Рубрики

О журнале

Напишите нам

5 ошибок Ивана Боровикова, основателя платформы автоматизации маркетинга Mindbox

Иван Боровиков стал предпринимателем в 90-е: совмещал учебу в ММА имени И. М. Сеченова с подработкой таксистом и продажей компьютеров. История Mindbox началась в 2006 году, когда он узнал о тендере крупной табачной компании: нужно было разработать программное обеспечение для промоакций. За это время Mindbox прошел путь от мелкого подрядчика до одного из лидеров рынка по автоматизации маркетинга. Годовая выручка компании — 616 млн руб., она работает с 553 клиентами, среди которых Burger King, «Ригла», L’Oréal. Последние шесть лет Mindbox растет на 30–50% в год. А мог бы еще быстрее, если бы компания не совершила ряд стратегических ошибок. О самых критичных Боровиков рассказал Inc. Russia.

    Разобраться • 20 октября 2021

    5 ошибок Ивана Боровикова

    основателя платформы автоматизации

    маркетинга Mindbox

    5 ошибок Ивана Боровикова, основателя платформы автоматизации маркетинга Mindbox

    Автор: Иван Боровиков

    Иллюстрации: Александр Черепанов


    Иван Боровиков стал предпринимателем в 90-е: совмещал учебу в ММА имени И. М. Сеченова с подработкой таксистом и продажей компьютеров. История Mindbox началась в 2006 году, когда он узнал о тендере крупной табачной компании: нужно было разработать программное обеспечение для промоакций. За это время Mindbox прошел путь от мелкого подрядчика до одного из лидеров рынка по автоматизации маркетинга. Годовая выручка компании — 616 млн руб., она работает с 553 клиентами, среди которых Burger King, «Ригла», L’Oréal. Последние шесть лет Mindbox растет на 30–50% в год. А мог бы еще быстрее, если бы компания не совершила ряд стратегических ошибок. О самых критичных Боровиков рассказал Inc. Russia.


    1

    1

    Вовремя не ввели должность эйчара

    У нас довольно специфическая корпоративная культура, так называемая «бирюзовая». По сути, Mindbox — это объединение автономных команд, каждая из которых сама отвечает за свои цели, в том числе в найме. Именно поэтому в компании никогда не было эйчар-команды, открытием вакансий и назначением собеседований занимались ведущие менеджеры и разработчики.

    Это приводило к расфокусу и усталости, фундаментально улучшить процесс найма было невозможно, а расширение штата проходило медленно и не успевало за ростом компании и числа клиентов. Плюсы в таком подходе тоже были: команды нанимали наиболее подходящих с точки зрения корпоративной культуры людей и сами несли ответственность за кандидатов. Но минусы перевешивали.

    В результате из-за нехватки разработчиков замедлялось развитие продукта. И подход к найму все-таки пришлось пересмотреть. Два сотрудника администрации перешли в эйчар, еще мы наняли рекрутера и штатного коуча.

    При этом мы остались в рамках «бирюзовой» корпоративной культуры. Улучшение процессов найма и операционка теперь на эйчарах, но финальное решение — по-прежнему за командой. Расфокус и усталость ключевых людей остается, но ситуация улучшается за счет прескринов (опросов про предыдущий опыт), которые проводят эйчары, — это отсеивает неподходящих кандидатов на первом этапе и сужает воронку найма. В планах — нанять еще трех рекрутеров.

    2

    2

    Позволил перерабатывать и выгорать партнеру

    Мой партнер Александр Горник с момента вступления в должность CEO старался контролировать все процессы и работал по 80 часов в неделю. Понятно, что в такой ситуации плюсов нет: все упирается в одного человека — и он выгорает! Сотрудники не учатся принимать самостоятельные решения и не получают необходимой экспертизы. По сути, рост компании ограничен временем и силами СЕО.

    В итоге Горник выбрал для себя несколько инструментов, которые помогают снижать нагрузку и бороться с выгоранием. Например начал работать один день из дома и медитировать. Важным решением стал саббатикал: продолжительный оплачиваемый отпуск, который помогает восстановиться и вернуться к работе с новыми силами и идеями.

    3

    3

    Начали делиться прибылью с сотрудниками

    Размер премии определяли сами сотрудники, оценивая вклад каждого в общую работу. К сожалению, сама идея профит шеринга противоречит целям быстро растущей компании. Так, сотрудники не хотели тратить деньги на наем нового разработчика, чтобы не уменьшать размер прибыли. Плюс возникло явное противоречие с планом выйти на IPO: в этой ситуации прибыль нужно инвестировать в развитие. В некоторых командах, например администрации или разработке, распределение прибыли вызывало конфликты и отнимало слишком много ресурсов.

