Айтишники всегда были одними из самых востребованных специалистов, а сейчас спрос на них можно смело назвать беспрецедентным. Чтобы выиграть конкуренцию за лучших представителей профессии, нужно идти неочевидными путями, — например хантить их в Telegram-каналах. О том, как это грамотно сделать и какие еще актуальные уловки использовать, в своей книге «IT-рекрутмент. Как найти лучших специалистов, когда все вокруг горит» рассказывает основатель агентства Wanted: Profi, специалист в области IT-рекрутмента Егор Яценко. Книга вышла в июне в издательстве «Альпина Паблишер». Inc. публикует ее отрывок.
Мы пишем и размещаем вакансии — и не получаем на них отклика. Это вынуждает нас идти «в поля» и активно искать кандидатов. В рамках такого поиска мы сталкиваемся с многочисленными препонами: кандидаты устают от наших звонков и писем, прячут свои резюме и отказываются общаться. Знакомая история? И хорошо еще, если просто отказываются, а не посылают в разнообразных направлениях.
Даже если вам удалось дотащить кандидата до собеседования, он может в любой момент исчезнуть, отказаться выполнять тестовое задание, засомневаться, задуматься, испугаться — и всё! Прощай, закрытие вакансии, — начинаем всё по новой.
В книге мы рассмотрим различные варианты активного сорсинга — поиска кандидатов на различных площадках — от традиционных приемов до технологий, появившихся буквально вот-вот. Начнем с нестандартного — чатов в Telegram.
Как искать
В 2020 году Telegram поменял внутренние алгоритмы работы, и те методы рекрутмента, которые были доступны раньше, перестали работать. Остаётся не так много инструментов: небольшой набор возможностей по ручному поиску людей.
Один из наиболее эффективных — выявление потенциальных кандидатов с помощью алгоритма поиска внутри чата. Как это выглядит?
Хо-хо, под страшным словом «алгоритм» скрывается максимально простая процедура. Мы заходим в любой IT-чат. Наверху видим значок «лупа». Нажимаем на него и пишем любые ключевые слова, которые нам нужны, — так мы можем найти диалог на интересующую нас тему. Например, сообщение о том, что человек работал с какой-то конкретной технологией. Или разговор о том, кто из какого города: если люди упоминают города, вероятнее всего, они там находятся (или жили, или переезжают). Учитывая, что в чате могут сидеть люди из самых разных мест и это никак и нигде не отражается, такие «географические» беседы помогут нам сориентироваться, кто откуда.
Помимо этого, мы можем написать слова, которые намекнут нам на квалификацию человека. Например, указать в поиске «тимлид» или «сеньор» и найти людей, которые писали о себе эти сведения.
Ну и, конечно же, мы можем ориентироваться на слова, связанные с поиском работы. Если люди общались между собой о том, что хотят сменить работу или подыскивают новый интересный проект, мы можем это найти и послать им информацию о вакансии. В таком случае в поиске могут присутствовать слова «собеседование», «рекрутер», «тестовое» и многие другие.
Какие лайфхаки использовать
Важно помнить, что чат — это обезличенное пространство, где люди чувствуют себя свободно, поэтому могут говорить самым разнообразным языком. В том числе трёхэтажным матом, и это не возбраняется.
Мы с вами можем очень хотеть, чтобы к нам в компанию пришёл образованнейший, начитаннейший человек, который продолжит любую строчку Афанасия Афанасьевича Фета. Но когда мы находимся в чате, человек, скорее всего, не будет цитировать поэтов XIX века. Люди чувствуют себя в чате намного безопаснее, чем в обычной жизни, говорят на сленге, поэтому нам для поиска надо находить слова, которыми они пользуются в ежедневных онлайн-беседах.
Например, то же самое собеседование в чатах часто называют «собес». Или человек может написать слово «задолбался», если он устал от текущей работы и хочет найти новую. Люди, которые играют онлайн или участвуют в разработке игр, могут использовать слово «ливнуть» (вместо «уволиться»): от английского leave — «уйти с работы». Это намного более вероятное выражение намерений, чем сообщение типа «я планирую прекратить трудовые отношения с моим текущим работодателем». Поэтому нам важно знать, как общается наша целевая аудитория, и адекватно подбирать слова для поиска. Общаясь на тему рекрутмента, IT-специалисты могут использовать как слово «рекрутер», так и «эйчар», «эйчарша» или даже «хрюша». Это, конечно, грустно слышать, но люди так пишут.
