Одиночество в компании: почему смартфоны мешают нам взаимодействовать друг с другом

Одиночество в компании: почему смартфоны мешают нам взаимодействовать друг с другом

Современный человек уже не может представить свою жизнь без смартфона или ноутбука. Технологии подарили людям возможность оставаться на связи, находясь в любой точке мира, но несмотря на это мы все чаще чувствуем себя одинокими. О том, почему цифровой образ жизни все больше сепарирует нас от реального мира, рассказывает доктор медицины Карл Марси в книге «Перепрошивка: Как защитить свой мозг в цифровую эпоху». Книга вышла в сентябре в издательстве «Альпина». Inc. публикует ее отрывок.

Вы сидите рядом с другом или любимым человеком и говорите о чем-то интересном для вас обоих. Неожиданно у вас в кармане раздается сигнал смартфона, не заметить его просто невозможно. Даже если вы не реагируете (например, если, на ваш взгляд, это может обидеть собеседника), разговор прерывается, а вы несколько мгновений размышляете, что важнее: уведомление в смартфоне или чувства собеседника? Имеет ли значение такое микропрерывание?

Драгоценное внимание

Два исследования дают веские основания считать, что имеет: даже простое присутствие смартфона может отрицательно сказаться на личном, один на один, социальном взаимодействии. В одном из этих исследований, опубликованном в 2014 г., рассматривается то, что ученые называют iPhone-эффектом. В исследовании участвовало 100 социальных пар (друзей, которые знали друг друга прежде) из окрестностей Вашингтона. Эти пары перехватывали у входа в кофейню, предлагали им сесть за столик и начать разговор.

Для разговора, который продолжался десять минут, случайным образом выбиралась какая-либо из двух тем. Одна тема была поверхностной — участникам исследования предлагали «обсудить отношение к пластиковым елкам». Другая тема отличалась большей эмоциональной насыщенностью — предлагалось обсудить «самое значимое событие прошедшего года». В процессе разговора друзей специально обученный наблюдатель оценивал их невербальное взаимодействие. Наблюдатель также отмечал, были ли у них смартфоны, где участники держали их и пользовались ли они ими во время разговора. В довершение ко всему наблюдатель оценивал разговор по шкалам эмпатического участия и психологической близости, которые применяются для определения качества взаимодействия.

Из этой сотни 29 пар во время разговора держали свои гаджеты в поле зрения.

С учетом других переменных авторы исследования выявили значительную корреляцию присутствия гаджетов в поле зрения с низкой оценкой эмпатического участия и психологической близости.

Важно отметить, что гаджеты во время разговора не вибрировали, не звонили и не подавали других звуковых или световых сигналов. Их простого присутствия в руке или на столе было достаточно, чтобы заметно снизить качество взаимодействия.

Исследователи предполагают, что такое падение качества объясняется определенным типом отвлечения, которое иногда называют распределенным вниманием: смартфон обеспечивает доступ к социальной сети, электронной почте, новостям, развлечениям, работе и бесконечному потоку информации, порождая «постоянное желание» проверять наличие обновлений и сообщений, даже когда мы находимся рядом с другом. Смартфон направляет наши мысли в другие миры и совсем не на тех людей, которые находятся рядом.

И вновь хочу подчеркнуть, что к интерпретации этих результатов необходимо подходить с осторожностью. На их основе нельзя делать выводы о причинно-следственной связи: не исключено, что те, кто постоянно держит мобильные гаджеты в поле зрения во время социального взаимодействия, в принципе легче отвлекаются и менее склонны к эмпатии. К счастью, есть и другие данные, которые в сочетании с описанным исследованием могут помочь нам понять, действительно ли простое присутствие смартфонов влияет на качество личных взаимодействий.

Недостаточно близко

Идея посмотреть, как ведут себя друзья в кофейне, была в определенной мере навеяна предыдущим исследованием поведения незнакомцев в более контролируемой среде. Оно было проведено двумя годами ранее в Великобритании, а его участникам предлагали поговорить в течение десяти минут с незнакомцем в двух ситуациях, создаваемых в лабораторных условиях. В одном случае на стол между двумя стульями, где сидели беседующие участники, клали телефон. В другом случае вместо мобильного телефона на стол клали чистый блокнот. Как и в кофейне, разговор должен был создавать определенный уровень близости и социальной связи, поэтому участникам предлагали обсудить какое-нибудь «интересное» событие прошедшего месяца. Так вот, в присутствии телефона собеседники получали более низкую оценку близости.

Таким образом, присутствие смартфона в поле зрения определенно сказывается на личном разговоре, один на один, в разных условиях. По всей видимости, здесь проявляется одна из форм многозадачности в технологической среде: микропрерывания распределяют наше внимание между реальным миром и цифровым, поэтому мы не можем полностью сфокусироваться на происходящем непосредственно перед нами.

Возможно, что из-за плохой фильтрации мы обращаем внимание не на те стимулы и упускаем из виду слова, выражение лица и другие невербальные сигналы, которые добавляют глубину социальным связям. В итоге мы становимся менее способными к проявлению эмпатии.

Нереальный мир

Обе исследовательские группы, участвовавшие в этих исследованиях, ссылаются на работу Шерри Теркл, профессора Массачусетского технологического института, которая исследует наши взаимоотношения с технологиями и интернетом уже почти 30 лет. Теркл не только один из лидеров исследований на пересечении естественных наук, технологий и социальных наук, она автор ряда известных книг. Кроме того, она собрала множество фактов, наглядно показывающих, как характер разговора меняется под влиянием наших отношений с технологиями. Эти факты не заменяют детальных, хорошо спланированных исследований вроде тех, что описаны выше, нельзя считать их заменой и масштабного метаанализа, предпринятого Конрат с коллегами. Однако они хорошо дополняют строгие исследования.

Рассмотрим примеры из работы Теркл. Так, она рассказывает о директоре средней школы, которого поразило отсутствие эмпатии у школьников на площадке во время перемены: «12-летние ребята играют на площадке как восьмилетки. Они выгоняют других, как это обычно делают восьмилетние дети. Они, похоже, совершенно не способны поставить себя на место других».

Создается впечатление, что 12-летние дети откатились назад в своем развитии. Одна учительница отмечает, что ее ученики, которые уже пристрастились к медиатехнологиям, сидят в столовой, уткнувшись в смартфоны, и не смотрят друг на друга. «Когда у них есть чем поделиться, — добавляет она, — они делятся этим через свои смартфоны».

Есть немало и других примеров. Не так давно я поджидал в одном из бостонских ресторанов своего друга. Какое-то время я сидел в одиночестве за стойкой бара, а потом пришли четыре молодые женщины. Они без умолку болтали, обменивались взглядами, жестами и делились историями из своей жизни. Было очевидно, что они хорошо знают друг друга. Стоило им усесться за столик, как все четыре достали смартфоны, стали что-то активно писать, потеряли нить разговора и отключились от реального мира перед собой. Социальная связь, которая явно просматривалась, когда они вошли, неожиданно пропала. Их лица стали непроницаемыми, зрительный контакт пропал, уровень энергии снизился, а разговор прекратился. Смартфоны в один момент разрушили компанию — это еще один пример того, что Теркл называет в своей одноименной книге «одиночеством вместе».