Четыре способа понять, что вы мыслите слишком узко

Четыре способа понять, что вы мыслите слишком узко
Фото: Hinterhaus Productions / GettyImages

Предприниматели, инвесторы и менеджеры все чаще сталкиваются с необходимостью внедрять изменения и подстраиваться под трансформацию экономической, политической и бизнес-среды. Однако зачастую они не замечают всех элементов, которые влияют на работу системы и поэтому принимают решения, которые не приводят к результату. Системное мышление — один из подходов, который дает возможность посмотреть на ситуацию шире и понять, почему появляются проблемные и узкие места и как с ними справляться.

Что такое системное мышление?

Системное мышление — это способность человека видеть комплексные процессы, находить взаимосвязи между ними и анализировать то, как каждый из компонентов системы взаимодействует друг с другом.

Как и любой другой тип мышления, системное мышление присуще каждому человеку. Вопрос в том, насколько оно развито. Например, когда говорят об аналитическом, творческом или каком-либо еще складе ума, имеют в виду, что человек каким-то образом смог развить именно этот тип мышления благодаря своей работе, специфике деятельности или интересам.

В большей степени системное мышление необходимо руководителям, проектным и продуктовым менеджерам — всем, чья работа связана с большим количеством процессов. Однако системы существуют не только в бизнесе: семья, отношения, политика — тоже системы, зная о работе которых становится проще достигать поставленных задач. Джозеф О’Коннор, профессор по коучингу бизнес-школы ISCTE в Лиссабоне, выделяет несколько способов, которые помогут понять, что вы мыслите узко и вам стоит улучшить свои знания в области системного мышления.

Вы следуете ментальным моделям

Ментальные модели — представления, стереотипы, стратегии, которые укоренились в сознании. Когда человек убежден, что только определенный способ решения задачи или проблемы является исключительно верным, что следует идти по проторенной тропе.

Пример ментальной модели — когда на рынке появляется новая технология или услуга. Допустим, это оплата товаров по штрихкоду через мобильное приложение. Конечно, такая инновация призвана облегчить жизнь. Однако люди всегда тяжело принимают что-то новое, поскольку у них есть укоренившиеся привычки, представления о чем-либо. Поэтому большинство еще долго будет идти на кассу вместо того, чтобы отсканировать и оплатить товар мгновенно через приложение.

На уровне менеджмента типовая ментальная может может сильно тормозить бизнес-процессы. Например, модель руководителей в актуальной области цифровой трансформации — взаимодействие в формате «руководитель-подчиненный», когда первый учится, изучает новые инструменты, способы автоматизации бизнес-процессов и «спускает» эти инициативы на уровень ниже. Такая модель ведет к тому, что сотрудники отвечают критикой и не хотят принимать новое — их устраивает, как функционирует текущая система, и они думают, что от нововведений они только проиграют.

Руководитель с системным мышлением понимает, на какие рычаги нужно воздействовать, чтобы внедрить изменения: анализирует риски, отмечает всех, кто должен быть задействован в процессах — от рядовых сотрудников до руководителей отделов. А затем ищет ответ на вопрос: каким образом внедрить изменение так, чтобы оно заработало. Важно также понимать, что изменения требуют времени, и мгновенных результатов практически не бывает.

Проблемы повторяются или требуют сложных решений

Постоянно срываются сроки и не запускаются проекты без проблем? Скорее всего, вы «не видите за лесом деревьев». Иными словами, видите целое, но не части и наоборот.

Приведу пример: на одной фабрике в США был высокий уровень профессиональных травм рабочих. Соответственно, компании приходилось выплачивать сотрудникам большие компенсации, а ее репутация портилась день ото дня. Совет директоров думал, что проблемы в оборудовании, и его нужно менять. Однако когда в компанию пришли новые управленцы, они начали анализировать причины травм и наблюдать за самими рабочими. Выяснилось, что проблема была в незнании сотрудниками техники безопасности. В результате в компании ввели образовательные курсы по безопасности на производстве, и количество несчастных случаев значительно снизилось.

Системный подход помогает рассматривать, как множество элементов взаимодействуют друг с другом, и видеть, где на самом деле находятся узкие места. А в случае ошибок — возвращаться в начало и смотреть, где процессы работают неверно.

Одним из инструментов системного подхода является «точка приложения рычага» — компонент или связь, изменив которые можно с минимальными усилиями повлиять на всю систему. Как в физике: поднять большой камень легче, когда есть рычаг, палка или лом. Но сначала надо посмотреть, какие подручные средства есть, а не бежать самостоятельно поднимать камень двумя руками. Например, если у вас в который раз не получается масштабировать продукт, стоит задать вопрос: достаточно ли хорошо вы проанализировали все роли и процессы, которые связаны с этой задачей. Как только этот анализ будет проведен, станет намного проще найти точку приложения рычага.

Есть еще один инструмент, который помогает разбираться с проблемами в системах — диаграмма цикличной причинности (causal loop). Это модель сложной системы, которая показывает ее элементы, связи между ними и то, какую обратную связь они дают друг о друге: на уровне команды, отделов, процессов. Так получается увидеть, где происходит сбой, и что участники системы думают друг о друге на самом деле.

