7 июня глава Минпромторга Денис Мантуров на форуме «Неделя российского ритейла» объявил, что государство планирует выделить российским брендам субсидию размером в 500 млн руб. Эти деньги должны пойти на оплату рекламы отечественных проектов в СМИ, в частности на телевидении. Условия, на которых будет оказываться поддержка, пока неизвестны.
Inc. спросил у предпринимателей, нужна ли им такая помощь, хватит ли этой суммы на полноценную рекламную кампанию и помогут ли льготные ролики на ТВ ускорить импортозамещение в отраслях, на которое надеются в правительстве.
Илья Нафеев
основатель модного бренда
Grunge John Orchestra.Explosion
«Даже если субсидию действительно дадут, не факт, что эти деньги дойдут до свободного рынка, до независимых негосударственных компаний, до малого и среднего бизнеса. Государство, по сути, предлагает свой медиаресурс тем, кто и так был с ним знаком. Это, скорее, популистская мера. Из тех, кто раньше на телевидении не размещался, возможно, она подойдет эконом-сетям, чему-то массовому, но точно не локальным модным брендам.
Телевизионной рекламой мы ни разу не пользовались: для фэшн-брендов это площадка неподходящая. Но, насколько я знаю, 500 млн руб. для телевидения — мало. А если учесть все бренды России, которые могут претендовать на эту сумму, — это вообще смехотворно.
Намного более эффективными мерами поддержки в текущий кризис для нашего бренда было бы дополнительное финансирование — пусть подконтрольное, пусть с аудитом.
Наладить импортозамещение такие точечные меры явно не помогут. Промышленность нужно поддерживать всегда, не только в сложные времена. В противном случае ничего не сработает. Нашей отрасли необходим обмен опытом с зарубежными коллегами, постоянное обучение. Но пока у нас нормой является коррупция, пока отсутствует комплексный подход, пока мы не знаем, что будет завтра, все финансовые вливания [в импортозамещение] бессмысленны. Пациент скорее мертв, чем жив».
Михаил Гончаров
основатель сети блинных «Теремок»
«Раньше мы рекламировались на ТВ, но бюджеты на это нужны огромные. Поэтому такой поддержкой я бы воспользовался, но только после оглашения условий, которые пока неизвестны. Однако сумма маленькая — насколько знаю, бюджеты телевизионной рекламы на федеральных каналах стартуют с 50 млн руб. за полноценную рекламную кампанию длиной в полтора месяца. То есть, 500 млн руб. — это всего 10 рекламных кампаний.
Важно понимать, что создать правильную рекламу, правильно ее разместить — это сложный процесс. Есть бренды для которых реклама — жизненная необходимость, например, лекарства, гигиенические средства. Но если речь идет о тех, кто раньше с ТВ не работал, им лучше и не начинать сейчас. Те, кто имел дело с телевидением раньше, — да, но новичкам эта субсидия вряд ли принесет пользу.
Что касается других мер поддержки, то нам сейчас помогает перенос платежей по страховым взносам за второй и третий квартал— их сдвинули на год. По сути, это беспроцентный кредит на год размером в сотни миллионов рублей.
Импортозамещению субсидия на рекламу вряд ли поможет. Но в нашей области импортозамещение уже произошло. Российские рестораны быстрого питания работают на российском сырье, имеют российских инвесторов, местный менеджмент».
Василий Михайлов
основатель сети мужских парикмахерских «СуперМен»
«Если правительство и правда хочет субсидировать рекламу для бизнеса, это крутая история. Для моей сети барбершопов это очень актуально, я бы воспользовался поддержкой.
Но 500 млн руб. — даже для Москвы очень мало, не говоря уже о всей стране. Реклама на федеральном канале стоит не меньше 15–20 млн руб. А 500 млн дают вообще на все бренды в России, насколько я понимаю.
В целом, я благодарен правительству за поддержку в период пандемии: нам очень помогла субсидия для франчайзи, возмещение роялти. Хочется, чтобы сейчас, когда кризис продолжается, эти меры продолжали действовать.
