Хорошую готовую фирму придется поискать, тщательно проверить и решить, каким именно способом вы ее купите. Обязательно придите в компанию в качестве клиента и подумайте, как вы будете исправлять недостатки в ее работе. Вам помогут деловые контакты и специальный агент. Вот как проверить фирму, чтобы не купить кота в мешке.
(А если вы собираетесь регистрировать бизнес, почитайте, как выбрать между ИП или ООО)
Вам предстоит:
1.
Составить первое впечатление о выбранном бизнесе
2.
Проверить компанию на чистоту
3.
Оценить риски и стоимость
4.
Выбрать способ покупки
5.
Передать деньги и стать полноправным владельцем
Где искать готовый бизнес:
у знакомых. Самый простой путь. Выясните: возможно, ваши друзья или их знакомые как раз продают бизнес;
в сервисах с объявлениями. Общие (avito.ru, youla.io, irr.ru) и специализированные (business-trio.ru, businessesforsale.ru, solomoninvest.ru);
у владельцев напрямую. Если приглянувшийся вам бизнес не выставлен на продажу — это еще не значит, что его нельзя купить.
Сделайте это сами, без чужой помощи. С владельцем, агентом и другими заинтересованными лицами вы пообщаетесь позже. Чтобы понять, а надо ли вообще связываться, разведайте обстановку. Явитесь под видом клиента и сделайте выводы: какие люди работают в компании, как выстроен менеджмент, есть ли клиенты и как вы исправите недостатки (которые обязательно найдутся).
Если речь идет о покупке торговых автоматов — посмотрите, насколько они удобны и в хорошем ли месте установлены.
Если покупаете бизнес с сотрудниками, постарайтесь понять, насколько велика роль собственника и как всё изменится, когда он поменяется. Уйдет ли команда? Потребует ли прибавки к зарплате? В малом бизнесе рабочие отношения часто строятся на дружбе или родственных связях — в этом случае наверняка придется искать новый персонал.
Может быть, продавец взял цену с потолка или намеренно ее завысил? Или продает дело слишком дешево, чтобы провернуть сделку побыстрее и скрыть важные недостатки? Это вам предстоит выяснить.
Если бизнес маленький и сумма сделки невелика, можно оценить всё самостоятельно. В таком случае будьте готовы общаться с владельцами, контрагентами, клиентами и заглядывать в бухгалтерскую отчетность. Если владелец отказывается дать к ней доступ — это повод насторожиться и ничего не покупать.
При оценке стоимости бизнеса учитывают:
1.
Возраст
2.
Месторасположение
3.
Продажи, доходы, обороты
4.
Товарный запас
5.
Активы и фонды
6.
Расходы, кредиты, долги
7.
Причину продажи
8.
Репутацию (отношения с клиентами, контрагентами, отзывы в интернете)
9.
Наличие лицензий и прочих разрешительных документов
10.
Наличие сайтов, брендов, патентов и другой интеллектуальной собственности
11.
Наличие персонала
12.
Наличие конкурентов и аналогичных бизнесов на продаже
13.
Тренды в городе и стране, экономическую ситуацию
Основной риск при покупке готового бизнеса связан с укрыванием долгов. Никакие договоры и гарантийные письма покупателя не страхуют от обмана: при смене участников ООО долги останутся на организации. Даже если в договоре купли-продажи об этом ни слова, долги переходят полностью, это подтверждает и судебная практика. Выход один — внимательно изучить все бухгалтерские документы компании и проверить ее по разным базам, в том числе платным.
Если чувствуете, что не справляетесь, наймите профессионального оценщика, состоящего в саморегулируемой организаций (СРО). Специалист проведет процедуру дью-дилидженс, то есть всестороннюю оценку бизнеса.
Тревожные звонки
Вам отказывают в свободном доступе к бухгалтерии и другой информации.
Продавец торопится заключить сделку.
Нет четкой причины продажи бизнеса или эта причина негативная: дело перестало приносить прибыль из-за кризиса в отрасли, компания находится под угрозой банкротства или замешана в криминальных схемах. Примеры хороших причин продажи бизнеса: владелец планирует вложиться в другое дело, хочет отойти от дел либо у него не хватает денег, чтобы развивать компанию.
Из третьих источников вы выяснили, что какую-то информацию о бизнесе продавец исказил.
Вариант 1. Смена учредителей ООО
Как правило, мероприятие проводится в два этапа.
Сначала в организацию вводят нового участника: увеличивают уставной капитал и отдают ему часть доли, например 50%.
После получения листа записи из ООО выводят старых участников путем продажи их долей уставного капитала.
И вот — у компании новый владелец со 100% долей.
Минусы
Если у компании есть долги, они останутся за ней.
плюсы
Все лицензии, разрешительные документы, договора аренды и даже счет в банке переходят новому хозяину.
Вариант 2. Регистрация ИП или нового юрлица и передача ему активов
Купить или продать ИП нельзя: это не юрлицо, а обычный человек с правом вести бизнес. Зато любой индивидуальный предприниматель может продать всё, что связано с его бизнесом, другому ИП или ООО: зарегистрированный торговый знак, помещения, оборудование и базу клиентов (при условии их письменного согласия на передачу персональных данных).
Так удобно покупать скажем, салон цветов, барбершоп или фудтрак. Вам достается оборудованное помещение или машина. Останется переоформить договоры с поставщиками, получить разрешение на торговлю с автомобиля, нанять сотрудников — и всё готово.
Минусы
Новый владелец должен будет получить новые разрешения и лицензии, переоформить договор аренды, получить сертификаты, если производит продукцию. Сотрудников придется заново принимать на работу. Бывает, что фирма-посредник заранее создает юрлицо и получает на него всю необходимую документацию, что сводит простои бизнеса к минимуму.
плюсы
Всё ненамного сложнее, чем ситуация, когда один человек продает другому б/у холодильник или квартиру.
Вариант 3. Покупка имущества компании-банкрота
Имущество компании-банкрота можно купить на электронном аукционе. Там выставляют минимальную цену лота, а участники аукциона повышают ставки, пока кто-то из них не становится новым владельцем имущества. Если на аукционе лот не купили, он реализуется через публичное предложение со снижением цены, пока его кто-то не купит.
Минусы
Есть риск, что появится другой претендент и перебьет цену. Вы покупаете не компанию, а ее имущество.
плюсы
Низкая стоимость — как правило, имущество продается уже на этапе публичного предложения и его стоимость снизилась на 30-40% по сравнению с первоначальной.
Как правило, схема выглядит так:
заключение предварительного договора (соглашения о намерениях) и внесение аванса — на счет продавца или лично в руки под расписку;
открытие аккредитива/аренда банковской ячейки в пользу продавца (после проверки бизнеса);
подписание договора купли-продажи 100% доли в компании или имущества. Банк допускает продавца к средствам аккредитива/содержимому банковской ячейки только на основании подписанного и заверенного нотариусом договора купли-продажи и нового листа записи ЕГРЮЛ (если покупаете ООО).
Эскроу-агент (англ. Escrow Agent) — специализированная
компания или физическое лицо, которая не участвует в расчетах, но организует сам процесс передачи денег и документов и страхует обе стороны от несоблюдения условий сделки. По сути, его
функция аналогична функции агента по продаже недвижимости.
КИВИ Банк (АО). Лицензия № 2241, выдана Центральным банком РФ 22.01.2015 г.