Болезнь тридцатилетних. Что такое кризис четверти жизни и как его правильно прожить

Болезнь тридцатилетних. Что такое кризис четверти жизни и как его правильно прожить
Фото: martin-dm / Getty Images

Молодые люди в самом расцвете сил вдруг перестают понимать, что они делают на этой работе, с этим человеком и зачем вообще живут. Что это — преждевременный кризис среднего возраста, о котором нам рассказывают фильмы и сериалы, или просто сезонная хандра? На самом деле, это признаки кризиса четверти жизни, который современный человек переживает в возрасте плюс-минус 30 лет. Почему этот кризис возникает и как прожить его экологично для самих себя, рассказывает Марина Волкова, клинический психолог, психотерапевт сервиса «Ясно». 

Что вообще такое кризис и стоит ли его бояться

Кризис — это переходный этап, когда мы больше не можем жить как прежде, но еще не адаптировались к новой реальности. С кризисами неизбежно сталкивается каждый, и, хотя это трудный период жизни, он необязательно деструктивен. Кризис свидетельствует о том, что мы развиваемся и выходим на новый уровень.

В такие периоды жизнь бросает нам вызов — важно не прятаться от проблем и от самих себя, чтобы не увязнуть на одном месте. Это время стоит использовать, чтобы осмотреться, определить свое место в жизни и дальнейший путь, открыть в себе новые возможности.

Откуда берется кризис

Существуют разные периодизации кризисов развития, но все они соотносятся с двумя этапами — первая и вторая половина жизни. Первая половина (условно, конечно) продолжается примерно до 35–45 лет — в это время весь мир открыт для нас и мы осваиваемся в нем. Мы идем в гору, пока не достигнем пика, где встретимся с известным многим кризисом среднего возраста. Он знаменует собой переход ко второй половине жизни — периоду, когда мы спускаемся вниз с горы и смотрим на горизонт: принимаем собственную смертность и одновременно приближаемся к нашему подлинному «Я».

В первой половине жизни мы укрепляем свое «Я», выстраиваем устойчивые отношения с внешним миром, осваиваем реальность и исследуем свои возможности в ней. Человек стремится повзрослеть, стать самостоятельным, реализовать себя в социуме. Внутренне мы ищем свое «Я», свободное от родительских установок и болезненного детского опыта. Внешне — получаем профессию и развиваем карьеру, учимся зарабатывать деньги и достигать поставленных целей, ищем признания и выстраиваем личные отношения: находим любимого человека, создаем семью.

Часто первая половина жизни по всем этим направлениям проходит под гнетом требований социума. Человек следует определенному плану, который успокаивает тревогу и создает ощущение, что все идет так, как нужно. Он ищет место под солнцем, с энтузиазмом берется за задачи, которые ведут его к желаемому, пробует себя в разных ипостасях: кто-то получает кандидатскую степень, кто-то продвигается по карьерной лестнице, кто-то заводит детей.

Во второй половине жизни человек ищет ответы на экзистенциальные вопросы. Пытается понять, что на самом деле скрывается за его социальными масками и привычными поведенческими паттернами. Что в этой жизни было подлинно его. Как прожить оставшееся время предельно наполненно и осмысленно, чтобы почувствовать, что все было не напрасно.

Типы кризисов

Кризисов в жизни человека довольно много, и все они возникают в момент некоего перелома, смены задач, которые перед нами стоят. 

Самая популярная периодизация кризисов жизни принадлежит немецкому психологу Эрику Эриксону. Согласно его теории, первый кризис приходится на первый год жизни. Ребенок приспосабливается к реальности, учится ходить и говорить. В этот период решается вопрос доверия или недоверия к миру.

Новый кризис наступает в три года, когда происходит становление «Я» и ребенок начинает осознавать себя как личность, проявлять самостоятельность. Следующий кризис приходится на пять-семь лет. Ребенок вовлекается в отношения со сверстниками, учится адаптироваться в социуме. Через игру он познает мир, начинает замечать не только себя, но и другого. Происходит постепенный переход к учебной деятельности.

Затем наступает кризис подросткового возраста — развитие «Я». Подросток пытается понять, кто он и как его воспринимают окружающие, перестает идеализировать родителей.

Далее наступают три мощных кризисных периода уже сформировавшейся личности. В период ранней зрелости — кризис четверти жизни. В период средней зрелости — кризис среднего возраста. И в период поздней зрелости — подведение итогов и принятие смерти. 

Кризис среднего возраста — пожалуй, самый «народный» из всех кризисов. Он прославлен в десятках фильмов и литературных произведений, о нем говорят в барах и на кухнях. Рефлексия о смерти — тоже вещь довольно популярная в массовой культуре. А вот кризис четверти жизни несправедливо обделен вниманием.

Между тем с ним сталкиваются люди в самом продуктивном возрасте и часто не понимают, что переживают переломный и важный для дальнейшего развития кризисный период. Его часто принимают за ранний кризис среднего возраста — но это ошибка: и причины возникновения, и методы прожить кризис четверти жизни совершенно особые. Поговорим о нем подробнее. 

