Мини-отель на 30-50 человек — хостел — не будет приносить пассивный доход: владельцу нужно самому встречать гостей, менять туалетную бумагу и вообще активно участвовать в работе. Зато рынок хостелов быстро развивается: в Москве с 2013 по 2017 год их количество выросло в 12 раз — с 30 до 360, а по всей стране насчитывается более 2 тыс. мини-отелей. В конце октября 2017 года, еще до финальной жеребьевки команд-участниц, московские власти сообщали, что на период проведения Чемпионата мира по футболу забронировано около 60% номерного фонда города, а недорогих вариантов в центре не осталось совсем. На фоне падения реальных доходов спрос на недорогие отели со стороны россиян растет: по данным OneTwoTrip, с 2014 по 2017 год доля хостелов и апартаментов в структуре бронирований по России выросла с 0,2% до 6% — хотя они все еще проигрывают по аудитории гостиницам, как следует из данных Росстата. Предприниматели рассказали Inc., что для открытия хостела понадобится от 1,5 до 5 млн рублей, соблюдение ГОСТа, дружба с МВД, МЧС и администратор-гуру общения.
Нужно определиться с концепцией— от нее будет зависеть выбор помещения. Если речь о небольшом хостеле, ориентированном на размещение туристов, понадобится помещение в центре города. Если отель рассчитан на рабочих и таксистов, можно искать варианты больше и дальше от центра. Если нужно «зацепиться» за трафик — скажем, из конгресс-центра, — придется вести поиск в конкретном районе.
Сколько хостелов в России
МОСКВА — 423
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — 368
КАЗАНЬ — 85
ЕКАТЕРИНБУРГ — 73
РОСТОВ-НА-ДОНУ — 37
СОЧИ — 37
НИЖНИЙ НОВГОРОД — 29
САМАРА — 28
КАЛИНИНГРАД — 27
Если у предпринимателя уже есть помещение, будет разумно придумать концепцию, отталкиваясь от его особенностей. Так поступили управляющие партнеры хостела Subway в центре Москвы Антон Обух и Александр Козлов. У Обуха и его матери была квартира у станции метро «Пушкинская» — она занимает полтора этажа, и в ней большие коридоры, которые хотелось стилистически обыграть: кто-то сравнил их с тоннелями метрополитена. Кроме того, рядом с хостелом четыре станции метро. Так родились название Subway и элементы оформления, выполненные в цветах линий московской подземки. Гостиную оформили как депо, в которое гость как бы «приезжает» по коридорами-тоннелям.
Определиться придется с размером помещения и с его расположением — в жилом или нежилом фонде. Нежилой фонд нужно адаптировать под проживание. Но с точки зрения закона организация гостиничной деятельности в нежилом фонде правильнее, считает хостельер Роман Сабиржанов. Иначе нельзя будет параллельно с хостелом организовать кофейню. А для хостела или небольшого отеля продажа кофе, выпечки, завтраков для клиентов — это значительная часть дохода», — говорит Сабиржанов. С другой стороны, жилой фонд по всем санитарным нормам подходит для проживания людей и можно не беспокоиться, что что-то будет в этом плане нарушено.
Евгений Насонов
Глава некоммерческого объединения «Лига хостелов»
— Я не верю в эффективность хостелов площадью меньше 120 кв. м. От 120 до 200-250 кв. м. — это скорее форма самозанятости: вы не сможете нанять управляющего и уехать в Таиланд — это будет ваше дело. Профессиональный бизнес начинается от 250 кв. м. С другой стороны, 1 тыс.-1,5 тыс. кв. м. — это максимум для начинающего предпринимателя или для человека с не очень большим опытом в этой области. История московских хостелов показывает, что большие точки работают не очень хорошо. Если есть деньги на такой крупный объект, лучше открывать гостиницу.
В России нет закона, который регулировал бы деятельность хостелов. С 1 января 2015 года в силу вступил профильный регламент «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам» (допускает размещение хостелов в квартирах при наличии не менее 4 кв. м на человека, а также туалета и душевой кабины на каждые 15 человек), но он носит рекомендательный характер. Этот стандарт входит в систему законодательных актов и действует, пока в качестве закона не будет принято иного понятия хостела, объясняет Анастасия Худякова, юрист правового департамента HEADS Consulting.
В Москве к хостелам в нежилом фонде у властей вопросов, как правило, нет, а в многоквартирных домах можно работать, если нет жалоб соседей, — в противном случае высока вероятность закрыться, говорит Евгений Насонов из Лиги хостелов. Вообще власти столицы скептически смотрят на хостелы, говорит Обух: «Люди, не стесняясь в выражениях, заявляют, что все эти «притоны» закроют». Но мини-отель в жилом фонде требует меньше инвестиций на старте плюс позволяет реализовывать формат «уютного элитного хостела», говорит Насонов.
