Разобраться • 21 декабря 2021

«Что я узнала, побывав 10 раз в роли кофаундера» — монолог инвестора

«Что я узнала, побывав 10 раз в роли кофаундера» — монолог инвестора

Текст: Ирина Ваксман, партнер венчур билдера Digital Horizon

Фото: Westend61 / Getty Images


Я пришла в венчур в 2017 году, после более десяти лет в рекламе и маркетинге. С тех пор мы с командой венчур-билдера Digital Horizon построили десять успешных стартапов. Мы стали кофаундерами этих компаний: не только вкладывали в них деньги, но и совместно анализировали рынок, ставили и проверяли гипотезы, перебирали бизнес-модели, запускали MVP с первыми клиентами и продолжаем привлекать инвестиции на следующие этапы масштабирования. За это время я сделала для себя немало больших и маленьких выводов и некоторыми хочу поделиться.

Не бойся делать 10-е решение на рынке

Все хотят сделать прорыв. Но строить реального дизраптора, каких единицы, — это долго, больно и дорого. Да, сейчас все понимают, что Uber создал новую бизнес-модель и запустил целую волну в сфере услуг, особенно в доставке. Но поначалу в идею заказа такси через приложение практически никто не верил. Также было и с криптофиатными приложениями. Еще лет пять назад никто не верил, что криптовалюта будет регулироваться, а транзакции с ней потребуют идентификации пользователей и других процедур против отмывания денег.

Нужно всегда помнить о том, чтобы твой продукт отвечал реальным потребностям, а не стал просто очередной игрушкой для пользователей. «Все уже сделано» — не тот фактор, который должен сильно смущать фаундера. Даже если конкуренция высокая, это не значит, что на рынке нет места новому игроку. Наоборот, наличие соперников показывает, что на этом рынке есть движение вперед и потребность в новых решениях. Более того, часто конкурентные преимущества продукта проявляются и осознаются не сразу, а после выхода на рынок, в коммерческую эксплуатацию, набора информации о клиентах.

Выбирай кофаундера, который тебя дополняет

Многие люди хотят запустить стартап, но далеко не все готовы брать на себя ответственность и принимать сложные решения. Большинство фаундеров в нашем венчур-билдере уже запускали собственные проекты и понимают, что такое риск. Мне важно, чтобы у нас были одинаково расставлены приоритеты, чтобы мы одинаково видели будущее проекта и возможные развилки в его судьбе.

Хороший кофаундер всегда тебя чем-то дополняет, а не просто смотрит в одном направлении с тобой и подбадривает. Если ты визионер, но не можешь наладить работу разработчиков, тебе нужен кто-то системный, кто выстроит процессы и операционную деятельность по проекту. Или ты сложил уникальную технологию, но не знаешь, как ее монетизировать, за что именно будут платить люди — трафик, подписку, подключение, и т. д., — ищи бизнесового партнера.

Продукт создается не деньгами, а человеческой энергией

Когда мы в венчур-билдере говорим про инвестиции, это не только про деньги. Это инвестиции личного ресурса в то, чтобы поддерживать в команде силу, энергию, которая поначалу собирает все по кусочкам, а потом драйвит проект.

«Тонкая настройка» особенно важна на начальных этапах, когда происходит установка доверия, ценностей, фокуса на общую цель. Еще непонятно, как многое сложится, но у команды должно быть общее стремление: вижу цель, верю в нее, иду к ней. Такую «химию» невозможно поставить на серийное производство. У каждой команды она своя, это штучный set up. А если этого нет, то сколько денег ни дай, ничего не получится.

Роль фаундера в создании «химии» и драйва огромна. Нужно заряжать людей, делать так, чтобы они могли увидеть будущее твоими глазами и свою роль в этом и двинуться вперед. Объединение вокруг одной цели звучит пафосно, но по факту — это нить, на которую все нанизывается. Большая ошибка, когда фаундер замыкает весь проект на себе, вместо того чтобы усиливаться благодаря команде.

Создание технологических компаний — это безграничное творчество

Представители творческих профессий — дизайнеры, художники, писатели — ценят в своей работе свободу, полет, отсутствие ограничений. И для меня было удивительно осознать, что технологии также безграничны. Это бездонная, неисчерпаемая тема.

Создание технологических проектов невозможно систематизировать, ограничить рамками бизнес-процессов. Вроде ты уже столько всего сделал, наступил на самые разные грабли, и в яму упал, и на гору взобрался, но все равно возникают ситуации, которые приносят что-то новое.

Даже не представляю, что когда-нибудь смогу сказать, что делаю все с закрытыми глазами.

Если любишь — отпусти

На разных стадиях проекта могут быть нужны разные руководители. Фаундерам-создателям часто становится скучно на этапе масштабирования, когда творческий драйв нужно преобразовывать в стабильную операционную деятельность.

Жизнь любого проекта можно условно разделить на этапы от первого до 10-го и от 10-го до 100-го. Первый — это поиск идеи, разработка MVP, запуск в коммерческую эксплуатацию, вывод на рынок. Продукт создается буквально из ничего, и ощущение, когда появляются первые клиенты, первые люди, которые пришли воспользоваться твоим сервисом, ни с чем не спутаешь. Ты создал то, что нужно, востребовано, живет, вступает в интерактив с окружающим миром. И это стоило всех вложенных сил. Ты — творец, создатель.

Второй этап, от 10-го до 100-го, — это масштабирование. Происходит сдвиг в мышлении: ты больше не стартап, а самостоятельный бизнес, выходишь на следующий уровень. При масштабировании нужно переключиться с фазы «Экономлю на всем» на фазу «Включаем полную мощность». Многое в этот момент приходится перестраивать, начинается формализация бизнес-процессов. Часто также меняются люди: приходят менеджеры с другим психотипом, операционным опытом — те, кто могут ускорить и вырастить бизнес. А создателей ждут новые проекты и новый драйв.

Важно беречь свой внутренний ресурс

В стартапе ты не можешь позволить себе сказать: «Все, ребята, я устала, я ухожу». На тебя слишком много завязано, и работа на износ — эгоистичный выбор. Ответственность за свою энергию уже не личная, а распространяется на весь бизнес. Плохо тебе — плохо всей команде.

Создание технологических проектов — это не спринт. Ты можешь мобилизовать внутренние силы один-два раза, но не можешь в таком режиме существовать долго. Поэтому так важно внимательно к себе относиться и вовремя восстанавливать ресурс.

Я не тоскую по временам, когда работа заканчивалась в 19.00. Каждый сам расставляет свои приоритеты: если ты что-то делаешь по остаточному принципу, ничего не выйдет. Работа — это не крест, который ты несешь. Это жизнь, которая приносит впечатления.