    В этом году мы решили отменить распределение прибыли и повысить всем зарплату на средний размер премии. В итоге избавились от эмоционально тяжелого и бесполезного процесса, при этом сотрудники не потеряли в доходе.

    4

    4

    Ставили «трусливый» план продаж

    Во-первых, мы недооценили размер рыночной ниши. Несколько лет назад казалось, что наша технология может быть полезна примерно двум тыс. компаний: мы целились исключительно в e-commerce (интернет-магазины и онлайн-подразделения розницы), а списки клиентов брали из рейтингов топ-100.

    На самом деле потенциальных пользователей продукта оказалось в три раза больше. Практика показала, что централизация данных и запуск маркетинговых механик без участия программистов полезны не только e-commerce, а буквально всем — от пиццерий до аптек и девелоперов. Даже если у них нет онлайн-витрины.

    Во-вторых, изначально выбранной ниши хватало, чтобы спокойно выполнять «безопасный» план продаж. Экономика сходилась, при этом амбициозной цели не было. Если бы мы и дальше продолжали бежать в том же темпе, то в какой-то момент начали бы расти медленнее рынка и отстали.

    В-третьих, мы ориентировались на показатель роста год к году. Казалось, что условные +50% в год в деньгах — это уже достаточно хорошо. Цифра складывалась из трех показателей:

    — существующие клиенты активнее пользуются продуктом и покупают новые модули;

    — влияет инфляция, индексации, повышение тарифов;

    — появляются новые клиенты (продажи).

    Оказалось, что в новых клиентах мы прирастали всего на 10–15% в год. А это довольно консервативно.

    В результате мы выработали четыре важных принципа.

    Планировать не от предыдущего достижения, а от амбициозной цели. Сейчас, например, такая цель — выход на IPO в 2028 году.

    Декомпозировать цель на роли и гипотезы. То есть точно определять, когда и сколько людей на какие роли надо нанимать, чтобы добежать до цели и контролировать промежуточные результаты.

    Растить лидеров, которые берут ответственность за часть цели, а также эффективно нанимают и обучают команду.

    Перестроить систему бонусов, чтобы фокусировать продавцов на наиболее выгодный или легко масштабируемый сегмент.

    5

    5

    Поздно осознали, что в компании есть незаменимые сотрудники

    Проблема существовала давно, но четко мы осознали ее только этим летом. Из-за формального повода уволился ключевой архитектор — лидер одной из команд разработчиков. После этого CTO (технический директор) пересмотрел цели команды и сначала переформатировал ее, а потом и вовсе объединил с другой командой. Он принял такое решение, потому что в команде не нашлось второго лидера, который был готов брать на себя ответственность за достижение результата и прорабатывать риски.

    В итоге мы поняли, что лучше не строить команду вокруг одного человека. Так, в командах разработчиков у нас работают три ведущих сотрудника: техлид, engineer manager и product owner, которые теперь совместно отвечают за цели.

    Кроме того, мы осознали: любой человек может покинуть компанию в любой момент. А значит, нужно растить сотрудников, которые смогут продолжить его работу. Удерживать недовольных специалистов, даже если они ключевые, — невыгодно для компании: они работают хуже и демотивируют коллег. Чем меньше bus factor, тем выше вероятность, что при потере одного человека компания не начнет разваливаться. Так произошло, например, с Natura Siberica. После смерти ее основателя Андрея Трубникова компания фактически прекратила свое существование.

    Нельзя сказать, что у нас всегда получается выращивать идеальные «резервные копии». У многих сотрудников, например у директора по счастью клиентов или CEO, есть уникальные знания, накопленные за годы работы. Тем не менее процесс начался. В планах IT-директора — вырастить офисного и IT-лидов и передать им соответствующие задачи к концу 2022 года. Наш главный редактор тоже делегирует часть задач: планирует передать редактуру кейсов одному из авторов и привлекать остальных к редактированию материалов друг друга.

    Термин из книги Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». Компании, которые придерживаются приниципов коучинга и самоуправления вместо менеджмента, используют цели и ценности вместо KPI.

    Распределение прибыли в определенных долях между участниками.

    Фактор автобуса — мера сосредоточения информации среди отдельных участников проекта. Фактор учитывает количество участников, после потери которых проект не сможет быть завершен оставшимися людьми из группы.

    Производитель косметики. Также развивает бренды «Рецепты бабушки Агафьи», Planeta Organica. Выручка в 2019 году достигла 14 млрд руб., в 2020-м — 6,5 млрд руб.

    Предприниматель Трубников умер в январе 2021 года, на доли в его компании претендует сразу несколько наследников — две жены и дети от разных браков.


    Поделиться