Разобраться • 18 апреля 2025
10 правил работы в dark-kitchen от основателя «Лосось и рис»
10 правил работы в dark-kitchen от основателя «Лосось и рис»

Текст: Анастасия Козлова
Иллюстрация: Степан Иванов
Если «драконовы законы писаны кровью», то правила бизнеса — потерянными деньгами, репутацией и нервами. А строятся они на ошибках: иногда — грустных, порой — забавных. «Инк.» попросил основателя dark-kitchen проекта «Лосось и рис» и азиатской концепции Rolls No Rules Николая Алдонкина поделиться правилами предпринимательства, которые он сформировал за годы работы в сфере общепита.
Если «драконовы законы писаны кровью», то правила бизнеса — потерянными деньгами, репутацией и нервами. А строятся они на ошибках: иногда — грустных, порой — забавных. «Инк.» попросил основателя dark-kitchen проекта «Лосось и рис» и азиатской концепции Rolls No Rules Николая Алдонкина поделиться правилами предпринимательства, которые он сформировал за годы работы в сфере общепита.
Николай Алдонкин — предприниматель и основатель гастрономических проектов «Лосось и рис» и Rolls No Rules. Открыл первую доставку еды в 19 лет.
Правило №1
Не доверять стороннему софту
Когда я думаю о бизнес-ошибках, мне вспоминается 14 февраля этого года, когда мы решили остановить прием заказов из-за высокой нагрузки. Разумеется, не все прочитали предупреждение и начали писать в чат нашего приложения, тем самым перегружая сервер. А сервер — не наш. Мы не можем его обновлять и вообще как-либо контролировать.
Из-за перегрузки сервера чат просто умер. При этом там же находились и уже принятые заказы: с адресами, контактами клиентов, выбранными позициями. Многие операторы успели принять их, но не смогли вбить в кассу. В тот момент зависло около ста заказов.
К счастью, клиенты начали звонить и писать в соцсети. Что-то нашлось, но многие покупатели, в итоге, обиделись. После этого мы решили делать свое приложение полностью под ключ и с максимальным контролем.
Правило №2

Всегда спрашивать цену заранее
У меня по жизни есть проблема — я редко уточняю цену прежде, чем что-то покупаю. Обычно моя привычка не приводит к проблемам, но для некоторых недобросовестных партнеров это — шанс обмануть меня.
Когда мне было лет двадцать, мы оборудовали помещение под цех. Помимо прочего, в нем нужно было сделать проводку. Как я сейчас понимаю, работы было совсем немного. Я нашел исполнителей на «Авито», но не уточнил, сколько они возьмут за работу.
В общем, чинить мне проводку пришла целая толпа «электриков», и по итогу они спросили с меня сумму раз в пять больше, чем в среднем по рынку. Пришлось заплатить, но было неприятно.
Правило №3
Всему свое время
В первый год работы у нас была только одна локация. Все шло нормально, нужды расширяться не было. Я понимал, что для роста необходимо выйти на определенный оборот на первой точке.
Тем не менее один из сотрудников постоянно давил на то, что нам срочно нужно открывать новые филиалы. В итоге я послушал его и вложил все деньги, которые успел заработать и скопить, в новое помещение.
Вторая кухня проработала полтора месяца и закрылась так же бодро, как и открывалась, — нам не хватало ни опыта, ни узнаваемости, ни выстроенных процессов для нескольких локаций. Теперь я слушаю только себя.
Правило №4
Тщательно подбирать подрядчиков
Отличный пример того, к чему может привести поверхностный выбор подрядчика, — наше приложение, которое я уже возненавидел. Я его сделал, когда «Лосось и рис» работал второй год. До этого мы по-детски через директ принимали заказы, но когда их стало больше, поняли, что надо куда-то выводить людей.
Я начал искать подрядчиков. Денег не было совсем, поэтому я пошел по простому пути и выбрал шаблонное приложение, которое работает по подписке. Так делают многие проекты: ты платишь около десяти тысяч рублей в месяц за подписку, наполняешь приложение своими блюдами и работаешь.
Со временем у софта начались проблемы, которые разработчики никак не решали. Более того, они оказались совсем не сговорчивыми в плане добавления новых функций. Я предлагал им повысить оплату, чтобы под наш проект добавили дополнительные механики, но ничего не вышло.
Сейчас мы пишем свой софт с нуля и тратим уже на него большие деньги, все только потому, что когда-то я не подумал о будущем. К тому же в старом приложении у нас порядка 30 тыс. пользователей, так что еще большим вопросом остается — как потом переводить клиентов.
Правило №5
Всегда читать договор
Очевидное, но очень жизненное правило. Я всегда читаю договоры, но не всегда задумываюсь: а что мне нужно от этого документа?
Объясню на примере все того же приложения. Технически договор составлен корректно, но как оказалось, по нему я «не имею никаких претензий» непосредственно к работе программы.
После бага 14 февраля, о котором я говорил в начале, мы решили подать на разработчиков в суд — слишком много денег уже потеряли из-за таких ошибок. Но когда юрист изучил договор, он сказал, что я ничего не могу сделать.
Правило №6

