2009 vs. 2019 бизнес-челлендж: что происходило с интернет-стартапами 10 лет назад?

2009 vs. 2019 бизнес-челлендж: что происходило с интернет-стартапами 10 лет назад?
Сооснователи Kickstarter: Янси Cтриклер, Перри Чен и Чарльз Адлер. Фото: Taylor Hill/FilmMagic/Getty Images

В рамках все еще не теряющего популярность флешмоба 2009 vs. 2019 Inc. вместе с Институтом развития интернета решил вспомнить, какие привычные нам сегодня продукты появились 10 лет назад, а какие — обреченные, как тогда казалось, на успех —проекты не дожили до сегодняшнего дня.


В 2009 году были созданы такие американские инновационные компании, как мобильное приложение по поиску такси Uber, мессенджер WhatsApp, краудфандинговая площадка Kickstarter. Сейчас кажется, что они были всегда, но им всего лишь 10 лет. Uber перевернул пользовательское поведение и доказал людям, что гораздо выгоднее получать услуги совместно, чем единолично. WhatsApp стал одним из самых популярных мессенджеров, которые позволяют всегда оставаться на связи с родными. Kickstarter выстрелил на идее совместного финансирования талантливых проектов — и его основатели тоже не прогадали.


Uber Technologies оценивалась $120 млрд в 2018 году, планирует выйти на IPO в 2019 году. Это на $8,09 млрд больше, чем капитализация большой детройтской тройки (General Motors — $54,3 млрд; Ford — $34,85 млрд; Fiat Chrysler — $22,76 млрд).

WhatsApp был продан интернет-гиганту Facebook в начале 2014 года, сумма сделки составила $19 млрд и навсегда вошла в историю венчурного рынка. Бесплатный для пользователей, сервис обгоняет по капитализации ряд телекоммуникационных компаний, которые в свое время не интегрировали инновации в свои технологии.

Kickstarter признана самой известной краудфандинговой площадкой. Самая большая сумма, собранная одним проектом на Kickstarter, — $20 млн.

Не все стартапы, которые считались прорывными в 2009, дожили до 2019 года. Например, сеть вопросов и ответов Formspring (Spring.me), которая появилась 10 лет назад, казалась очень перспективной. В рейтингах инноваций она в своё время лидировала. Пользователи активно задавали вопросы, отвечали на них, — в первый месяц работы приложение набрало 1 млн скачиваний. Но всё можно было написать анонимно, и эта свобода породила издёвки комментаторов друг над другом. Некоторые пользователи покончили с собой, не выдержав нападок на сервисе. В конце концов, некогда успешный стартап, который неоднократно привлекал инвестиции, свернул свою деятельность в 2013 году.

Стартап Quirky, который был запущен в 2009 году, представлял собой платформу, где люди лайкали интересные идеи, а компания, вставшая на платформу, воплощала их в реальные продукты. При помощи такого голосования был запущен проект Pivot Power, который, в свою очередь, основал дочернюю компанию Wink (разработки для умного дома). Многообещающая идея вызвала интерес у инвесторов, было привлечено в общей сложности $185 млн инвестиций. Но вскоре основатели стартапа поняли, что разработки, за которые голосовали пользователи, никому не нужны. Бывшие клиенты не могли распродать новые устройства и отзывали продажи. Компании перестали обращаться к Quirky — и площадка обанкротилась в 2015 году. Борьба за выживание была тщетной, и сегодня о Quirky уже мало кто помнит.


Что придумали в России

вспоминают стартаперы-2009


Станислав Сажин

сооснователь и генеральный директор социальной сети для врачей «Доктор на работе» (проект основан в 2009 году)


В 2009 году главным трендом для нас был западный опыт перехода фармацевтического маркетинга в интернет. В России в это никто не верил, а мы сделали на него ставку и не прогадали. Тогда ещё не было понятий «стартап», «ангел», «венчурный инвестор», не было ФРИИ и «Сколково». На нас смотрели с усмешкой, в итоге мы привлекали первые деньги от знакомых под честное слово. Сейчас мы занимаем 0,5% всего медийного рынка в интернете в России. А в 2009 году мы занимали только кухню в квартире одного из основателей — Андрея Перфильева.


