«Когда покупаю картину, понимаю: это минус сумочка». Ксения Маренникова о том, где покупать искусство и почему это не так дорого

Переключиться • 8 декабря 2025

«Когда покупаю картину, понимаю: это минус сумочка». Ксения Маренникова о том, где покупать искусство и почему это не так дорого

«Когда покупаю картину, понимаю: это минус сумочка». Ксения Маренникова о том, где покупать искусство и почему это не так дорого

Обложка

Авторы: Лиза Пикулицкая, Оля Распопова

Обложка: Unsplash


В арт-кругах Ксению Маренникову знают как соосновательницу PR-агентства «Бедуш и Маренникова»: ее команда работает с крупнейшими культурными институциями страны, включая государственные музеи. А еще Ксения сама собирает искусство. «Инк» попросил ее ответить на вопросы, которые волнуют начинающих коллекционеров: с чего начать, какие бюджеты нужны, как развивать насмотренность и на какие галереи и выставки обратить внимание.

В арт-кругах Ксению Маренникову знают как соосновательницу PR-агентства «Бедуш и Маренникова»: ее команда работает с крупнейшими культурными институциями страны, включая государственные музеи. А еще Ксения сама собирает искусство. «Инк» попросил ее ответить на вопросы, которые волнуют начинающих коллекционеров: с чего начать, какие бюджеты нужны, как развивать насмотренность и на какие галереи и выставки обратить внимание.

Кого покупать и сколько можно заработать

Как появилась ваша коллекция?

— Я покупаю картины последние 10 лет. Но воспринимать их как коллекцию стала всего пару лет назад. Более того, я никогда не покупала с какой-то конкретной целью. Долгое время я жила в небольшой квартире, где даже негде было развесить работы. Однако коллекционированию это не мешало: картины ждали своего часа в гардеробной. А три года назад я купила дом и проблема решилась. Коллекция сложилась, более того, она выглядит цельно и вызывает интерес у гостей. Я начала связываться с авторами, чтобы узнать, как они создавались и какой смысл был заложен художником.

— А с какой работы все началось?

— С картины Кати Щегловой, моей близкой знакомой. Она нарисовала моих детей — близнецов Юру и Женю в 2019 году, когда парням было по пять лет. Эта работа в целом задала вектор всей моей коллекции.

— Откуда такой интерес к коллекционированию? Это стало очень популярным хобби, особенно среди предпринимателей. Кажется, каждый второй уже собирает.

— Думаю, это связано с несколькими факторами. Осмысленно деньги девать особенно некуда — остаются для инвестиций золото и искусство.

Во-первых, обращение больших музеев к частным коллекциям, ведь хорошие выставки при закрытых культурных границах возможны только общими усилиями.

Во-вторых, появилось понимание: искусством можно владеть. Это во многом случилось благодаря выходу «из шкафа» больших меценатов. Наконец, случилось переосмысление широкими массами вклада Морозовых, Щукиных и других. Отсюда и новая волна биеннале и выставок частных коллекций.

Наконец, появление доступных ярмарок вроде Win-win и Blazar, где нет снобизма и людям не страшно туда приходить.

— Но там жемчужины надо искать. Не всё то золото… Как понять, что вот эта картина — выгодная инвестиция, а вот эта — нет?

С моим хобби мне помогает работа: как владелец PR-агентства, я сотрудничаю с аукционными домами и ярмарками совриска, имею доступ к истории продаж. Благодаря этому я ориентируюсь в ценах. Еще помогаю с пиаром галереям — там тоже всегда смотрю на цифры.

За время работы над коллекцией я поняла, что мои вложения окупились не меньше чем вдвое, — рост цен на работы моих любимых молодых художников за последние пару лет впечатляет.

— Ну тогда назовите имена, в кого нам вкладываться.

— Так, сложную вышивку Саши Браулова (работа по мотивам фотографии из детского сада) я покупала в Питере в Didi Gallery за 30 тыс. руб., а на недавней его выставке в столичной галерее ART&BRUT цены были уже за 80 тыс.

