Разобраться • 9 февраля 2022

5 ошибок Дмитрия Томисонца,

руководителя детской образовательной

онлайн-платформы «Чевостик»

5 ошибок Дмитрия Томисонца, руководителя детской образовательной онлайн-платформы «Чевостик»

Автор: Лиза Минаева

Иллюстрации: Александр Черепанов


Интерактивная развивающая онлайн-платформа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Чевостик» появилась из одноименного проекта детской писательницы Елены Качур, основанного в 2002 году. Изначально задуманный в формате аудиоэнциклопедии, в 2017 году «Чевостик» вышел на digital-рынок. Представляющая собой интерактивную карту приключений с интегрированными в них развивающими занятиями, платформа ориентирована на расширение кругозора и аудиальных навыков детей. В 2021 году количество пользователей «Чевостика» выросло на 60% и составило более 633 тыс. человек, годовая выручка с началом пандемии увеличилась впятеро — до 20 млн руб. Специально для Inc. Russia руководитель проекта Дмитрий Томисонец рассказал об ошибках, допущенных при развитии платформы.


1

1

Долго переходили к онлайн-формату

Наша первая и самая значимая ошибка — отставание от технологий. «Чевостик» появился в 2002 году сначала на кассетах, затем на CD. Переход проекта от аудиоэнциклопедий на физических носителях к онлайн-формату затянулся, хотя уже в 2012 году было понятно, что мир полностью поменялся. Так как музыкальный рынок в его прежней форме работать перестал, было не вполне понятно, в каком формате продолжать развитие. Дополнительная сложность заключалась в том, что платформа существует более двадцати лет, это огромная структура, которую невозможно пересобрать по кусочку. Таким образом, сайт мы запустили только в 2017 году, хотя, по-хорошему, запускаться нужно было лет на пять раньше. А запустив мобильную версию сайта, мы зафиксировали резкий прирост пользователей.

2

2

Не запустили мобильное приложение

Еще одна болезненная ошибка заключалась в том, что мы не запустили приложение одновременно с сайтом. Само по себе приложение не дает дополнительной выручки, но в нашем случае веб-технологии не позволяют создать бесшовный пользовательский опыт и удобство, к которому мы стремимся. Мы заметили, что высокий процент негативных откликов связан с тем, что у пользователей часто возникали проблемы с загрузкой сайта, так как им не хватало мощностей компьютера или скорости интернета.

Мы были консервативны и изначально не выделяли бюджет на эксперименты с новыми технологиями, так что сейчас исправляем это упущение, — приложение находится в активной разработке. Мы планируем его запуск во втором квартале 2022 года.

3

3

Не проверяли сотрудников перед приемом на работу

Были случаи, когда мы нанимали людей, а спустя некоторое время оказывалось, что у них проблемы с алкоголем. Это не единственная из возможных трудностей, и нужно быть очень внимательными, чтобы не наткнуться на недобросовестных людей. Ошибка в выборе сотрудника может доставить массу головной боли — в конечном итоге порой соглашаешься выплатить отступные, лишь бы не тратить время и сконцентрироваться на развитии компании. Сейчас банки предлагают систему онлайн-проверки не только контрагентов, но и сотрудников. Если вы малый бизнес и у вас нет службы безопасности, то это отличный выход. Кроме того, уже сейчас для нас очевидно, что необходимо всегда связываться с предыдущим местом работы кандидата. Две минуты потраченного времени могут спасти массу нервов и ресурсов.

4

4

Не учитывали специфику работы со специалистами из разных сфер и пытались «сохранять» людей любой ценой

У людей разных профессий существуют свои особенности, которые нужно учитывать при сотрудничестве с ними. Например, IT-специалисты зачастую сдают решенную задачу, дословно выполненную по ТЗ без учета ее сути. Людям творческих профессий часто не свойственна пунктуальность, понятие сроков для них размыто. Если не учитывать эту специфику — рабочий процесс приводит к стрессовым ситуациям, в первую очередь для руководителя. Со временем учишься закладывать дополнительное время на просрочку.

Другой аспект — уход из компании ценных сотрудников. Если от вас уходит такой сотрудник — это ошибка в первую очередь руководителя. Желательно не доводить до таких ситуаций. Не раз были случаи, когда из проекта собирались уходить сотрудники, мы старались их удержать: шли навстречу и по графику, и по зарплате. Почти всегда в течение полугода это заканчивалось расставанием. Если вы действительно цените сотрудника, то ваша ключевая задача не допустить желания уйти, заинтересовать фронтом работ, зарплатой, и так далее. Если же сотрудник не является ключевым и собирается уйти — помогите ему. Так будет всем лучше.

5

5

Не рассматривал государство в качестве заказчика

Моя ошибка заключается в том, что я всегда ассоциировал государство с чем-то консервативным и устаревшим и уж точно не ждал от него сотрудничества в работе над классными проектами. Однако сегодня взаимодействие с госорганами имеет большой потенциал, имеет смысл активно развивать его. Существует масса департаментов и госорганизаций, которые готовы взаимодействовать и делать вместе что-то интересное на своих площадках.