РАЗОБРАТЬСЯ 26 сентября

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

 РАЗОБРАТЬСЯ 26 сентября

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

10 способов сократить расходы бизнеса

10 способов сократить расходы бизнеса

Иллюстрации: Александр Черепанов

Каким бы впечатляющим ни был продукт, компания не сможет завоевать мир, если не оптимизирует процессы закупок, производства и другой деятельности. Один из способов добиться эффективности — провести ревизию текущих партнеров, поставщиков и ключевых затрат бизнеса и сократить их. Еще можно стать участником программы лояльности для бизнеса и получать бонусы и скидки. Такая программа (она называется Бизнес-Бонус) есть у компании Mastercard, которая подготовила советы по оптимизации бизнеса. Как сократить расходы, не навредив компании, читайте ниже.


Регулярно проводите ревизию поставщиков и подрядчиков


Поставщики, у которых вы уже 5 лет покупаете молоко для производства сыра, могут оказаться не самым выгодным партнером: на рынке постоянно появляются новые игроки, и хотя бы раз в год стоит проводить ревизию их цен. Если найдете сразу несколько поставщиков или подрядчиков с привлекательными условиями — работайте со всеми. Так делает «Вкусвилл», сети это позволяет не только экономить, но и не зависеть от одного поставщика, а значит, не терпеть убытки, если он вдруг не поставил продукт вовремя.

Чтобы изучить рынок и найти новых поставщиков, можно разместить предложения о закупках на специализированных форумах. В каждой индустрии есть свои онлайн-ресурсы, например Milknet (для молочной продукции), Meatinfo (там можно купить оптом мясо). Еще можно использовать электронные торговые площадки — среди них есть те, которые ориентированы не на крупные компании и госсектор, а на малый и средний бизнес (например Supl.biz, Сделки.ру и другие). С их помощью, кстати, удобно отслеживать и закупочные цены.

Дополнительный способ рационально организовать закупки — оплачивать их с помощью бизнес-карты Mastercard, зарегистрированной в программе Бизнес-Бонус, и получать бонусы за каждую транзакцию. Кроме того, партнер программы сервис «Контур.Светофор» дает возможность бесплатно проверить потенциальных контрагентов и получить полную информацию об их благонадежности.


Активно используйте аутсорсинг


Малому бизнесу не всегда выгодно нанимать много штатных сотрудников, а значит, часть задач можно передать на аутсорс. Главное правило — оставить внутри только профильные процессы, на которых специализируется компания, а остальное поручить внешним специалистам. Бухгалтер, сисадмин, рекрутер, юрист, пиарщик — всех этих людей легко нанять через специальные аутсорсинговые компании.

Тут правило такое. Фрилансерам стоит поручать разовые задачи, для этого составить гражданско-правовой договор. Для решения комплексных и долговременных задач, таких как ведение бухгалтерии или техническая поддержка сайта, лучше подобрать специальную профильную компанию: это снизит стоимость услуг и повысит надежность и качество, потому что фирмы могут позволить себе содержать профессиональных сотрудников на постоянной основе.


Пересмотрите свои маркетинговые активности


Первым делом стоит сократить расходы на маркетинговые каналы, эффективность которых вы не протестировали. Например, прежде чем вкладываться в соцсети, лучше изучить каналы, которые используют конкуренты, определить цель ведения соцсетей и создать стратегию с уникальным предложением (не просто рассказывать о продукте, а публиковать кейсы клиентов и проводить совместные рекламные конкурсы). Выбранные каналы лучше сначала протестировать в рамках определенного бюджета, а потом выбрать наиболее эффективные.

Стоит провести аудит контекстных рекламных кампаний. Из-за неправильных настроек компании могут тратить на 30% больше. Например, ключевые слова и минус-слова стоит регулярно обновлять, ведь запросы и потребности покупателей меняются с каждым днем и формулируются по-разному. Возможно, стоит отключить дополнительные релевантные фразы (такая функция есть в Яндекс.Директ), — на старте, пока кампания не настроена идеально, они могут только мешать и увеличивать стоимость клика.