По слову «хрюша» мы можем найти человека, который негативно относится к HR-специалистам, и нам будет с ним сложно. Зачем, спрашивается, он нам нужен? Может быть, именно он и не нужен. Но его слова мог прокомментировать кто-то другой, кто будет более лоялен.
А может быть, именно он и станет идеальным кандидатом. Я не берусь осуждать человека, который пишет неприятные слова в IT-чате, потому что не знаю его опыта взаимодействия с HR и что у него на уме в целом. Может, он погорячился, не подумал, поэтому не стоит моментально делать поверхностные выводы типа «этот человек нам не подходит». Негативное отношение — это не повод не написать специалисту.
Вот несколько примеров, как можно найти ссылки на поиск работы в различных чатах.
И тут возникает вполне логичный вопрос: стоит ли заниматься таким поиском — ходить по чатам, сорсить в них, подбирать слова для поиска? Какова конверсия этого всего? Важно понимать: все зависит от вас.
Много ли кандидатов можно так найти? Конечно, меньше, чем на job-бордах. На ресурсах, предназначенных для поиска работы, кандидатов, естественно, больше. В чатах найти будущих сотрудников сложнее. Но, несмотря на это, такой поиск позволяет выявить тех, до кого иначе просто не дотянуться.
У меня были ситуации, когда люди пробовали этот метод, чтобы закрыть сложные вакансии — «висяки», по которым несколько месяцев никого и нигде не удавалось найти. И по результатам писали мне, что способ сорсинга в чатах настолько же гениален, насколько прост.
Многие думают, что это займёт много времени и сил, поэтому даже не пробуют. На самом же деле опыт показывает, что метод вполне рабочий. Ещё один немаловажный вопрос: как мы обратимся к кандидату? И это действительно сложная задача. Если мы напишем не очень хорошее сообщение, есть вероятность, что нас проигнорируют или мы даже получим негативную реакцию в ответ.
Но, согласитесь, если мы не попробуем, то и не узнаем, каким мог бы быть результат.
Как общаться
Итак, если взять идеальный сценарий рекрутмента в чатах, то последовательность действий будет такой:
Зачем это нужно? Дополнительная информация позволяет нам персонализировать сообщение, которое мы собираемся отправить. То есть сделать его не «холодным» типа «вот у меня есть такая вакансия, интересно — не интересно?», а индивидуальным. «Холодные» сообщения разработчики получают десятками в день. Если же мы собрали информацию о человеке и задали ему вопрос, который затрагивает его интересы, то шансы завязать продуктивный контакт значительно возрастают.
Другая история: у нас не всегда получается собрать полноценное досье или просто нет на это времени. В таком случае нам ничего не мешает персонализировать обращение исходя из той информации, которая у нас уже есть.
Мы же знаем, что этот человек состоит в каком-то конкретном чате, где мы его нашли. Там он писал какое-то конкретное сообщение, например о желании сменить работу или об увольнении. Мы можем почитать другие его переписки. И, прямо ссылаясь на эти конкретные сообщения, написать:
«Николай, привет! Я видел, что вы хотели менять работу, а я как раз в поиске специалиста по вашему профилю. Насколько это актуально для вас? Потому что я вижу, что вы писали это полтора месяца назад».
Чаще всего я получаю вполне человеческий отклик типа: «Слушай, ну ты, конечно, заморочился! Вообще особо не ищу, но вакансию пришли». И это здорово, потому что таким образом вы становитесь не просто рекрутером, который нашёл резюме и прислал стандартное описание вакансии. Вы становитесь человеком, который искал его по чатам, нашёл, вы что-то о нём знаете и задаёте адекватные вопросы.
Люди такого, как правило, не ожидают. И этот элемент неожиданности даёт отличные результаты. Все уже привыкли к стандартным инструментам рекрутмента, особенно разработчики, которые получают тонны писем и сообщений о вакансиях. Чаще всего такие обращения не персонализированы, а иногда не имеют ничего общего даже с их опытом работы. И тут приходит индивидуальное сообщение, в котором спрашивают, что важно для кандидата на сегодняшний день, что для него актуально с точки зрения поиска работы.
Такой подход сразу даёт понять, что вы адекватны и не собираетесь ему ничего впаривать. Вы сразу получаете несколько очков в карму, и вам не надо бороться с негативным отношением, которое есть у многих разработчиков априори. И оно зачастую оправданно, потому что на рынке, к сожалению, достаточно много неадекватных рекрутеров.