В Санкт-Петербурге рекомендую открывать хостел в нежилом помещении, исключая подвальные помещения и цоколь, говорит Валерий Улитин, владелец компании Positive Group, управляющей сетью гостиниц и хостелов в северной столице, — хотя на деле львиная доля хостелов в городе находится именно в жилых помещениях.
В Госдуму внесены сразу три законопроекта по этому вопросу: два из них запретительные. Все они будут рассмотрены в весеннюю сессию парламента 2018 года, хостельеры замерли в ожидании. Споры вокруг этого вопроса не утихают уже несколько лет. Страдают добропорядочные предприниматели во многом из-за нарушений со стороны менее законопослушных — в частности, «резиновых» хостелов, регистрирующих нелегальных мигрантов, или просто тех, кто создает неудобства для жильцов дома.
Хостельеры говорят. что в жилом доме нужно найти механизмы взаимодействия с подъездной общественностью. Не стоит открываться в подъезде, где хоть один жилец будет против вас. Иногда владельцы хостелов стараются построить хорошие отношения с соседями, благоустроив общие зоны (насколько позволяют финансы) или, скажем, повесив дополнительные камеры.
Чтобы стартовать в нежилом фонде, нужно 5 млн рублей, а в жилом — 1,5, оценивают отельеры. Прикинуть стоимость начальных вложений можно, умножив площадь помещения на 16-18 тыс. рублей, — это расходы на ремонт, оборудование и депозит по аренде. Дороже обойдется открытие капсульного хостела: если обычная кровать со шторками стоит 5-6 тыс. рублей, то двухэтажная капсула — 40 тыс. рублей, рассуждает Евгений Насонов.
На запуск Subway Обух и Козлов потратили 2,5 млн рублей: ремонт и материалы — 50%, еще около 40% — оборудование (кровати, столы, стулья, ресепшн, шкафы, стиральная машина, холодильник), 10-15% — остальное (платный консалтинг, сайт, первичная раскрутка).
Ремонт стоит делать с учетом требований ГОСТа. Евгений Насонов советует не перегружать хостел: «Если можно разместить 35 людей комфортно, а 50 — как сельдей в бочке, лучше сделать 35 мест, это будет экономически выгоднее».
Антон Обух рассказывает, что им косметическим ремонтом обойтись не удалось, пришлось менять проводку, что стало ударом на 100-120 тыс. рублей. «Ты размещаешь незнакомых людей, берешь за это деньги, то есть если будут проблемы с электричеством и коммуникациями, все может кончиться штрафами или трагедией», — объясняет он.
Антон Обух
Сооснователь хостела Subway (в прошлом — аналитик отдела развития сети Azimut Hotels):
— Любое гостиничное использование объекта — это использование живыми людьми. Плохие материалы долго не прослужат. Если что-то можно отломать — оно будет отломано. Кроме того, зачастую люди не очень бережно относятся к мебели и оборудованию, рассуждая так: я за это заплатил, могу себе позволить. Это не хорошо и не плохо, это просто нужно понимать и помнить.
Предприниматели рекомендуют не экономить на матрасах — то есть на качестве сна. Основатели Subway купили в IKEA такие же матрасы, как лежат у них дома, — и в первые же недели получили отзывы о том, что очень удобно спать (сейчас хостел входит в топ-10 московских мини-отелей на Booking). В идеале можно сделать звукоизоляцию — как минимум, чтобы снизить вероятность конфликтов с соседями. Придется также вложиться в установку камер, — это требование антитеррористического закона. Обязательно нужно поставить тревожную кнопку.
Получение прибыли от хостелов может идти через ИП или ООО, говорит Анастасия Худякова. «Дополнительных лицензий для хостелов не требуется, однако не исключены проверки Роспотребнадзора, МЧС по пожарной безопасности и другие. Таким образом, как и любым другим компаниям, работающим с потребителями, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические, пожарные и иные нормы», — объясняет она. Например, понадобятся договор со спецпрачечной, журнал генеральных уборок, медкнижки сотрудников, перечисляет Насонов.
Валерий Улитин из Positive Group рекомендует открывать ООО: удобнее будет принимать платежи, работать с агентствами бронирования и впоследствии продавать бизнес.
