«Намек на завершение земного пути»: предприниматели рассказали про самые неожиданные подарки от коллег

Переключиться • 25 декабря 2025

«Намек на завершение земного пути»: предприниматели рассказали про самые неожиданные подарки от коллег

«Намек на завершение земного пути»: предприниматели рассказали про самые неожиданные подарки от коллег

Обложка

Автор: Наташа Покровская, шеф-редактор колонок «Инка»

Фото: Unsplash


Последняя неделя перед Новым годом. В офисы компаний по всей стране устремились десятки курьеров с подарками от партнеров — большинство с мерчем и безделушками в брендированных коробках. Но иногда посылка может по-настоящему удивить и даже шокировать. «Инк» поговорил с российскими предпринимателями о самых неловких и самых душевных корпоративных подарках, которые они получали от клиентов и коллег.

Последняя неделя перед Новым годом. В офисы компаний по всей стране устремились десятки курьеров с подарками от партнеров — большинство с мерчем и безделушками в брендированных коробках. Но иногда посылка может по-настоящему удивить и даже шокировать. «Инк» поговорил с российскими предпринимателями о самых неловких и самых душевных корпоративных подарках, которые они получали от клиентов и коллег.

Евгения Дворская

Евгения Дворская,

генеральный директор рекрутинговой компании «Эллектус»

«Самый неуместный подарок я получила в 2018 или 2019 году: партнер прислал мне антиэйдж-крем и обычные белые хлопковые носки. Коллеги пошутили, что это выглядит как намек на завершение земного пути.

Был классный подарок от партнеров, который запомнился больше всего, — это огромный шар со снегом, который можно встряхнуть и потом смотреть, как снежинки падают. Шар был реально большой и красивый, внутри — макет небольшого европейского городка. Особенно приятно было, что на шаре не было никаких логотипов и отсылок к самой компании».

Денис Сметнев

Денис Сметнев,

академический директор бизнес-школы МФТИ

«Неожиданный подарок я получил в 2013 году. Я тогда постоянно пользовался одной финансовой платформой, чтобы отправлять переводы преподавателям по СНГ. И вдруг мне прилетает сообщение: “Денис, поздравляем, вы выиграли поездку на Камчатку как один из самых активных пользователей системы”. Это был мой единственный “выигрыш” в бизнес-контексте, причем от контрагента, который вообще не обязан был что-то дарить. Я поездкой так и не воспользовался, но сам факт был очень забавный: просто делаешь много платежей и внезапно получаешь шанс слетать на Камчатку. Это запомнилось.

А самые теплые подарки я всегда получал от команды. Особенно запомнился один предновогодний опыт, когда вместе с руководителями и топами Skyeng мы пошли на кулинарный мастер-класс. Это нельзя назвать корпоративом, скорее, это был именно подарок команде: новый опыт, что-то необычное, веселое, живое. Мы вместе готовили, смеялись, общались не по работе, а как люди. Такие подарки, на мой взгляд, сближают больше, чем любые сертификаты и сувениры».

Лилия Кузьменкова

Лилия Кузьменкова,

основатель стоматологических центров Regale в Дубае

«Неуместные подарки, по моему опыту, — это скорее “то, что не жалко”. Формально — знак внимания, а по сути — жест с сомнительным подтекстом, где больше удобства для дарящего или самопрезентации, чем душевного внимания к человеку. Например, один из партнеров привез мне ящики своей продукции — алкоголь и газированные напитки. При этом он знал, что алкоголь я не употребляю. Это было больше похоже на рекламную акцию, чем на попытку сделать человеку приятно. Как итог — недоумение и практический вопрос: куда теперь все это деть.

Недавно, в очень важный для меня период жизни, я неожиданно получила от пациента нашего центра две книги и метафорические карты. Подарок был сделан с душой и в нужный момент: эти книги будто были написаны про меня. Ко всему прочему автором был сам пациент. Все это в совокупности оставило очень сильное и теплое ощущение».

Евгений Голов

Евгений Голов,

сооснователь сети стритфуда «Безумно. Крутая шаурма»

«Не могу вспомнить ни одного действительно странного или неуместного, неприятного подарка. Кажется, мне просто ничего подобного не дарили или я это не сохранил в памяти. А вот самый яркий подарок я получил примерно полтора–два года назад: бизнес-партнер подарил мне сертификат “Обучение на парашютиста”. Этим летом я наконец его использовал. Сначала идея казалась вдохновляющей и даже забавной, но чем ближе становился день поездки, тем сильнее росло напряжение. Когда я приехал на место, стало действительно тревожно, а в самолете, во время первого подъема, — откровенно плохо. Обучение длилось четыре дня, и каждую ночь я думал все бросить.

Но именно поэтому подарок мне так запомнился. Он заставил меня расти: бороться со своей нервной системой, учиться контролировать мысли, тело и реакции. В итоге я не сбежал, дошел до конца, сдал все этапы и сделал самостоятельный прыжок без инструкторов».

Илья Левинсон

Илья Левинсон,

СЕО коммуникационного агентства «Монстарс»

«Я спокойно отношусь к корпоративным подаркам, но никогда не понимал, зачем их делать “для галочки”. Когда тебе приходит, например, коробка конфет, просто потому что так заведено. В такие моменты сразу представляю таблицу Excel, где одну позицию представили в количестве 120 штук и все это отправили разным получателям. Это не вызывает негатива, но создает ощущение, что подарок сделан ради формальности. Некоторые считают, что лучше так, чем ничего. Но на мой взгляд, правильнее ничего не отправлять, чем подходить к этому без души.

Бывают ситуации, когда сама логика подарка странная: например, компания уточнила, сколько людей в команде, а после этого прислала… один блокнот. Такие сюрпризы вызывают скорее легкую улыбку, нежели раздражение.

Если говорить про действительно душевный подарок, то это одноразовая пленочная камера, которая пришла мне от партнера. К посылке прилагалось поздравление, в котором партнер подчеркнул, что мы были рядом друг с другом в важные моменты. За счет этого подарок ощущается как часть общей доброй истории, которую приятно вспоминать до сих пор».

Петр Губанов

Петр Губанов,

основатель контент-агентства PostPost

«Самые запоминающиеся подарки для меня те, что имеют историю и смысл, выходящий за рамки вещи. Таким был подарок от моего партнера по бизнесу Виталия Быкова — картина художницы Ульяны Подкорытовой.

Ценность была не только в самом предмете искусства, но и в сопроводительной статье, которая погружала в контекст творчества.

Второй — это шикарная книга русских сказок с иллюстрациями Ивана Билибина от нашего клиента. Она невероятно красивая и стоит на видном месте: я периодически читаю эти сказки своему сыну.

Самый нелепый подарок я получил на восемнадцатилетие. Один из школьных друзей решил сделать «оригинальный» сюрприз и купил подарок в секс-шопе. По злой иронии судьбы, его задержала полиция и содержимое пакета пришлось демонстрировать сотрудникам. История закончилась общим хохотом в отделении».