнеса

Все фишки
и секреты сервиса