Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России

7 налоговых ошибок начинающих предпринимателей

7 налоговых ошибок начинающих предпринимателей

Многие предприниматели (особенно начинающие) не открывали Налоговый Кодекс. А в результате — штрафы и блокировка счетов. Вот семь типичных налоговых ошибок и советы, как их избежать.


1. Неправильный выбор системы налогообложения

Начинающие предприниматели обычно выбирают патент, вмененку (ЕНВД, то есть единый налог на вмененный доход) и упрощенку (УСН, то есть упрощенную систему налогообложения по ставке 6% с дохода и 15% с дохода минус расходы) — исходя из организационной формы (ИП или юрлицо), размера выручки, вида деятельности и региона (в Москве не применяется ЕНВД, а работать по патенту могут только ИП). На вопрос, что выгоднее, 6% с доходов или 15% с доходов минус расходы, ответ простой: при незначительных расходах — УСН 6%, при больших расходах и малой марже — УСН 15%. Очевидно, что при закупочной цене 90 рублей и продажной цене 100 рублей выгодно заплатить 15% с разницы в 10 рублей, то есть 1,5 рубля, а не 6 рублей со 100 рублей дохода. Выбрать, «упрощенка» или патент, поможет калькулятор на официальном сайте ФНС России. УСН 6% может быть выгоднее фиксированного патентного платежа, а для вновь зарегистрированных ИП предусмотрены и вовсе нулевые ставки (подробности — на сайте Минфина). При этом закон не обязывает уведомлять инспекцию о начале «налоговых каникул».

2. Отсутствие налогового и бухгалтерского учета

Считать, что малый бизнес освобожден от учета, — ошибка. Налогоплательщики (ООО и ИП) на «упрощенке»  ведут «Книгу учета доходов и расходов», в противном случае — штраф от 10 до 30 тысяч рублей, который может возрасти, если нарушение привело к неуплате налога. Компании на УСН ведут и бухгалтерский учет. Штраф за его отсутствие — может составить 400 рублей. Индивидуальные предприниматели имеют право не вести бухгалтерский учет.

3. Просрочка подачи декларации

Дольше тянешь — больше платишь: штраф за несвоевременную подачу декларации — 5% от суммы не уплаченного по ней налога за каждый месяц просрочки, но не менее 1 тысячи рублей и не более 30% от суммы налога. За просрочку более 10 дней инспекция заблокирует расчетный счет в банке, а это порой ведет к срыву оплаты по важному контракту и временной остановке бизнеса. После подачи декларации счет разблокируют не сразу.

4. Неуплата налогов и авансовых платежей

За неуплату авансов не штрафуют, но «капает пеня». А за неуплату годового налога оштрафуют на 20% от суммы и тоже начислят пеню (1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки) вплоть до дня фактической уплаты.

5. Ошибки в реквизитах

Можно ошибиться в реквизитах по целому вороху аббревиатур: ОКТМО, КБК, ИНН, КПП, — но можно и подать письменное заявление об уточнении. Однако при ошибке в номере счета Федерального казначейства или в реквизитах банка платеж придется провести повторно и несколько недель (а то и месяцев) ждать возврата неверно направленных средств. Реквизиты на оплату часто меняются, иногда незначительно — в одной-двух цифрах. Заполняя платежку, нужно внимательно сверить реквизиты с актуальной информацией на сайте ФНС.

6. Работа без кассы

С 1 июля 2017 года все компании и предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с использованием наличных или карт, обязаны иметь онлайн-кассы — информация о покупках через такие кассы передается в налоговую службу. Контрольно-кассовая техника нового поколения обязательна даже для интернет магазинов, в том числе — при расчетах через платежные системы вроде «Яндекс.Деньги» и Webmoney. Отсрочку до 1 июля 2018 года получили только плательщики ЕНВД и патентщики, не торгующие алкоголем. А также организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению при условии выдачи бланков строгой отчетности (п.8 з-на 290-ФЗ от 03.07.2016)


Штрафы за расчет мимо кассы составляют 25–100% от суммы покупки, а для юридических лиц — от 30 тысяч рублей и выше. При повторном нарушении инспекция может заморозить бизнес на 90 дней. И применить дисквалификацию руководителя на срок от года до двух лет.

7. «Потеря связи» с налоговой

Многие предприниматели действуют по принципу «не буди лихо, пока оно тихо», но пожар проще предупредить, чем потушить. Совет: периодически проверяйте в налоговой инспекции состояние своих дел. Стоит регулярно (не реже одного раза в год) проводить сверку расчетов с налоговой инспекцией. Есть два пути: личная явка в ИФНС на сверку расчетов с бюджетом и получение сведений онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Зарегистрировать онлайн-кабинет может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России