Разобраться • 30 декабря 2020

Главные закрытия 2020 года (субъективный список): «Республика», «Маяк», Filial, «Алые паруса», Fashion House

Главные закрытия 2020 года (субъективный список): «Республика», «Маяк», Filial, «Алые паруса», Fashion House

Текст: Никита Камитдинов

Фото: John M Lund/Getty Images


2020 год — переломный для бизнесов, которые делали ставку на офлайн и не успели вовремя сменить приоритет. Одни заведения и торговые точки не пережили весенний карантин, другие сдались уже позже, когда осенью в крупных городах вновь ввели антиковидные ограничения. Редактор Inc. Никита Камитдинов выбрал 5 главных закрытий года — и рассказал про торговые сети и заведения, которые успели оставить свой след в памяти.

«Республика»

В октябре 2020 года о банкротстве объявила сеть книжных магазинов «Республика». «Денежный поток компании в условиях пандемии уже не позволит исполнить обязательства и погасить задолженность перед кредиторами», — заявили тогда в компании.

Первый магазин сети появился в центре Москвы в 2006 году. «Республика» принадлежит владельцу производителя мясных изделий «Дымов» Вадиму Дымову. До 2020 года сеть насчитывала 40 точек — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске.

Дымов рассказывал Inc., что создавал этот проект под влиянием своей любви к книгам, среди которых рос. Помимо книг, в магазинах продавались музыкальные диски, пластинки, фильмы, канцелярские товары, товары для дома и настольные игры.

— Хотелось реализовать идею о современном, трендовом весёлом месте. О деньгах я думал в последнюю очередь, — говорил Дымов.

«Республика» сообщила о решении закрыть часть магазинов ещё во время карантина в Москве. Тогда же в сети планировали поменять формат магазинов и добавить к торговым залам зоны отдыха и кофейни. Но позже признали, что кризис нанёс непоправимый ущерб бизнесу. Компания нарастила онлайн-продажи, но этого оказалось недостаточно, чтобы нивелировать огромные убытки закрытых офлайн-точек. В условиях кризиса и неопределённости бумажные книги уступили приоритет другим потребительским товарам, констатировали в «Республике».

Уже после объявления о банкротстве коммерческий директор компании Наталья Яковлева рассказала, что несколько магазинов сети будут развивать партнёры компании по лицензионным договорам. Согласно условиям этих договоров, «Республика» не настаивает на сотрудничестве магазинов с конкретными поставщиками и не стандартизирует формат магазинов. При этом своими силами компания планирует продолжать развивать онлайн-продажи, а магазины лицензиатов использовать в качестве пунктов самовывоза.

Этот шаг вызвал недовольство в издательской группе «Эксмо-АСТ», которая объявила, что оспорит эти лицензионные соглашения. «Эксмо-АСТ» — самый крупный кредитор «Республики». В издательской группе намерены взыскать долги в рамках процедуры банкротства и считают передачу магазинов по лицензионным соглашениям попыткой вывода активов.

В «Республике» отвергли обвинение в попытке вывода активов. «У нас нет задачи превращать бренд во франшизу как какую-то новую бизнес-модель, передача магазинов под лицензионное управление для нас — это сокращение убытков», — объяснял гендиректор «Республики» Анатолий Шутка. Сокращение убытков позволило «избежать уменьшения конкурсной массы, чтобы выполнить обязательства перед кредиторами в рамках процедур банкротства в максимально возможном объёме», заявляли в сети.

На данный момент продолжают работать интернет-магазин «Республики», а также три офлайн-магазина в Москве и один в Екатеринбурге. Товарный знак «Республики» вместе с остальным имуществом войдёт в конкурсную массу, которая будет распределена между кредиторами в рамках процедуры банкротства. Пока неизвестно, кому достанется право вести бизнес под этим брендом и останется ли он на рынке, когда завершится процедура банкротства.

«Маяк»

Популярный среди московской богемы клуб-ресторан «Маяк» открыли в 1993 году в буфете театра Маяковского актёры Максим Суханов, Александр Самойленко и Лариса Бравицкая. Сначала клуб работал только по ночам и в него пускали только актёров, музыкантов, художников и журналистов.

В 2004 году «Маяк» уже закрывался, но спустя два года открылся — уже не как закрытый клуб, а как ресторан для широкой публики. Перезапускали «Маяк» при участии известных рестораторов Дмитрия Борисова и Дмитрия Ямпольского — они стали совладельцами клуба.