Катя Щеглова (масштабная работа с портретами детей) обошлась мне примерно в 100 тыс. руб., а на поседней ярмарке Cosmoscow такие форматы продавались уже по 600 тыс. руб.

— Есть у вас бюджет на коллекцию? Лимит. Условно, «в месяц трачу $5 тыс., не больше».

— Специального бюджета нет. Но интуитивно, когда покупаю понравившуюся работу, понимаю: «Это минус сумочка».

В среднем я трачу около 1 млн руб. в год на совриск (современное искусство. — Прим. ред.), но будь у меня 100 тыс. руб., уложилась бы и в эту сумму. Есть ярмарка Win-Win — инициатива ЦСИ «Винзавод», направленная на поддержку молодого арт-рынка, региональные проекты. Недавно изучала художников ярмарки Scan Fair, которая проходила в Красноярске, — купила несколько работ напрямую у ребят по цене от 10 до 30 тыс. руб.

В собственную коллекцию я вложила примерно 4,5 млн руб. Сейчас она включает более 50 работ, ее рыночная стоимость около 7 млн. Эта разница достигается возросшим интересом к таким авторам, как Алена Ракова, Катя Щеглова, Даша Барыбина, Люся Воронова, Красил Макар, Варя Выборова, Данил Дэге, Дима Жуков, LU, Аня Желудь, Катя Афонина и другие, — мне повезло приобрести все без исключения работы не на пике популярности художников.

А вот произведения уже признанных арт-рынком авторов не очень бюджетные инвестиции в искусство. Такие работы обычно стоят как самолет, хоть и представляют собой надежное вложение денег.

Стоп. Вот, к примеру, куплю я Илью Кабакова. Или нежно любимого мною Эрика Булатова. Он-то точно еще вырастет в цене. Недавно умер, значит, только прибавил.

— Да, но просто таких авторов не купить дешево. А если дешево, значит, там что-то не так. Если ты покупаешь признанного художника с мировым рейтингом, с публичными продажами, с выставками хорошего музейного уровня, то он точно будет расти в цене, особенно если вокруг имени есть пиар: дальше выходят книжки, каталоги, проходят выставки.

Мой последний галерейный опыт говорит о том, что люди как раз готовы купить старый Rolls-Royce, а не новенький «Москвич».

Поясните, пожалуйста, метафору.

Я хочу сказать, что охотнее купят произведение с историей и именем (даже если автор сегодня в тени, но занял место в истории искусства) за 3–4 млн руб., чем сильную работу современного художника среднего поколения за 300 тыс. Но начинающих собирать веселее и дешевле.

В идеале — надо поймать момент, пока художником не занялась галерея (потом цена уже будет Х2) или пока не состоялась первая персональная выставка.

И вам это удавалось?

— Из последнего: рост показали работы Вари Выборовой — ее живописная серия была представлена в Музее Русского импрессионизма на выставке «Русские дикие» и на недавней ярмарке |catalog|. Я купила работу Вари у Postrigay Gallery за несколько месяцев до «прорыва».

Смешная собачка Данила Дэге, которую я приобрела у Didi gallery для детской комнаты, недавно экспонировалась в Русском музее на выставке «Жизнь замечательных собак». Компанию ей составили Серов, Репин, Петров-Водкин, Лисицкий, Гончарова, Ларионов, Кустодиев и другие мастодонты. Когда музей обратился с просьбой предоставить работу на экспозицию, я обомлела. Для начинающего собирателя это уникальная возможность вывести статус коллекции на новый уровень.

Работа Данила Дэге на выставке в Русском Музее.
Она же в детской комнате.

Стратегия коллекционера

Как начать коллекционировать? Давайте прямо по шагам.

— Можно с одного из двух шагов: довериться профессионалу или обойти ногами три десятка галерей.