Никогда не нанимать на работу друзей
К бизнес-партнерству с друзьями я отношусь нормально. Но не к найму. Очень много раз проходил через это. Все нормально только в первую неделю. Потом начинаются обиды. Потом проблемы. Через месяц — ни друга, ни сотрудника.
Правило №7
Согласовывать интеграции у блогеров
Продвигаться через инфлюенсеров — топ для локального бизнеса. Но важно учитывать две вещи. Во-первых, смотреть с кем работаешь. Многие накручивают подписки, показывают статистику на тысячи подписчиков, а по факту все это мертво. У нас SMM как-то раз выпустила рекламу без моего согласования у какого-то местного пранкера якобы с 30 тыс. подписчиков. Пришло от него ровно ноль людей. И потом, когда я уже сам полез посмотреть, оказалось, что там по 15 лайков под постами.
Сам контент тоже нужно проверять. У нас была забавная ситуация с городским медиа, когда ребята сделали обзор на нашу новую локацию с лонг-роллами. Захожу посмотреть уже ближе к полуночи. К съемке и тексту — ноль вопросов. А вот музыка на фоне совершенно не соответствует нашим стандартам: там и нецензурная лексика, и пошлые сравнения.
Я побежал к ним в личку и урегулировал вопрос — все быстро поправили. С тех пор согласовываю все и всегда. Даже не для правок, а чтобы не было таких казусов.
Правило №8
Слушать интуицию касаемо людей
Если кажется, что с человеком что-то не так — скорее всего не кажется. У меня уже выработалось чутье на это, но я почему-то постоянно даю людям шанс. Например, у нас работал курьер. Как работник — хороший. Как человек — сложный. Ругался со всеми, мог прийти и обматерить коллег и так далее. Но понял масштаб проблемы я только тогда, когда от нас стали уходить клиенты из-за появления «доминантного курьера».
Подобная история произошла и в Rolls No Rules. Собеседовал человека, все нормально, но было некое чувство подвоха. Не послушал себя, взял его на работу. Спустя примерно полтора месяца другие ребята начали отказываться выходить на смены, если там был этот парень. И их можно понять. Он вызывал очень неприятные чувства у всех, с кем общался.
Правило №9
Не экспериментировать с зарплатой
Эта история произошла со мной едва ли не в первый месяц работы «Лосось и рис». Я решил ввести прогрессивную шкалу оплаты. То есть изначально ставка была небольшая, но сильно росла в зависимости от количества заказов. И все шло хорошо, пока заказов не стало действительно много. Тогда повар мог за рабочую смену в выходной день получить порядка 10 000 рублей. И вроде не жалко, но мы начали работать в минус. Пришлось все менять и уменьшать зарплаты. Все уволились.
Правило №10
Максимально тщательно подбирать локацию
Мы меняли первую локацию «Лосось и рис» пять раз. На первой было мало места, на второй не работала канализация, на третьей с соседнего этажа ползла тонна тараканов! И это дарк-китчен, а если бы была посадка?
С Rolls No Rules мы открылись в ТЦ, в котором низкий трафик. Я понимал это, но тогда это был едва ли не единственный вариант. И сейчас по сравнению с другими точками разница просто колоссальная.