Теперь же руководство Театра имени Маяковского, в здании которого работал клуб, решило избавиться от него под предлогом того, что театру нужен полноценный буфет. По словам директора театра Александра Стульнева, гости жалуются на крохотный размер нынешнего буфета. Планируется, что после реконструкции театра, которая должна начаться в конце 2020 года, новый буфет расположится на месте «Маяка».

«Маяк» закрылся ещё в начале карантина — но сначала казалось, что закрытие может оказаться временным. Клуб мог работать в здании театра до конца 2020 года, утверждал директор театра. По факту впоследствии «Маяк» так и не открылся.

В июне, когда московским заведениям общепита разрешили открыться, со стороны театра в адрес «Маяка» поступило предложение перезаключить договор аренды, который закончился ещё в апреле. Но владельцы клуба отказались и решили съехать, рассказывал Стульнев.

Совладелец «Маяка» Александр Самойленко говорил, что клуб фактически выживают, в разы поднимая арендную ставку, из-за неприязненного отношения руководства театра. Стульнев на это отвечал, что собственником всех театральных площадей является город, а арендные ставки устанавливает Москомимущество. И жаловался на поведение выпивающих гостей клуба.

Лариса Бравицкая

соосновательница «Маяка»

«Маяк» прожил красивую, яркую и достойную жизнь. 27 лет. Безусловно, он мог жить и жить. Более того, этому легендарному, культовому заведению необходимо было сохранить жизнь. «Маяк» давно стал столичной достопримечательностью. Но повторить… Ничего повторить невозможно. Любое повторение приобретает карикатурные, уродливые формы.

И потом, не надо забывать: когда открывался «Маяк», не было ни мобильников, ни соцсетей, ни интернета, даже пейджеров не было. Но была колоссальная тяга к общению. А теперь на смену живому общению пришли соцсети. Наша жизнь стремительно переходит в режим онлайн. И это реалии нашего времени.

«Маяк» был домом, приютом для многих и многих творческих судеб. Его можно было сохранить как памятник тому времени. Но открывать такие заведения, как «Маяк», сегодня уже бессмысленно.

Filial

В конце ноября, не выдержав второй волны антиковидных ограничений, закрылось кафе Filial («Филиал») в центре Москвы. По словам совладельца «Филиала» Романа Алёхина, выручка кафе в 2020 году упала в полтора раза.

— После первой пандемии мы с трудом вылезали, но вроде бы в сентябре начала исправляться ситуация, и потом опять всё резко пошло вниз: ни людей, ни денег у людей, ни настроения ни у кого, — рассказывает Алёхин. — Когда объявили, что работать можно только до 23 часов, стало понятно, что все корпоративные и новогодние мероприятия тоже шансов не имеют. А раньше в декабре мы всегда могли за слабый ноябрь немножко подтянуть финансы.

«Филиал» открылся ещё в 2009 году, и за 11 лет у заведения успела сложиться лояльная аудитория — но привлечь её внимание к бедственному положению бизнеса у владельцев клуба не получилось. Управленцы заведения пытались выяснить, интересует ли постоянных гостей кафе заказ блюд на вынос или доставка, однако, по словам Алёхина, «народ категорически уклонился».

Помимо этого, раньше в кафе часто проходили музыкальные мероприятия, которые привлекали новых гостей. Но после карантина на раскрутку мероприятий и на гонорары диджеям не хватало свободных средств.

— В итоге всё стало сжиматься, лавинообразный эффект. Принцип не работать в убыток нас привёл к закрытию. Иначе потом, когда плодятся долги, вылезать из них очень-очень сложно. Это общее правило, мне кажется, такого разумного бизнеса, — резюмирует предприниматель.

Роман Алёхин вместе с партнёрами — Кириллом Салдадзе и Александром Овсянниковым — владеют ещё несколькими заведениями в центре Москвы. В 2020 году также закрылся принадлежавший партнёрам кафе-бар Microbe («Микроб»). Другие их заведения — клуб «Пропаганда» и кафе «Люди как люди» — продолжают работать и не генерят убытки.

Алёхин объясняет их относительный успех более солидным возрастом и лучшими локациями. При этом, по словам предпринимателя, и для них год выдался тяжёлым — особенно для «Пропаганды», которая страдает от запрета на проведение ночных мероприятий.