Ощущаете влияние стандартного мышления

В результате эволюции человек мыслит парадигмой причинно-следственных связей — когда мы думаем, что событие «Б» произошло благодаря событию «А». Представим ситуацию: из компании ушел главный разработчик, а через месяц продукт «посыпался» и потребовал дополнительных финансовых вложений. Мышление в стиле причинно-следственных связей приводит нас к выводу, что корень проблемы — уход ключевого сотрудника. Хотя на самом деле, могло быть и так, что продукт изначально был спроектирован некорректно.

Другой пример стандартного мышления — искажение происходящих событий и избирательность опыта. Мы довольно иллюзорно смотрим на явления и процессы, которые происходят с нами. Искажения гиперболизируют силу одних деталей и преуменьшают другие. Например, когда один продукт стал вдруг неожиданно продаваться лучше, мы можем преувеличить влияние маркетинга на это событие. На самом же деле за ним может стоять огромное количество других ходов, которые были предприняты ранее.

Еще один пример — обобщение. Когда один случай, который произошел в компании или проекте, человек экстраполирует на все последующие. Например, менеджер поменял на сайте расположение кнопки. Это принесло компании несколько миллионов рублей в первую неделю продаж. При переходе на другую работу, он в первую очередь подумает о смене расположения кнопки, когда ему поставят задачу увеличить выручку.

Избегаете обратной связи и рефлексии

Обратная связь — механизм обучения, который помогает внедрить изменения и понять, где конкретно происходит сбой. Существуют разные подходы и приемы сбора обратной связи. Однако очень часто люди не готовы ее получать — это довольно сложный процесс, для которого требуется много времени и людей, да еще можно получить не всегда приятный отклик. Кроме того, иногда у людей бывают такие сильные установки, что они не готовы серьезно отнестись к обратной связи.

Согласно системному подходу, и позитивный, и негативный опыт помогают нам учиться. А сам процесс учебы означает принятие последующих решений согласно результатам обратной связи. Люди, которые учатся пропускать через себя обратную связь, постепенно приходят к переосмыслению ментальных моделей и находят новые подходы к решению задач.

Как развить системное мышление

Конечно, сегодня есть возможность научиться мыслить системно с помощью книг и видео, однако без практики и разбора ошибок на голой теории научиться этому будет сложно. Я назову лишь несколько важных способов, которые позволят сделать первый шаг к развитию системного мышления:

  • Начать сомневаться и пересматривать привычные процессы, чтобы изменить ментальные модели;
  • Анализировать всю цепочку действий, событий, лиц, ролей, которые были задействованы в принятии решений до того, как произошел слом системы. Дробить целое на части и обособленно анализировать каждую из них, а также отслеживать взаимосвязи между ними, искать узкие места абсолютно в каждом направлении бизнеса.
  • Понимать, что системное мышление полезно не только для руководства компании, но и рядовых сотрудников — каждый, кто задействован в создании продукта должен понимать свою ответственность, видеть, как его работа влияет на задачи других людей и системы в целом. Именно из маленьких ошибок складываются большие проблемы.
  • Учиться задавать вопросы, которые связаны с тем, как вы сейчас подходите к решению тех или иных проблем, пытаться понять, почему они появились. Например, почему в компании не получается вовремя заканчивать совещания — проблема в руководителях, которые не умеют модерировать встречи, или сотрудники слишком много говорят, или ключевые участники постоянно опаздывают?

Вот еще несколько примеров вопросов в стиле системного мышления, которые помогут заблаговременно увидеть предстоящие проблемы:

  • Какие ресурсы есть у нас на данный момент, и кто ими управляет?
  • С какими ограничениями мы столкнемся, если внедрим технологию N или изменим процесс P?
  • Что мешает решать эту проблему, и почему она сохраняется?
  • Какие шаги были предприняты ранее, чтобы устранить эту проблему?
  • Чего нам удалось достичь к настоящему моменту, а чего нет? Почему?

Необходимо фиксировать и положительный, и отрицательный опыт, поскольку он становится основой для дальнейших действий.

  • Визуализировать процессы — можно начать с малого и на листе бумаги нарисовать, кто задействован в решении задачи, и как связаны эти люди между собой, кто оказывает большее влияние. Так быстрее получится понять узкие места, либо увидеть, что в ваших знаниях о системе существует пробел.
  • Больше ориентироваться на данные — это поможет избежать искажений и гиперболизации. Безусловно, большинство компаний постепенно становятся ориентированными на данные. Но остается проблема: данными можно манипулировать и придавать им различные толкования. Чтобы этого не было, нужно стараться смотреть на данные с разных позиций. Как это сделать? Привлекать всех, на кого они могут повлиять. Часто бывает так, что с данными по большей части работают руководители. Однако часто они видят только то, что важно именно для них. Например, падение в продажах, импорте или экспорте. Привлечение других участников системы к анализу данных позволит быстрее понять и восстановить всю цепочку событий и трактовать данные более объективно.

Закончить хочу цитатой Джона Донна, которую использовал в книге «По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй: «Никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе». Эта фраза емко иллюстрирует всю суть системного подхода, где работа каждого из нас — это часть системы, изменение которой влияет на всех ее участников в той или иной степени.