В соответствии с федеральным законом, предприниматели, которые планируют открыть гостиницу или хостел, должны отправить уведомление в Управление Роспотребнадзора, подчеркивает само ведомство. Также нужно сообщить в МВД: все иностранные и российские гости должны быть зарегистрированы. Чтобы получить право это делать, нужно зарегистрироваться самому — как бизнесу.
В ряде регионов (в частности, в городах, принимающих матчи чемпионата мира по футболу) хостелы уже сейчас обязаны пройти процедуру классификации. Закон об обязательной классификации Госдума приняла в январе 2018 года: определенное количество звезд с 1 июля 2019 года будет присваиваться всем гостиницам с номерным фондом более 50 номеров, с начала 2020 года — от 15 номеров, с уже с 2021 года требование будет касаться вообще всех. Собеседники Inc. сходятся во мнении, что лучше пройти классификацию сразу — это можно сделать в любой аккредитованной компании (подотчетны Министерству культуры). Стоит это около 15 тыс. рублей для хостела, расположенного в квартире, 20-30 тыс. рублей — для хостела в нежилом помещении с кофейней, оценивает Насонов.
Стоит заранее познакомиться с инспекторами различных надзорных органов и узнать требования для хостела. Большая часть из них — разумные: пользование услугами спецпрачечной, дезинфекция и прочие. Странные требования можно попросить предоставить в письменном виде — в 80% случаев это снимает вопросы, говорит Евгений Насонов. Если есть контакты в надзорных органах, можно попросить их заранее проверить, все ли нормы соблюдены, чтобы исправить ошибки к открытию.
Вызовите фирму, занимающуюся пожарной безопасностью — оборудованием и монтажом: они бесплатно (надеясь на сотрудничество) или за небольшие деньги проведут консультацию.
«Общий совет — больше и легче вступать в коммуникацию с внешним миром. Люди делятся опытом, подчас бесплатно и охотно», — говорит Антон Обух. В Facebook есть группы, посвященные гостиничному бизнесу, есть индустриальные мероприятия, где эксперты из этой сферы ведут семинары — некоторые бесплатные. Обух советует на них ходить и общаться с коллегами из отельного бизнеса: хотя у хостелов есть своя специфика, во многом нет никаких отличий — например в финансовом учете, — да и проблемы возникают одинаковые.
Хостельеры дают и платные консультации. Например, основатели хостела Soul Kitchen в Санкт-Петербурге, который уже четырежды становился лучшим по версии Hostelworld.com, рассказывали Inc., что дают советы начинающим предпринимателям по Skype. Час они оценили в 7 тыс. рублей.
Доход будет зависеть от загрузки и среднего тарифа. «Если в среднем койка стоит 700 рублей, средняя загрузка 60%, а кроватей у вас 20 — вы в конце года получите определенный доход», — приводит пример Обух. Исчерпывающей информации не будет, но что-то можно сравнить с собственным бытом, что-то узнать у экспертов. Не стоит сильно рассчитывать на Чемпионат мира и другие подобные мероприятия: хотя цены на размещение могут быть раз в пять выше, чем в остальное время, это скорее приятный бонус.
Средние цены
Источник: Роман Сабиржанов, совладелец «Резиденции Шкатулка», отеля и кафе «Растения и Настроения»
В Москве средняя цена койкоместа в хостеле — 400-500 рублей за ночь.
Последнее время появилось много капсульных отелей (гость получает небольшое изолированное пространство с вентиляций, освещением, персональной розеткой, чистым бельем и wi-fi). Такое место может стоить до 1 тыс. рублей в сутки.
Основной вид расходов для хостела — оплата труда. Другие операционные расходы — коммунальные, прачечная, уборочные средства и так называемые guest amenities (гель для душа, тапочки), интернет, комиссионное вознаграждение за продажи (плата Booking и другим посредникам), маркетинг и реклама, пожарная безопасность и тревожная кнопка (обязательны по закону), ПО и channel manager — система работы с заказами, поступающими из различных каналов, — плюс расходы на мелкий ремонт. Неоперационные — аренда, налоги, отчисления в пенсионный и социальный фонды.
Можно застраховать риски, связанные с нанесением ущерба гостям. Для отелей это стандартная практика, но и в случае хостела можно найти компанию, которая это сделает.
Проще всего искать персонал через специализированные хантинговые ресурсы. Этот процесс должен быть непрерывным, так как сотрудники постоянно ротируются. И это нормально. «Я не представляю себе человека, который хотел бы всю жизнь работать, к примеру, администратором хостела. Это работа с невысокой оплатой, больше подходящая для молодых людей, которые ищут себя», — говорит Роман Сабиржанов. Он не берет на работу людей, которые больше нигде не подрабатывают, не учатся и не имеют хобби: помимо механических задач сотрудник хостела выполняет важную коммуникативную роль, с ним должно быть интересно.