Дальше стоит определиться с бюджетом и темой коллекции. Опыт показывает, что люди совершают покупки интуитивно. У одного и того же коллекционера очень разные приобретения. Все модное, интересное, все в какой-то момент было в тренде, но это очень пестро.

Совсем другое дело, когда ты собираешь вещи концептуально​. На открытии ​Биеннале частных коллекций об этом говорил​а Софья Троценко, отвечая на вопрос, должна ли быть у коллекции концепция. ​Коллеги пришли к выводу, что это идея, к которой никто ​сразу не приходит. Включая Софью, которая в начале покупала то, что ей нравилось, а потом начала «усложнять». Ты меняешься, растешь, взрослеешь, и искусство меняется вместе с тобой.

Абсолютное большинство коллекционеров, с которыми я общалась и которые много денег положили в свое увлечение, говорят, что это в первую очередь про​ движение души: в каждой работе ты находишь отражение себя.

Допустим. Вот вам сейчас какая тема близка?

Семьи и связи поколений, особенно сейчас, спустя год после смерти бабушки, для которой я, в общем, и строила дом. Помню, как в культурном центре «Артишок» показывали групповой проект «Дай поцелую, и все пройдет. Бабушке посвящается». Я не могла такое пропустить. Купила забавную акварель Ирины Петровской с рассадой. Там на колонне также висели три керамические косы Инны Крыжановской «Дочь, Мать, Бабушка» — жалею, что не рискнула их унести. Так и подбираются работы в коллекцию: что отзывается, то и надо покупать. Если все же решите идти через арт-консультанта, обязательно расскажите ему свои истории. Он предложит подходящие вам идеи для старта.

— Где покупать работы?

— Если вы увлекаетесь коллекционированием, у вас наверняка есть опыт посещения ярмарок Blazar, Catalog и Cosmoscow. Такие смотры — это, как правило, сливки и стоят недешево. Зато за вас куратор уже написал экспликацию и придумал мифологию.

Что касается онлайн-продаж, то рекомендую любимые нынче маркетплейсы вроде BIZAR, cube.market и TEO by Cosmoscow, — там даже есть удобные вкладки «Купить работу с выставки» или «Работы художников, участвующих в Blazar’25». Еще платформы предоставляют услуги арт-консалтинга, если вы хотите приобрести произведение современного искусства, но не знаете, с чего начать.

А вот взаимодействие с небольшими галереями — то, что по-настоящему важно для коллекционера. Правда, в таком случае за вас никто ничего не решит. Придется самому дать шанс автору и проголосовать рублем.

Если смотрите в сторону закрытых продаж на ярмарках и вернисажах — там снова все уже решили за вас. На таких мероприятиях, скорее, продают участие в комьюнити коллекционеров, что тоже по-своему важно.

А как же аукционы? Судя по фильмам, только там и покупают. Очень зрелищно.

Но это совсем не для новичков — практически все скрывают финальную цену покупки, обратили внимание? Но если все же хотите себя в этом попробовать, я рекомендую проверенный и крупнейший — ARTinvestment. Там все прозрачно и можно отследить динамику цен на работы интересующего вас автора.

Издание The Art Newspaper опубликовало рейтинг самых дорогих ныне живущих российских художников. Статистика запросов и цен по тому или иному художнику полезна, если вы тяготеете к формированию безрискового портфеля инвестора-коллекционера.

Окей. Купил, повесил. Что дальше?

После покупки работы ваше дело — зажмуриться и делать ставки. Как я уже говорила, не факт, что работы авторов подрастут. Это все-таки рулетка. Потому что если художник не будет сам себя продвигать, не будет работать с галереями, он может так и никуда не развиться и цена на него не вырастет.

Картина художницы LU в интерьере дома Ксении
Картина Алены Раковой в интерьере дома Ксении.

Про любимых авторов и насмотренность

— Назовите любимых авторов.