«Алые паруса»

Премиальную московскую сеть продуктовых универмагов «Алые паруса» в 1999 году основала Ольга Блажко. Её сын Максим Блажко — сооснователь девелопера «Донстрой». По задумке, сеть магазинов дополняла бизнес девелопера. Первые магазины «Алые паруса» появились на станции метро «Щукинская» на северо-западе Москвы, где «Донстрой» возводил одноимённый высотный жилой комплекс бизнес-класса.

На пике своего развития, в 2013 году, сеть насчитывала 18 магазинов (включая знаменитый универмаг «Елисеевский», которым «Алые паруса» управляли по договору субаренды) и приносила 12 млрд руб. выручки, говорил Forbes гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но уже в следующем году, во-первых, осложнились отношения России с западными странами, из-за чего правительство ввело продуктовое эмбарго, во-вторых, обвалился рубль, — всё вкупе сыграло против «Алых парусов» и других сетей с высокой долей импорта в ассортименте.

Параллельно проблемы с основным бизнесом испытывал де-факто контролировавший «Алые паруса» Максим Блажко. В середине 2017 года Блажко должен был кредиторам своего девелоперского бизнеса 60 млрд руб., сообщал «Коммерсант».

Также в последние годы усилились конкуренты «Алых парусов» — среди них сети «Азбука вкуса», «Перёкресток», «Глобус Гурмэ» и SPAR. Помимо этого, премиальный рынок сильно видоизменился: сократилась его аудитория, а также стали более востребованы узкие форматы — онлайн-магазины, магазины здорового питания и продуктовые рынки. За последние три года в Москве закрылись почти два десятка продуктовых сетей.

Как итог, после 2014 года магазины «Алые паруса» поэтапно закрывались, сокращалась выручка сети, а дисбаланс между ценами, ассортиментом и качеством продуктов усиливался. В прошлом году выручка сети уже не превышала 3 млрд руб.

В феврале 2019 года «Алые паруса» выставили на продажу, сообщало РБК. По состоянию на начало 2020 года, в сеть входило всего 8 магазинов, включая знаменитый универмаг «Елисеевский». В начале декабря стало известно, что все магазины сети закрылись.

Три точки, на которых располагались магазины, арендовала X5 Retail Group под магазины сети «Перекрёсток». Кто вместо «Алых парусов» станет управлять «Елисеевским» — пока неизвестно. В числе новых возможных операторов универмага называли сети «Глобус Гурмэ», «Мираторг» и гастроном Bosco.

Fashion House

Сеть магазинов одежды Fashion House объявила о банкротстве в апреле этого года. Руководство компании в письме сотрудникам объяснило закрытие ограничениями, введёнными из-за пандемии.

Fashion House запустилась в 2001 году. В 2016 году она достигла своего пика: тогда компания управляла 29 магазинами и выручала 1,4 млрд руб. При этом она не «шла в ногу со временем», говорил «Ведомостям» гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, то есть только торговала в собственных офлайн-магазинах и не развивала онлайн-продажи или франшизу.

Сеть закрывалась со скандалом. Магазины Fashion House прекратили работать 28 марта, когда в столице начался карантин (все торговые точки сети располагаются в Москве и Московской области). 10 и 20 апреля сотрудникам компании должны были прийти очередные выплаты — но не пришли. А 23 апреля сотрудники получили письмо о прекращении деятельности компании, после чего их стали вынуждать уволиться, писали «Ведомости».

В то же время руководство компании перестало выходить на связь. Товарным знаком Fashion House владеет ООО «Артемида», которое принадлежит Кириллу Бергману (97,3%), Анне Иост (1,5%) и Ольге Федотовой (1,2%).

Позднее в четырёх помещениях, где ранее располагались магазины Fashion House, запустились точки под названием Fashouse. Эту сеть создали поставщики и производители одежды, которой торговала Fashion House. Они рассчитывали таким образом отбить средства за поставки товара, недополученные от Fashion House. После закрытия магазинов нераспроданный ассортимент вывезли в неизвестном направлении и поставщикам (их у сети было около двухсот) удалось вернуть не более половины товаров, рассказывал «Ведомостям» представитель Fashouse. Помимо этого, маловероятно, что поставщикам удастся взыскать средства с владельцев Fashion House в случае банкротства сети.

Перспективы Fashouse сомнительны. С одной стороны, магазины с аналогичным ассортиментом под похожим брендом в тех же помещениях могут привлечь лояльную аудиторию Fashion House, говорила президент Finn Flare Ксения Рясова. С другой стороны, поставщикам не хватает опыта в ретейле, поэтому затея может оказаться рискованной, отмечал Михаил Бурмистров.