Если говорить об импортозамещении в нашей сфере, то у России уже есть что-то из продукции по уходу, однако качество очень низкое. Ну, невозможно продукцию уровня Procter & Gamble с вековой историей развития заместить за месяц».
Владимир Мамут
основатель бренда детской одежды Lucky Child
«Инициатива хорошая — у нас в стране есть внутреннее производство, и оно, очевидно, нуждается в поддержке. Рекламы на федеральном уровне у нас сейчас нет, а она определенно повысила бы наши продажи. Но, не зная условий, по которым эта субсидия будет предоставляться, не могу сказать, воспользовался бы я предложением. Чего нам действительно не хватает от правительства сейчас — так это дополнительного финансирования отрасли [производства одежды] и льготных условий по кредитованию.
Раньше мы не рекламировались на федеральных каналах. Чтобы кампания была успешной, одного флайта [период масштабной рекламной кампании] недостаточно. Обычно медиа планируют расписание на год заранее и бюджет получается достаточно большой — более 80 млн руб. за кампанию. Мы до таких рекламных бюджетов пока не доросли».
Игорь Стоянов
основатель сети салонов красоты «Персона»
«Удивительно, но месяц назад я приходил к мэру Москвы Сергею Собянину ровно с такой просьбой — дать бесплатную рекламу нескольким московским предпринимателям на баннерах и в метро. Мне тогда ответили, что не представляют, как это сделать, а сегодня я услышал новость о заявлении Дениса Мантурова.
На телевидении мы рекламировались, но давно. Сейчас таких рекламных бюджетов у нас нет, поэтому хотелось бы воспользоваться этой возможностью. У нас федеральная сеть, которая работает еще и в Таджикистане, Арабских Эмиратах, Казахстане, сейчас открываемся в Армении, ведем переговоры с Египтом и Турцией. В России на ТВ я бы выходил со слоганом по цитате Достоевского «Красота спасет мир».
Думаю, у крупных федеральных сетей есть шанс получить поддержку. Будем надеяться, что бюджет потратят с умом, проведут своего рода кастинг, чтобы субсидию получили достойные компании.
Пока конкретных идей по более эффективной помощи от государства у нас нет, как только появятся — выйдем на обсуждение. Диалог с правительством у нас есть, он был налажен во время ковида. Сейчас, конечно, сложные времена — часть поставщиков ушли из России, люди стали реже ходить в салоны красоты. Но ситуация не критическая, есть с чем работать.
95% ингредиентов для продуктов в индустрии красоты импортные. Хорошие красители, например, были только в Англии, мы ищем им замену. Альтернатива внутри страны неизбежно появится, но для этого нужно пять-семь лет и много работы. Вопрос в том, как мы будем работать эти пять-семь лет».
Илья Елпанов
основатель сервиса по доставке фермерских
продуктов «Ешь деревенское»
«Как любой молодой бренд, стремящийся к узнаваемости и росту, мы о рекламе на ТВ мечтаем и стремимся достичь такого уровня, когда нам это будет по карману. При этом очень важно, насколько наш продукт соответствует контенту той или иной передачи, насколько идейно мы созвучны. Поэтому важным условием участия в этой истории я бы назвал самостоятельность в построении медиаплана. Это если идейно. А если финансово — нужно понимать, придётся ли возвращать эту сумму и как скоро.
Есть еще много подводных камней в этом процессе. У нас пока в силу молодости не было свободных бюджетов для рекламы на ТВ, но обсуждения велись. Наш опыт в подготовке кампаний был очень вовлеченным со стороны телеканала — нам действительно хотели сделать классно. Так что телеканалы и сейчас должны быть заинтересованы в размещениях, в крутых кампаниях для клиента, чтобы получился результат. Кроме того, агентства как участники этой цепочки со своим опытом и экспертизой проводника — тоже важная составляющая ТВ-размещений.
А помощь от государства нам бы не помешала в размещении наружной офлайн-рекламы — баннеров например».