— Я собираю определенные работы: люблю женский вайб. Это не обязательно фем-повестка, это целый спектр, охватывающий на самом деле широкий диапазон идей, взглядов. Например, Алена Ракова. Мы познакомились в 2021 году. Я влюбилась в ее работу с яркими желтыми цветами, и прямо перед моим носом ее увели, — тогда на вернисаже смели практически все картины. И тут я впервые отчетливо поняла: нравится — покупай сразу, не кокетничай со своим бюджетом.

Картина Димы Жукова в интерьере

Дима Жуков — один из немногих парней в коллекции. В работах ценю юмор, самоиронию. Картину купила зимой 2022 года напрямую у автора, кажется, за 30 тыс. руб. Помню, как пошла в СДЭК ее получать: мне выдали огромную коробку почти с меня ростом — перед отправкой из Нижнего Дима упаковал все на совесть. Я плелась домой в длиннющей шубе под ураганным снегом и была почему-то очень счастлива. Сейчас его продают сразу несколько галерей, цены от 150 тыс. руб.

Дальше… Оксана Муратова, которая работает с текстилем и вышивкой. Я стала чаще присматриваться к этому медиуму (советую посетить галерею Textura Gallery). Ее работы часто о потере и поиске дома. Еще она никогда не покупает ткани для работы — все вторичная переработка.

Еще… Люся Воронова — живой представитель нонконформизма. Ее натюрморт с черным чайником мне помог приобрести аукцион ARTinvestment (Люся там в топе рейтинга ликвидности) и «Фонд поддержки художника Люси Вороновой», когда я консультировала их по промо.

— Все говорят про насмотренность… В целом, после 10 лет в арт-журналистике я понимаю, что это такое. А если хочется по-быстрому все понять? Куда бежать погружаться?

— Если вы ищете, на что обратить внимание, советую посмотреть в сторону Биеннале частных коллекций под кураторством бывшего директора ГМИИ Марины Лошак, где принимают участие более сорока институций. Там сейчас можно найти большой разброс коллекций. Например, сообщество МИРА мецената Дмитрия Разумова в Суздале, — тут открыта выставка «ИСКРА. МИРА коллекция: периодика 1920−1930-х годов» к 100-летию советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Еще есть супер-проект в «ДК Громов» в Питере, где после долгой паузы открылась новая выставка из коллекции Игоря Суханова. На ней представлены произведения классиков советской фотографии и эксперименты художников, работающих с видео и новыми медиа. В числе маэстро — Александр Родченко, Борис Смелов, Сергей Братков, AES+F, Влад Мамышев-Монро, Тим Парщиков, Александр Гронский.

Еще одна отличная площадка — выставочное пространство Cube. Moscow на Тверской. Есть также онлайн-галерея Sample: они давно уже стали мостом между выпускниками учебных заведений, молодыми художниками и их покупателями. Они ориентированы на средний класс — людей из креативной индустрии, которые заработали на то, чтобы снять квартиру в центре, и на свежеокрашенные белые стены хотят повесить картины.

И, конечно, нельзя не отметить «Объединение»: онлайн-галерею современного искусства и медиа. Сайт, куда я захожу и почитать, и купить.

Самая каноническая выставка о частной коллекции проходит сейчас в KGallery в Санкт-Петербурге и показывает «Последнее закрытое собрание» — коллекцию Куниных с работами Серебряковой, Бенуа, Петрова-Водкина и Рериха. Наследие семьи Куниных насчитывает более 230 произведений. Их приобрели в самые тяжелые годы, с 1918 по 1922-й, сразу после революции, когда искусство авангарда еще не захватило умы, а вокруг были голод и холод. Здесь гостей встречает автопортрет Зинаиды Серебряковой, отданный Куниным за связку дров — как благодарность. Коллекцию семья не бросала даже во время войны, не продала и не проела. Поэтому собрание цельное, владельцы впервые показывают его публике. В KGallery воссоздана атмосфера квартиры, в которой до сих пор хранится коллекция.

Ходите ногами, изучайте интернет, знакомьтесь с авторами, погружайтесь в их мир и влюбляйтесь.