Разобраться • 12 января 2022

5 ошибок основателя XYZ School

Павла Мосейкина

5 ошибок основателя XYZ School Павла Мосейкина

Автор: Александр Соляник

Иллюстрации: Александр Черепанов


Геймдев-школа XYZ School учит программировать, а также создавать 3D-графики, концепты и персонажей. Летом 2021 года компания столкнулась с волной негатива со стороны студентов из-за задержки выпуска обучающего курса. В частности, студенты опубликовали открытое письмо, из которого следовало, что спустя почти девять месяцев они получили только два учебных блока из восьми, а сам курс начался с опозданием. Тогда в XYZ мало комментировали ситуацию. В то же время она указала основателям на те проблемы, которые копились внутри компании продолжительный период и на которые они не обращали должного внимания. Сооснователь XYZ и ее CEO Павел Мосейкин рассказал Inc. Russia о самых критичных ошибках в построении бизнеса.


1

1

Плохо отслеживали подачу контента и работу специалистов

Мы быстро масштабировались, а потому у нас просто не хватало рук на каждую задачу. Изначально мы брали только практиков и «рок-звезд» и доверяли им создание контента, зная, что человек специалист в своем деле. Тогда мы лично общались с каждым преподавателем. Из прямого контакта понимаешь, может ли человек увлечь, как он говорит. Мы общались с каждым учителем, пробивали бухгалтерию, и даже договоры в какой-то момент я представлял сам. Сейчас этим занимаются продюсеры.

Теперь, чтобы избежать задержек в подаче материала, мы ведем таблицу с «контентным долгом» — уже проданными курсами, которые еще не были опубликованы, — и собираем аналитику. Если монтаж не введен в работу в срок, то мы нанимаем дополнительного специалиста, чтобы вовремя выполнить обязательства перед студентом. У нас появились методисты, которые смотрят за обучением, отслеживают, какое количество людей проходит обучение, сколько из них дошло до конца, как те, кто занимается проверкой, отвечают студентам. Если мы видим, что где-то есть задержки, то нанимаем дополнительных специалистов.

2

2

Наняли не тех специалистов

На старте бизнеса мы думали, что можно нанять какого-то крутого и дорогого специалиста, не учитывая при этом, что на начальном этапе он нам просто не подойдет. Несмотря на то что такие сотрудники были действительно отличными специалистами, они не работали «руками», под них приходилось нанимать других людей. Например, нанимаешь крутого директора по маркетингу, но ему было бы удобней работать в большой компании, где есть люди, которые могут реализовать все его идеи, а также необходимые бюджеты. Предложений у таких профессионалов было много, но мы были не в том положении, чтобы их реализовать. Приходилось создавать огромную структуру, которая у нас не работала, так как на нее не было ресурсов.

3

3

Вовремя не начали работать с HR-направлением

Наша проблема заключалась в том, что мы начали создавать «хаосную систему» внутри компании. Число сотрудников превысило 100 человек, при этом организационной структуры, HR и рекрутеров у нас не было. Это стало бомбой замедленного действия.

Сейчас у нас уже работают HR стратегии, но их не было в течение полутора-двух лет. С одной стороны, это помогло быстро вырасти без бюрократических моделей, но, с другой, не давало систематизации бизнеса. Всегда следует думать о людях, в частности, своей команде, что мы, конечно, старались делать, но находились при этом, скорее, в неформальной обстановке.

4

4

Не анализировали внутренние процессы и рынок

Мы совсем не выстраивали маркетинговые процессы и сквозную аналитику. Наш бизнес быстро рос, но при этом необходимо было конкурировать с крупными компаниями, вкладывающими огромные бюджеты в свое развитие. Во время бурного роста мы в большом количестве покупали рекламу на YouTube-каналах, но не могли проанализировать, откуда идет точный эффект.

Нужно было быстро и решительно предпринимать какие-то действия. Сейчас уже мы тестируем и инвестируем в ряд направлений каждый месяц, в частности, маркетинговое, PR и другие. Речь идет не только о маркетинговой аналитике, но и об анализе рынка. Когда появилась XYZ School, мне кажется, мало кто понимал, что вообще происходит в сфере образования. Тогда было мало образовательных платформ, но во время пандемии их число резко выросло. А раньше нам просто негде было узнать, как выстраивать бизнес. Поэтому анализировать рынок нужно изначально, как с точки зрения изготавливаемого продукта, так и продвижения.

5

5

Не работали с PR-отделом

Даже если у вас кристально чистая репутация и вы делаете классные продукты, но не рассказываете о них публично, то в определенный момент такое положение может обернуться скандалом. Тогда все сразу забудут о том, сколько хорошего вы сделали в течение прошлых лет.

Мы были закрытой компанией, о которой никто не знал. Кто там основатели, какие люди работают внутри, из чего состоит эта компания, какие продукты она делает? Мы об этом не говорили.

Наш PR был нацелен на расширение аудитории студентов, при этом с точки зрения бизнеса мы никак себя не продвигали. Поскольку никто не знал, что из себя представляет наша компания изнутри, то в один момент под нее начали копать. Если бы мы рассказывали, как устроены наши процессы, то все могло бы обернуться иначе.