«Вообще правильно, чтобы владелец первые 2-3 месяца поработал вместе с сотрудниками сам», — уверен Насонов. Понадобятся как минимум администратор и горничная (или услуги клинингового сервиса).
Самое сложное — найти хорошего администратора. «Это не гостиница, где все в белой рубашке стоят по стойке смирно. Хостел — пространство общения, и администратор отвечает за атмосферу. Он должен знать язык, иметь возможность поддержать разговор о культурных событиях в городе», — рассуждает Насонов.
Антон Обух
— Мы делали ставку на сервис. Ясно, что хостел — это бюджетный вариант размещения. Но есть и обратная сторона: в отеле точки соприкосновения, по сути, — это завтрак, заселение, выселение и уборка, в хостеле гость и администратор 24 часа в сутки на виду, и эта коммуникация у гостя должна вызывать светлые чувства.
Сотрудников в хостел нужно подбирать за неделю до открытия. Во-первых, вы уже сможете им показать будущее место работы. Во-вторых, такие люди долго без работы не засиживаются. Если в течение недели вы не предоставите им работу, они пойдут в другое место.
Срок окупаемости хостела — 12-20 месяцев, говорит Евгений Насонов. По его мнению, ввязываться в эту историю имеет смысл, когда прогнозируемый показатель не превышает 24 месяцев. Subway точку безубыточности надеется пройти за 1,5 года — без учета доходов от чемпионата мира по футболу.
Основатели двух московских хостелов, Star Wars и «Циолковского», рассказывали, что их проекты не окупились за два года. По словам Валерия Улитина, 2 года — это оптимистичный сценарий: чистая маржинальность — в лучшем случае около 50%. На деле хостел нередко может быть убыточным и на четвертый год существования.
95% продаж большинства хостелов приходятся на Booking, Expedia и Ostrovok (первый приносит 85%, лучше регистрироваться в большем числе каналов) — но они берут комиссию в 18%, оценивает Евгений Насонов из Лиги хостелов. Заметную роль играет ресурс Hostelworld. Продают и картографические сервисы — Google Maps, Яндекс Карты, 2GIS (последний особенно хорошо работает в регионах). Для более простых хостелов — тех, что работают не с туристами, а людьми, приехавшими в столицу работать, может быть полезно размещение на Avito. Бессмысленно продвижение через Google Adwords и Яндекс Директ, продолжает Насонов, там любой хостел проиграет соревнование с агрегаторами. Если объект уникальный — там интересные гости, необычный дизайн, проводятся мероприятия, работает и событийный маркетинг, — можно размещать мероприятия на TimePad.
Даже крупный сетевой отель не может похвастаться прямыми продажами больше 30% от всех каналов дистрибуции, остальное приходит от комиссионеров, оценивает Обух. Впрочем, в случае хостела, если у тебя хороший сервис, люди приезжают повторно быстрее, чем в отели. — это те, кто попадает в город по работе, и можно побуждать их бронировать напрямую спецпредложениями — или даже просто попросить об этом.
Улитин, напротив, полагает, что на агрегаторы приходится максимум 40% продаж, может быть, за исключением первых 2-3 месяцев деятельности. «Начинающим стоит понимать, что это не автоматический бизнес, придется искать клиентов. Рынок в Санкт-Петербурге конкурентный, маржинальность низкая. А агрегаторы съедают до 20% выручки, с ними тяжело работать — это трудозатратно и постоянно требует вашего внимания».
Соцсети почти не продают— в первую очередь это история имиджевая, уверен Обух: если тебя нет онлайн, ты мертв. Он считает, что сайт и соцсети нужны, хотя сегодня всего порядка 5% бронирований Subway получает из этих каналов.
Хостел — это не история про пассивный доход. Владелец такого бизнеса будет вовлечен в операционную работу: кончилась туалетная бумага — едешь за ней. Сгорел монитор — идешь менять. Перестало работать ПО — занимаешься этим ты, говорят основатели Subway.
«Один факт меня поразил в свое время. Гости хостела или отеля готовы многое простить, на многие неудобства могут закрыть глаза, если им уделяется достаточное внимание. Задача отельера — придумать такую систему управления, чтобы ни один гость не был обделен вниманием: от момента бронирования номера или койкоместа до его выселения», — говорит Роман Сабиржанов.
КИВИ Банк (АО). Лицензия № 2241, выдана Центральным банком РФ 22.01.2015 г.