Разобраться • 01 декабря 2021
5 ошибок основателя Planner 5D
Алексея Шереметьева
5 ошибок основателя Planner 5D Алексея Шереметьева
Текст: Алексей Шереметьев
Иллюстрации: Александр Черепанов
В большой успех сервиса для планирования помещений и дизайна интерьера Planner 5D поначалу не верили даже сами его создатели — айтишники Алексей Шереметьев и Сергей Носырев. Выбранная ниша казалась им ограниченной и интересной лишь для профессиональных дизайнеров и домохозяек. Тем не менее в 2011 году стартап прошел в московский акселератор Farminers, а уже два года спустя, летом 2013 года, его аудитория выросла до миллиона. В 2020 году Носырев покинул проект. Сейчас у компании 70 млн пользователей по всему миру, а ее выручка в прошлом году достигла $4,5 млн. По признанию сооснователя Planner 5D Алексея Шереметьева, свой проект они растили во многом интуитивно, из-за чего наделали кучу ошибок. Про самые болезненные из них Шереметьев рассказал Inc.
1
1
Не привлекали большие инвестиции
Мы привлекали инвестиции всего один раз. Все остальное время проект развивался на заработанные средства.
Мог бы большой приток инвестиций существенно изменить судьбу проекта? Однозачно да. Ограниченность в деньгах замедляла рост компании — мы не могли нанять должное количество талантливых людей в команду и расширять свои инициативы.
Спустя годы мы поняли: чем быстрее ты запускаешь какие-то новшества — тем более конкурентоспособным становится проект. И деньги — мощный акселератор роста.
Сейчас мы прибыльны и можем развиваться на собственные средства, но, возможно, мы могли бы прийти к этому быстрее.
2
2
Выбрали ошибочную модель монетизации
Мы планировали сделать продукт полностью бесплатным для пользователей и строить монетизацию по модели B2B — разместить каталоги реальной мебели от производителей и ретейлеров внутри Planner 5D. Потратили очень много времени на то, чтобы убедить других предпринимателей принять участие в нашей авантюре. А тогда рынок был просто не готов к диджитализации. Поэтому убедить потенциальных партнеров в правильности нашей идеи было почти невозможно — мы с ними разговаривали на разных языках.
У нас был целый департамент продаж, который пытался завлечь хоть кого-нибудь — от производителей бетона до создателей удобных диванов. В конечном итоге только с несколькими партнерами удалось установить сотрудничество, но и оно не стало успешным. Рынок был совсем не готов к нашей модели монетизации, а мы не почувствовали этого сразу. В результате потратили много времени и усилий на гиблое направление и долго ничего не зарабатывали.
3
3
Недооценивали личное впечатление при найме людей
Большой профессиональный опыт и богатое резюме не гарантируют, что человек принесет пользу команде. Soft skills часто оказываются намного важнее впечатляющих достижений.
В процессе построения компании мы поняли, что не надо брать на работу людей, с которыми нам некомфортно. Интуитивное чутье, что это не тот человек, — всегда аргумент. Каждый раз, когда мы закрывали на это глаза и нанимали очень опытного и, казалось бы, нужного нам человека, — впоследствии больно обжигались.
4
4
Не понимали, что каждый должен заниматься своим делом
Как и в любом стартапе, в начале нашего пути мы занимались всем подряд: и продуктом, и инвестициями, и партнерами. Но когда каждый делает все по чуть-чуть, компания существенно замедляется в развитии. Когда мы это поняли, к нам пришел CEO, который взял на себя общее управление и операционные задачи. Он управляет компанией в целом, не упуская какие-то важные направления из-за загрузки.
Проблема расфокусировки снижает скорость развития компании. В идеале, решать ее нужно как можно раньше. Поиск опытного CEO — одно из решений.
5
5
Придавали мало значения коммуникации с пользователем
Очень долго мы не выстраивали коммуникацию между проектом и пользователями. У нас были группы в разных социальных сетях, в которых мы сами писали посты. Но все это выглядело максимально непрофессионально — когда выходило очередное обновление в Planner 5D, мы просто делали скриншот и сами писали какой-нибудь пост.
К счастью, для нас это не обернулось серьезными проблемами. Сейчас в компании целая команда занимается исключительно коммуникациями. Но понимание того, что это очень важная часть бизнеса, пришло к нам лишь спустя несколько лет.
Службу поддержки пользователей мы тоже сформировали довольно поздно. Сначала занимались этим сами, а потом — делегировали задачу отдельному сотруднику. Но для поддержки миллионов пользователей этого было крайне мало, что сказалось на рейтингах компании и отзывах о нашем продукте. Когда мы организовали профессиональную службу поддержки с агентами, руководителем службы и контролем качества, нам удалось выйти на совершенно иной уровень.
Прочитайте также