Отдельного внимания заслуживают скидки и маркетинговые акции. Нужно четко понимать, покрывает ли расходы на них доход от привлеченных клиентов. Расчет простой. Предположим, салон красоты запустил локальную маркетинговую кампанию за 50 тыс. руб. Она привлекла 500 совершивших покупку клиентов. То есть один клиент обошелся в 100 руб. Чтобы хоть что-то заработать, доход с одного клиента должен быть больше 100 руб. А если средний чек салона — 500 руб. и из них прибыль — всего 110 руб., то весь доход на одного клиента уйдет на его же привлечение и акция принесет убыток, несмотря на рост числа покупателей. Это справедливо и для среднего бизнеса. Возьмем такой пример: региональная сеть магазинов недорогой одежды запустила агрессивную маркетинговую кампанию за 1 млн руб., используя разные каналы. Она привлекла 600 совершивших покупку клиентов. То есть один клиент обошелся в 1,7 тыс руб. Даже если каждый из них совершил покупку хотя бы на 2 тыс руб., рекламную кампанию сложно будет признать эффективной: затраты на нее отобьются, но особой прибыли компания не получит.


Формируйте эффективно работающую команду


Важно следить за тем, чтобы ваша команда состояла из ответственных и мотивированных людей, которым будет интересно работать в вашей компании и которые будут разделять ваши цели. Важно собрать команду единомышленников, чтобы каждый играл свою роль и чувствовал свою значимость. Да, на поиск и обучение таких сотрудников придется потратить время и деньги, но эти усилия окупятся.

Если вы, поработав с человеком какое-то время, поймете, что он не вписывается в вашу команду, — лучше расстаньтесь с ним по соглашению сторон. Чем раньше вы это поймете — тем проще, ведь если сотрудник не захочет уходить мирно, придется соблюсти все юридические формальности (в помощь статья 81 ТК РФ). Поэтому лучше принять решение во время испытательного срока: если возникнут проблемы, об увольнении нужно будет только сообщить за 3 дня до конца испытательного периода.


Сократите затраты на аренду офисных помещений


Мир переходит на гибкий график: компании внедряют четырехдневную неделю, избавляются от жестко фиксированных часов работы и переезжают в коворкинги (к 2022 году их число увеличится на 42%), чтобы не платить впустую за офисные помещения. Задумайтесь: для чего вы используете офис? Если в основном для встреч, то их можно проводить в коворкингах и ресторанах. В коворкингах также можно арендовать несколько столов или перевести часть персонала на удаленную работу, чтобы сократить площадь офиса.

Впрочем, есть и другой работающий способ снижения затрат на аренду помещений: вы можете сдать часть своего офиса или даже несколько рабочих мест в нем другой компании.


Пересмотрите объем нестратегических расходов


Помимо производственных, у каждого бизнеса есть каждодневные расходы, связанные с содержанием офиса, питанием сотрудников, оплатой интернета, покупкой канцелярии и другими вещами. Их тоже нужно контролировать: вести учет и отслеживать закупки. Например, можно завести график расходования канцелярии и узнать, сколько бумаги, ручек и других товаров требуется в месяц. Это поможет наладить календарь закупок и оптимизировать их объем, а значит, снизить бюджет на канцелярию.

Расходы, с помощью которых вы рассчитываете повысить лояльность своих подчиненных, можно заменить на нематериальную мотивацию, например позволить один день работать из дома, — коллектив оценит это больше, чем бесплатные обеды.

Наконец, некоторые поставщики делают выгодные предложения участникам специальных программ. Например, сейчас в программе Mastercard Бизнес-Бонус действует скидка до 45% на доставку воды.


Изучите возможность оптимизировать налоговую нагрузку


Речь не идет о серых схемах. Просто начинающие предприниматели чаще всего не знают, какой налоговый режим им более выгоден. Например, иногда — в зависимости от региона, вида деятельности и годового дохода — выгоднее перейти на патентную систему налогообложения (купить патент и платить за него фиксированную сумму), чем оставаться на упрощенной системе налогообложения (УСН). Патент — это тоже налог, его рассчитывают из потенциально возможных доходов. Например, в 2019 году в Москве индивидуальный предприниматель в сфере разработки программ для ЭВМ и баз данных с доходом 8 млн руб., приобретая патент, заплатит 460 238 рублей налогов (из них стоимость патента — 300 тыс. руб.). По УСН ему придется заплатить больше — 480 тыс. руб. На сайте ФНС есть калькулятор, который поможет рассчитать стоимость патента, а калькуляторы на других сайтах помогают сравнить налоговые системы.

