Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Точка старта Партнерский материал

Чего я не знал, начиная бизнес: Александр Коровин, сооснователь Qlean

Чего я не знал, начиная бизнес: Александр Коровин, сооснователь Qlean
Иллюстрация: Евгений Тонконогий

Когда в 2014 году три стартапера основали клининговый сервис Qlean, они были уверены, что главное — сделать классный продукт, а потом у них будет много свободного времени, чтобы летать на Бали. Сегодня сооснователь сервиса и состоявшийся предприниматель Александр Коровин понимает, что свой бизнес и частый отпуск плохо совмещаются, но плюсы перевешивают. Вот шесть фактов о буднях предпринимателя, которые стали для Коровина открытием.

№1

Не думать о бизнесе нельзя


Есть заблуждение, что, занимаясь бизнесом, ты управляешь своим временем. Я думал: стану сильно свободнее, буду уезжать на сказочное Бали на три месяца, а бизнес будет сам работать. Ни разу не так. За три года я слетал на Бали однажды, и это точно был не тот отдых, когда можно уехать надолго и не думать о бизнесе.

№2

Отдыхать тоже важно


Самое важное, что я для себя понял, — нельзя перегорать. В стартапе работаешь по выходным и по ночам, но если прожить в таком режиме полгода, то становится очень плохо. У меня хватало мотивации, но не хватило здоровья и начались жуткие вещи: болезни, депрессия, панические атаки. Из этого очень трудно выбраться, нужно на долгое время отойти от работы, чтобы не переживать. Лучше регулярно отдыхать один-два дня в неделю. Нужен баланс работы и личной жизни, но у меня пока такого баланса нет.

№3

Мотивация команды должна быть приоритетом


Главное — не бизнес-процессы, классный продукт и сервис, а чтобы люди в твоей команде работали, чтобы у них была мотивация. HR-специалист появился у нас не так давно, этим мы занимались сами и разработали свою систему найма.

Чтобы закрыть какую-то позицию, мы общались с похожими бизнесами, понимающими, что это за специалист и чем занимается, читали описания вакансий. Так складывался образ нужного работника, и мы рассматривали кандидатов. Чем больше общались с людьми — тем точнее образ. Бывало, нам приходила заявка, хотя мы никого не искали, и это были специалисты, которых на рынке не найдешь. Имена не назову, это очень крутые ребята, и я не хочу, чтобы их схантили.

№4

Взрывной рост – это реальность


Это приятная ошибка: мы недооценили возможности роста, не представляли, что за полгода число заказов вырастет в 5 раз — с 4 тыс. до 20 тыс. в месяц. За 2015 год мы выросли в десять раз и очень быстро растем до сих пор. Сейчас будем расширять офис: не хватает мест, где можно поговорить по телефону, отдохнуть и подумать. Будем в целом трансформироваться, потому что в небольшой компании проще поддерживать корпоративную культуру, а теперь нужны новые решения.

№5

Компетенции партнеров важнее личных отношений


Когда мы втроем начали бизнес, то не особо оценивали компетенции друг друга, просто я отвечал за продукт, Никита Павлов за маркетинг, а Никита Репешко — за операционную деятельность. А за три года поняли, что стоит тщательнее выбирать партнера, оценивать soft skills и hard skills. В итоге мы сработались, но на это ушло время. В идеале должен быть баланс и нужно начинать бизнес с компетентным человеком, близким тебе по духу.

№6

Инвесторы бывают адекватными


Мы думали, что инвесторы это скучные люди в строгих костюмах, которым будет невозможно объяснить, кто мы и что делаем. В итоге нам очень повезло с инвесторами: они с нами на одной волне. Мы всему учились вместе с венчурным фондом AddVenture, сначала они сами вышли на нас, а затем дважды инвестировали, сначала 70, а потом еще 250 млн рублей. Построение финансовой модели, структура сделки, нюансы инвестиций — мы ничего об этом не знали, пока не стали сотрудничать с инвесторами.


КИВИ Банк (АО). Лицензия № 2241, выдана Центральным банком РФ 22.01.2015 г.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России
Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России