Земную жизнь пройдя на четверть

Кризис четверти жизни приходится в среднем на 27–35 лет. Это всегда время замедления и пересборки: мы смотрим на те задачи, которые ставили перед собой прежде, и оцениваем результаты, которых нам удалось достичь за первую четверть жизнь.

По смыслу и хронологии кризис четверти жизни относится к кризисам первой половины, но он помогает подготовиться к ключевому переходу, который последует за этим. Кризис среднего возраста неминуем, как и другие кризисы развития. Но мы можем смягчить встречу с ним и избежать крутого пике, если решим задачи, которые ставит перед нами первая половина жизни, в период кризиса четверти жизни. 

В 2020 году исследователи из США и Великобритании провели исследование феномена кризиса четверти жизни при помощи искусственного интеллекта и Twitter. На основе твиттов жителей этих стран удалось установить, что многих молодых людей в возрасте 18–30 лет мучает ощущение, что они застряли на одном месте. Им хочется изменить свою карьеру и отношения, большинство ощущают себя на границе между детством и взрослой жизнью. Авторы твитов активно исследуют себя и окружающий мир, пытаются выстроить свой путь в профессии, замечают нестабильность социальных ролей и отношений, так как в этот период долгосрочные связи еще не сформированы. Многие инвестируют свои силы и средства в будущее, модель которого формируется именно в кризисный период.

Возраст около 30 лет — это всегда период нестабильности. Люди, которые к этому времени не достигли успеха в работе или в любви, ищут возможность реализовать себя во что бы то ни стало. А некоторые из тех, кто сумел построить карьеру и создать семью, начинают сомневаться в правильности своего пути.

В этот период человек начинает сравнивать ожидания от себя и реальность, пытается определить, что именно нужно поменять и как выстроить траекторию своего развития, чтобы почувствовать себя счастливым.

Что делать

Бороться с кризисом бессмысленно, но можно попытаться правильно его прожить и вынести пользу для себя из этого опыта.

Первая и главная задача для столкнувшихся с кризисом четверти жизни — сепарироваться. Необходимо окрепнуть, чтобы начать по-настоящему самостоятельную жизнь. Многим кажется, что для этого достаточно разъехаться с родителями, однако это не совсем так. Обрести личную территорию, где можно устанавливать свои правила, — это важный шаг на пути к сепарации, но главное разворачивается в нашем сознании. Если вы живете на другом конце света, но мысленно ведете непрерывные диалоги с родителями или бабушкой, стремитесь к поощрению за «хорошее поведение» или, напротив, избегаете решений, за которые могут «отругать», пристыдить или отвергнуть, — сепарация не случилась. 

Не стоит забывать, что наша личная история и детский опыт влияют на нас на протяжении всей жизни. Чем лучше мы осознаем это, тем меньше мы им подвластны. Активнее всего этот процесс разворачивается в период кризиса среднего возраста, но уже в первой половине жизни мы делаем значимые шаги, «переориентирующие» нас на самих себя. Необходимо обрести внутреннюю свободу, чтобы хватило сил планировать свою жизнь и двигаться по намеченному пути.

Вторая задача — научиться пользоваться знаниями, ресурсами и возможностями, которые дает мир. Начать самостоятельно зарабатывать деньги и выстраивать профессиональный путь, реализовывать собственные амбиции, а не навязанный родителями или другими окружающими сценарий.

Наши отношения с взрослой жизнью в период 30 лет связаны с одним интересным феноменом. Ребенку свойственны магическое мышление и эгоцентризм. Маленьким детям кажется, что все, что происходит в мире, имеет к ним прямое отношение. Например, родители разводятся, а ребенок думает, что во всем виноват он. В это время также формируется иллюзия неуязвимости и идея о том, что можно избежать смерти. В подростковом возрасте ребенок начинает видеть границы своего могущества, одновременно с этим у него появляются героические устремления. Желание что-то реализовать становится более реалистичным, но оно все еще наполнено фантастическими представлениями. Подросток верит, что он вырастет кем-то особенным, что его жизненный путь неповторим. Эта идея придает ему энергию и вдохновляет.

В кризисе четверти жизни мы впервые полноценно осознаем, что эта идея была ошибочной, и разочаровываемся в идеалах детства. Мы анализируем свой опыт и понимаем, что наша жизнь не такая грандиозная и исключительная, какой мы себе ее рисовали. Человек начинает задумываться о том, насколько он удовлетворен своей работой, финансовым положением, личной жизнью, и сравнивает это с фантазиями из прошлого.

Картинка довольно мрачная, но! Если вам удастся сепарироваться — от родителей, навязанных обществом идеалов и собственных иллюзий, нащупать болевые точки и выстроить реальные векторы развития в карьере и в отношениях, то пережить кризис четверти жизни будет гораздо легче.