Еще можно раздробить бизнес — это разрешает Верховный арбитражный суд. Главное, чтобы дробление было оправданным, то есть структуры фирмы действительно работали бы независимо и со своим персоналом. Методов много, главное — не лениться и внимательно пройтись по всем налогам, которые платит организация (а то некоторые собственники компаний бывают даже не в курсе, что суточные сотрудникам в командировках на самом деле не облагаются налогом).


Автоматизируйте часть процессов с помощью онлайн сервисов


В течение двух ближайших десятилетий будет автоматизирована половина всех рабочих процессов в мире. Это существенно повысит эффективность сотен компаний и избавит их от необходимости нанимать новых сотрудников. Но ждать, когда это произойдет, не стоит: инструменты, позволяющие начать цифровизацию бизнеса, уже доступны.

Организацию командировок можно автоматизировать с помощью специальных сервисов, например OneTwoTrip. Он подбирает подходящие для деловых поездок отели, удобные билеты и позволяет купить все сразу, а главное — правильно оформить для бухгалтерской отчетности. Другой рутинный процесс — назначение собеседований — можно автоматизировать с помощью специальных ботов, которые свяжутся с кандидатами и договорятся об удобном времени. Многие из подобных сервисов также могут сами искать и анализировать резюме. Наконец, часть платежей можно перевести в онлайн — а с программой Mastercard Бизнес-Бонус получать бонусы за каждую транзакцию, совершенную через зарегистрированную в системе бизнес-карту.

Попросите сотрудников изучить программы, которые могут облегчить их работу. Оформите им подписку на пробный период, а по итогам замерьте, как изменилась продуктивность.


Попробуйте покупать бывшее в употребление оборудование и мебель


Часто инвентарь, сырье, оборудование и другие необходимые для операционной деятельности вещи — самая большая статья расходов бизнеса. Предположим, бюджет для запуска кафе составляет 1,1 млн руб., из них 300 тыс. — на технику и мебель. Открытие хостела обойдется в 500 тыс. руб. На те же мебель и технику уйдут 400 тыс. руб.

Выручает то, что бывшие в употреблении специализированные машины, кухонное оборудование, офисную технику, мебель можно купить за полцены. Что-то можно найти на P2P-площадках вроде «Авито» и «Юлы», что-то — на специализированных ресурсах для предпринимателей. Например, на сервисе «Сбагри» помимо объявлений и тендеров можно найти оборудование для гостиниц, кафе, автосервисов и многих других видов бизнеса.


Станьте участником специальных бонусных программ для бизнеса


С помощью программ лояльности можно получать бонусы и скидки на необходимые для бизнеса продукты и B2B-услуги других компаний. Так, в программе Бизнес-Бонус от Mastercard, о которой мы говорили выше, за все платежи с зарегистрированной в программе карты этой платежной системы (можно проверить на сайте, подходит ли она) участникам начисляются бонусы. Потом эти бонусы можно потратить на скидки и предложения от партнеров.

Бонусы копить несложно: за каждую покупку от 500 руб., совершенную по бизнес-карте Mastercard, начисляется 1 бонус. А уже за 2 бонуса можно получить, например, скидку в 2 тыс. руб. на рекламную кампанию в МТС Маркетологе или месяц пользования услугой «Стандарт плюс» на Headhunter, которая позволяет набрать больше откликов соискателей. Бухгалтерия тоже может обойтись дешевле: 2 бонуса дают полугодовую скидку в размере 50% на Epix Group. Регистрируйтесь сейчас — и получите 30 приветственных бонусов, которые сразу можно будет потратить на специальные предложения бизнеса или на себя. Среди них, например, скидочный купон интернет-магазина Ozon или 1 тыс. руб. на запуск рекламной кампании в сервисе МТС Маркетолог.