Переключиться • 13 октября 2023

Тайны разума: как люди научились сотрудничать

Тайны разума: как люди научились сотрудничать

Изображение книги «Неоконченная симфония Дарвина. Как культура формировала человеческий разум»

Текст: Наталья Покровская

Фото: alpinabook.ru


Человеческий разум — одно из самых загадочных явлений на планете. Наука пока не может дать конкретного ответа на вопрос о том, как наши предки смогли пройти эволюционный путь от обезьян до современного человека, способного на творчество, сотрудничество, взаимопонимание… Единственное, что очевидно даже для обывателя, — это огромная разница между нами и другими видами, населяющими Землю. О теории формирования интеллекта и других качеств, присущих только людям, рассказывает профессор поведенческой и эволюционной биологии Кевин Лейланд в своей книге «Неоконченная симфония Дарвина: Как культура формировала человеческий разум». Книга вышла в октябре в издательстве «Альпина». Inc. публикует ее отрывок.

Вы летите из Нью-Йорка в Лондон. Этому посодействовали тысячи, а может, и миллионы людей, включая пилота и бортпроводников, авиадиспетчеров, работников аэропорта, грузчиков, турагентов и банковских сотрудников. Никто не украл ваш багаж, никто не съел положенный вам в полете обед, никто не занял ваше кресло. Несколько сотен находящихся на борту людей, даром что в большинстве своем видят друг друга в первый раз, ведут себя на всем протяжении рейса цивилизованно и вежливо.

Братья по оружию

Такого сотрудничества, которое демонстрирует все это множество не связанных между собой индивидов, выполняющих совершенно разные функции настолько слаженно и скоординированно, в дикой природе мы не увидим.

В предыдущей главе мы рассматривали становление сложного человеческого общества, однако, пожалуй, наиболее поразительным свойством первых земледельческих объединений было возникновение предприятий, требовавших самого настоящего крупномасштабного сотрудничества.

Вырубать террасы в горном склоне, собирать богатый урожай, строить амбары и эффективно поддерживать существование города-государства удастся лишь при высочайшем уровне взаимодействия между представителями сообщества.

Охотники-собиратели тоже координируют свои усилия при таких совместных мероприятиях, как охотничья вылазка или сбор плодов; сотрудничество выражается у них и в дележе еды, совместном труде и заботе о детях, а кроме того, они объединяются в случае вражды или разногласий с другими сообществами. Чем же обусловлено сотрудничество такого уровня?

Разумеется, некоторые стороны сотрудничества, наблюдаемого в человеческом обществе, можно объяснить родственным отбором, действующим, когда помощь оказывают близким по крови, однако списать на него крупномасштабное объединение усилий совершенно чужих друг другу или связанных весьма дальним родством людей не получится.

Наши предки-гоминины, предположительно, сбивались в небольшие, зачастую кровнородственные общины. Современные же сообщества охотников-собирателей, даже насчитывающие не более нескольких сотен человек, предполагают активное взаимодействие не только с родными. Такое сотрудничество регулируется системой норм и институтов. В земледельческих обществах оно тоже требует согласования и договоренностей и охватывает тысячи зачастую чужих друг другу людей.

По доброй воле

Безусловно, временами в ход шло принуждение, когда слабых заставляли трудиться на обладателей власти и силы. К 4000 г. до н. э. шумеры строили города с населением свыше 10 тыс.  человек, используя рабский труд пленников, захваченных в горах, а в Ветхом Завете говорится, что «египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам». Однако это лишь часть картины.

Чтобы обзавестись рабами, обществу необходимы масштабные акты группового сотрудничества, например, надо создать функционирующую армию, способную на слаженные организованные действия.

Более того, как было установлено в ходе исторических исследований, не все крупные архитектурные проекты древности сопряжены с принудительным трудом. Так, пирамиды, как сейчас считается, строились наемными рабочими. Они были выходцами из бедных семей с севера и юга Египта, и труд их уважали настолько, что умершие во время строительства удостаивались чести быть погребенными в усыпальницах рядом со священными пирамидами своих фараонов.

Древние общества, как и все современные, включая нынешних охотников-собирателей, зиждились на прочном каркасе сотрудничества, в котором большинство представителей конкретного социума участвовало совершенно добровольно.

Как это было возможно? Традиционная теория генной эволюции не может объяснить все составляющие сотрудничества у человека. Ответ на заданный вопрос многоаспектен и основан на ряде неожиданных и редко принимаемых во внимание связей между сотрудничеством и социальным научением.

Ученье — свет

Между тем эволюция повсеместного обучения стала одним из важных шагов к тому, чтобы наладить крупномасштабное сотрудничество. Мало кто рассматривает обучение как проявление сотрудничества, однако, по сути, это именно так.

Сотрудничество определяется как действия на благо другой особи (получателя), которой этот положительный результат обеспечивает предпочтение при естественном отборе.

В случае обучения такое благо состоит в полезном знании. Из теоретического исследования, описанного в седьмой главе, вытекало, что всеохватывающая разновидность обучения эволюционировала у человека совместно с кумулятивной культурой.

Как показывал этот анализ, у человека обучение распространено так широко, потому что кумулятивное культурное знание со временем накапливается и в популяции растет число наставников, которые владеют дающей большие преимущества, но трудной для усвоения иным способом информацией (как, например, изготовить функциональное каменное орудие или как собирать мед) и могут поделиться ею с учениками.

Часто сотрудничество у человека провозглашают не имеющим аналогов в животном мире, однако в каком именно отношении оно уникально и насколько эти заявления обоснованы, пока не установлено.

Один из вариантов ответа на этот запутанный вопрос дает наш анализ эволюции обучения. Безусловно, «у человека появились такие сложные и уникальные механизмы принуждения к сотрудничеству, как контракты, законы, правосудие, торговля и нормы общественного поведения», и все эти механизмы требуют обучения, иначе они не будут работать. Кроме того, значительная доля сотрудничества у человека требует языковых способностей, но, как мы убедились в восьмой главе, у нас есть все основания предположить, что происхождение языка связано с обучением и кумулятивной культурой.

Вполне возможно, что язык развивался как средство повысить эффективность и точность обучения, и, даже если его возникновение обусловлено чем-то другим, это все равно наверняка не мешало использовать его в обучающем контексте.

Таким образом, человеческое сотрудничество отличается необычайно широким охватом, достигнутым, судя по всему, благодаря кумулятивной культуре, а также, возможно, уникальной опоре на важные механизмы, которые у других видов либо редки, либо отсутствуют в принципе, а именно на обучение и язык.