Гавриил Леви

основатель и генеральный директор Дневник.ру (проект основан в 2007 году)


В 2009 году в Правительстве распорядились осуществлять государственные и муниципальные услуги в электронном виде. До 1 января 2014 года было необходимо принять меры, чтобы информация об успеваемости учащихся была доступна дистанционно на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Наша компания сделала ставку на этот тренд и начала в регионах РФ активную работу по внедрению цифровой образовательной платформы «Дневник.ру» с целью помочь в этом школам. С 2009 года мы многократно увеличили нашу долю на рынке электронных журналов и дневников, в частности благодаря тому, что с каждым годом уровень проникновения интернета в жизнь россиян увеличивался. По данным аналитического портала Similarweb за декабрь 2018, сайт «Дневник.ру» занял 7 место в рейтинге образовательных платформ мира по посещаемости. Сегодня при помощи электронных журналов и дневников нашей компании многие школы России полностью отказались от бумажной отчётности. Но к таким результатам проект шёл 10 лет.


Максим Спиридонов

генеральный директор компании «Нетология-групп» (была основана в 2011 году, переименована в «Нетология-групп» в 2014)


Самый яркий интернет-тренд из 2009 года — зарождение рынка смартфонов. В тот момент уже было понятно, что смартфоны станут чем-то большим, но невозможно было предположить, какой масштаб обретёт это явление. Тогда было сложно оценить роль Youtube и других видео-сервисов, онлайн-кинотеатров. Было очевидно, что видео-формат будет заполнять интернет, но невозможно было представить, что он дорастет до такой степени медиа-влияния. В тот же период создавались сервисы социальных рекомендаций и социальных закладок. Они имели широкую известность в очень узком периоде времени. Я сам приложил руку к подобным продуктам — сервису bobrdobr.ru и memori.ru. Второй был куплен у меня РБК, но с затуханием популярности и неоправданных ожиданий исчезли и сами проекты. Вместе с ними ушли web 2.0 и облака тегов, которые в большом количестве заполняли интернет-страницы тех лет.


Артем Кумпель

основатель и генеральный директор технологической компании TalentTech (проект основан в 2017 году)


В 2009 году облачные технологии из «инновации» превратились в массовое и доступное явление. Тогда Google запустил GoogleApps, Microsoft — Windows Azure и мы буквально вкусили, каково это — когда не нужно постоянно скачивать файлы. Сейчас облачные технологии — необратимая норма и присутствуют практически везде: в «облаке» работают бухгалтеры (Bitrix24, 1C), логисты (Мой склад), эйчары (potok, SAP SuccessFactors) и многие другие. Да и обычная загрузка файлов, их хранение, отправка писем с электронной почты, семейные фотоальбомы с доступом для множества пользователей — часть нашей жизни.

Абсолютно другая ситуация произошла с нетбуками — на портативные персональные компьютеры делались большие ставки, но в итоге история так и не взлетела. Перед наступлением 2009 года мировые поставки нетбуков впервые превысили показатели обычных настольных ПК. Тогда, конечно, казалось, что именно нетбуки будут основными компактными устройствами для работы. Однако время рассудило иначе, и более производительные и удобные смартфоны постепенно их вытесняли.


Николай Хорт

основатель и CEO crowd-сервиса курьерской экспресс-доставки Take’n’go (проект основан в 2016 году)


2009 год в плане интернета для меня — год выпуска IPhone 3GS и стремительного распространения скоростных мобильных сетей. У меня, правда, в тот момент была всего лишь Nokia e52, но даже с этим телефоном было понятно, что вектор развития на ближайшие годы — мобильный интернет и адаптация контента под переносные устройства и маленький экран. Ожидал развитие прикладных сервисов типа навигации и переписки. В существенной степени реальность превзошла мои ожидания: контент, благодаря в первую очередь Instagram, Telegram и YouTube, появляется в огромных объемах, информация доступна моментально и в любом месте. Мобильные сервисы с использованием сети неожиданно проникли практически во все сферы жизни: заказ еды, поиск развлечений и мест для отдыха, общение, хобби — всё в мобильном телефоне и всё в интернете. Даже наш сервис курьерской доставки — это использование как раз технологий связи для улучшения жизни: кто бы мог подумать 10 лет назад, что покупать товары в интернет-магазинах будет также просто, как в оффлайн-точках, а курьер доставит товар вам в руки уже через 2 часа.