Заемные средства для бизнеса — удел неопытных новичков, кто не в состоянии планировать, или вливание свежей крови, которое поможет оздоровить дело, справиться с текущими проблемами и найти силы для выхода на новый уровень? Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital, специально для Inc. нашел 7 способов, как малый и средний бизнес может использовать кредитные деньги с максимальной выгодой, и дополнил их реальными историями из собственной практики.
Управляющий партнер Rebridge Capital, уже более 16 лет в банковском бизнесе. С отличием закончил экономический факультет Московского банковского института, прошёл курс менеджмента в PwC Academy и получил степень MBA в EADA Business School Barcelona. Занимался кредитованием корпоративных клиентов в «Сбербанке» и корпоративным финансированием в инвестиционно-девелоперской Группе МИЦ. Провел цикл успешных сделок по кредитованию застройщиков, занимающихся девелопментом на территории Москвы. Специализируется на привлечении банковского финансирования и частного капитала, оценке инвестиционной привлекательности проектов, структурировании и управлении кредитным портфелем.
1
Очень часто компании тратят много энергии и средств на борьбу с конкурентами, а не на диалог с клиентами или разработку новых продуктов. Страдают от этого как малый и средний бизнес, так и корпорации. В моей практике попадались компании, которые до 60% прибыли тратили на войну со своим ближайшим конкурентом, — в итоге тонули оба. Ситуация абсурдная! Но есть решение: если гору нельзя обойти, то ее нужно купить! Кредит позволит сделать это и не обескровить бизнес. Банки и институциональные инвесторы доверяют ситуации, если видят, что вы покупаете успешное предприятие из вашей сферы, и выдают деньги под вменяемую годовую ставку.
2
Одна из наших клиенток, назовем ее Маргарита, открыла бренд эко-мороженого на основе кокосового молока. Оно продавалось всего в двух магазинах известной премиальной торговой сети и пришлось по душе покупателям, так что исчезало с полок очень быстро. Увы, стандартной линии по производству не хватало для удовлетворения покупательского спроса. Несмотря на ажиотаж, прибыли было недостаточно, чтобы обеспечить нужный рост. Благодаря кредиту Маргарита смогла запустить еще две линии и продукт через два месяца был представлен уже во всех магазинах сети в Москве. А через полгода — на полках 12 крупнейших городов России. В результате кредитного вливания необычное мороженое увеличило свою долю рынка в 4,3 раза. За каждый кредитный рубль она заплатила 1,5 руб., но заработала 5,28 руб., то есть перекрыла переплату с запасом.
3
Один из эффективных видов заемного финансирования — финансовый лизинг. В России в лизинг покупают чаще всего машины, а также суда, самолеты, строительную технику и оборудование. Допустим, вы решили приобрести в лизинг внедорожник стоимостью 3 млн 610 тыс. руб. Первый ожидающий вас бонус — жирная скидка от дилера, которую получить достаточно просто. За пару часов стоимость внедорожника снизится до 3 млн 230 тыс. руб. Второй бонус — возмещение НДС, которое с этой покупки составит около 700 тыс. руб., чего нельзя получить, покупая этот же автомобиль как физическое лицо. Третий бонус — экономия примерно такой же суммы на налогах на прибыль. Через 3 года, когда внедорожник амортизируется в ноль, вы сможете за 2 тыс. рублей выкупить его на себя, как на физическое лицо. После этой манипуляции продать автомобиль на вторичном рынке не составит никаких проблем. Вишенка на торте — невысокие годовые ставки по лизингу в сравнении с автокредитом или потребительским кредитом.
4
В бизнесе основные издержки часто связаны с ремонтом оборудования или транспорта. У одного нашего клиента, крупной компании по производству стройматериалов, была головная боль — постоянные поломки автомобилей. Хрупкие «корейцы» находились в сервисе практически столько же, сколько и на дороге. При этом немецкий аналог стоил в 1,5 раза дороже, так что на замену автопарка «германскими тяжеловозами» денег не хватало. Заемные позволили купить качественные автомобили, благодаря чему в течение первого года эксплуатации было сэкономлено более 1,3 млн руб. с одной машины, а в течение второго — 2,5 млн рублей! Неочевидный эффект от этого «немецкого гамбита» — рост репутации компании среди клиентов и коллег по цеху. Ведь такой автопарк смотрится гораздо солиднее.
5
Крупная компания по производству шоколада стабильно отправляла продукты на полки ретейлера дважды в месяц. Торговая сеть хотела увеличить число поставок, но производителю не хватало собственных средств. На помощь пришел факторинг — кредитование под конкретный контракт, а по сути — обмен будущей выручки на деньги. Благодаря факторингу наш «шоколадный» клиент увеличил число циклов поставки до четырех. Несмотря на ставку по факторингу, клиент зарабатывал с каждого вложенного рубля 1,2 руб. В работе с торговыми сетями заемное финансирование — это волосы, за которые вы, как Мюнхгаузен, можете вытащить себя из болота, которое можно описать как «вечером — деньги, утром — стулья». В России факторинг очень выгоден из-за соотношения переплаты по кредиту и маржи на товары. Он позволяет не только закрывать кассовые разрывы, но и зарабатывать реальные деньги.
6
Еще одна история из практики: два партнера по бизнесу бесповоротно друг на друга обиделись и решили максимально быстро оформить «развод». Необходимы были деньги на срочный выкуп объектов, а также оборотные средства на содержание текущих дел. Их не было по понятной причине: у небольшого бизнеса все свободные средства обычно пускаются в развитие. Заемные деньги позволили не только решить финансовый вопрос, но и снять нервное напряжение в непростой ситуации «развода». В итоге высокая эффективность компании сохранилась, сотрудники не были измучены долгим процессом «дележки», а владелец бизнеса мог быстро сформировать собственный бренд и наладить внутри предприятия все бизнес-процессы.
7
Инновации — двигатель прогресса в любой компании, но также это самый капиталоемкий инструмент, требующий постоянных долговременных вливаний. Из моей практики — такие ресурсы в России есть только у крупных корпораций. Это неудивительно — устойчивость у малого и среднего бизнеса еще не накоплена. Мировая практика — финансирование разработок и исследований на заемные деньги — у нас пока только приживается. Однако самые смелые уже открыли новые горизонты: наши клиенты экспортируют в Китай необычные молочные продукты, в Данию — эксцентричные предметы интерьера, а в Германию — инновационные сплавы металлов. Все благодаря принятому решению финансировать превращение креативных идей в продукты заемными средствами.
Три заповеди осознанного кредита
1.
Не решать на ходу
Нужно заранее просчитать целесообразность кредита и составить детальный план его применения. «Потом решим куда пристроить» — фраза, которая точно приведет к проблемам.
2.
Брать ровно сколько нужно
Лишние заемные деньги могут стать обузой, так как каждый рубль обернется двумя, а нехватка средств не позволит реализовать задуманное — и тогда кредит станет не спасением, а тяжелым камнем на шее. Нужно найти «золотую середину» и не сворачивать с намеченного курса.
3.
Не опускать руки
Приближается кассовый разрыв, тяжба с поставщиками, оборудование устарело? Из любой ситуации есть выход, который можно найти, если подойти к вопросу с холодной головой и здоровым оптимизмом.