Разобраться • 25 сентября 2025
Большая перемена. Как взрослый EdTech в России ищет точки роста в период турбулентности
Большая перемена. Как взрослый EdTech в России ищет точки роста в период турбулентности

Текст: Дмитрий Игнатьев
Фото: Unsplash
Тучные годы взрослого онлайн-образования остались в прошлом. Мечты россиян о получении digital-профессии столкнулись с реальностью дорогих кредитов и высоких зарплат курьеров, догнавших оклады junior-разработчиков. Теперь EdTech-гиганты учат не только тому, как “войти в IT”, но и как с помощью нейросетей заработать на фрилансе здесь и сейчас.
В рамках тематических недель, посвященных образованию, «Инк» разбирался, как рынок отражает этот новый запрос на прагматизм и почему ИИ для него одновременно и спасение, и экзистенциальная угроза.
Тучные годы взрослого онлайн-образования остались в прошлом. Мечты россиян о получении digital-профессии столкнулись с реальностью дорогих кредитов и высоких зарплат курьеров, догнавших оклады junior-разработчиков. Теперь EdTech-гиганты учат не только тому, как “войти в IT”, но и как с помощью нейросетей заработать на фрилансе здесь и сейчас.
В рамках тематических недель, посвященных образованию, «Инк» разбирался, как рынок отражает этот новый запрос на прагматизм и почему ИИ для него одновременно и спасение, и экзистенциальная угроза.
Пандемия, когда россияне оказались в самоизоляции и перешли на удаленку, закономерно дала толчок динамичному развитию рынка онлайн-образования. Тогда, в 2020 году, выручка ста крупнейших российских EdTech-компаний увеличилась на 180% в сравнении с 2019 годом, до 42,9 млрд руб., следует из данных аналитического агентства Smart Ranking. В 2021 году российский рынок онлайн-образования снова показал высокие темпы роста год к году — на 72%.
А потом золотая эпоха прошла. И бум прекратился: в 2022 году рынок увеличился только на 20%, в 2023-м, после адаптации к новым условиям, — на 35%. А в 2024 году выручка ста крупнейших российских онлайн-школ показала минимальные темпы увеличения: на 21% (до 145 млрд руб.), отметили в Smart Ranking. Причем обычно крупнейший по выручке сегмент — дополнительное профессиональное образование взрослых (ДПО; занял тогда 36% рынка) — рос ниже рыночного темпа, стал больше лишь на 16,5% и составил примерно 51,6 млрд руб.
В январе — марте 2025 года мы видим похожую картину. Выручка ста крупнейших EdTech-компаний в первом квартале увеличилась к тому же периоду 2024 года на 16%, до 37,6 млрд руб., а сегмент ДПО — на 10,4%, до 12,7 млрд руб.

Замедление темпов роста, во-первых, объясняется снижением интереса к переобучению, говорит гендиректор онлайн-школы «Нетология» Марианна Снигирева. По ее словам, оно обусловлено как высокой базой спроса в период ковида, так и рекордно низкой безработицей в России. Ее показатель в нашей стране держится на уровне исторического минимума — 2,3%, отметил в июне на ПМЭФ президент России Владимир Путин.

Марианна Снигирева
гендиректор «Нетологии»
«Низкая безработица во многом связана с дефицитом кадров в рабочих профессиях — водителей, строителей, грузчиков. Зарплаты в этих сегментах сейчас сопоставимы со стартовыми зарплатами в digital. «Войти» в такие профессии проще и быстрее, чем в IT, где нужно пройти дорогостоящее и длительное обучение».
Годовой дорогой курс по Python сейчас может проигрывать быстрому трудоустройству курьером. Это не просто статистика, а изменение социальной модели.
Во-вторых, к охлаждению рынка привела высокая ключевая ставка, продолжает Снигирева. Если раньше значительная часть студентов пользовалась кредитами и рассрочками для оплаты образовательных курсов, то теперь банки одобряют их гораздо реже, а условия стали жестче, отмечает она. Как результат, платежеспособный спрос у взрослого EdTech, по словам Снигиревой, оказался ограничен, особенно в сегменте B2C (business-to-consumer; продажа курсов напрямую конечному потребителю).

Алексей Нагайцев
исполнительный директор Skypro (входит в ГК Skyeng)
«Мы действительно стали зарабатывать меньше, потому что покрываем комиссию банка самостоятельно. То есть нам просто поступает меньше денег».
Третьей причиной замедления темпов роста взрослого сегмента EdTech-рынка стало удорожание маркетинга из-за выпадения части зарубежных каналов для продвижения, также добавила Снигирева. До марта 2022 года значительная часть пользовательского трафика шла в «Нетологию» через Google Ads, YouTube, а также Instagram и Facebook (обе соцсети принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена на территории страны), фиксирует она. Только последние две площадки обеспечивали компании до 20% всех регистраций на бесплатные продукты.
После выпадения этих возможностей для продвижения в «Нетологии» переориентировались на рекламные площадки «Яндекса», соцсеть «Вконтакте», усилили работу с Telegram, отмечает Снигирева. В Skypro (входит в ГК Skyeng) — на «Вконтакте», органические инструменты (SEO-оптимизация, контекстная и таргетированная реклама) и т. д.

Марианна Снигирева
гендиректор «Нетологии»
«Стоимость привлечения клиентов увеличилась двузначно, поскольку конкуренция за локальные каналы резко выросла. Маркетинг давит на маржинальность, поэтому EdTech-компании вынуждены активнее работать с удержанием студентов и их LTV».
Высокая ключевая ставка не только повлияла на уровень платежеспособного спроса во взрослом сегменте EdTech-рынка, но и потребовала серьезной перестройки продуктовой линейки от его игроков, фиксирует Снигирева из «Нетологии».
К этому привели две встречные потребительские тенденции. Первая из них — охлаждение интереса к длительным программам переобучения, преимущественно в сегменте IT. У Skypro продажи программ по разработке и аналитике данных в деньгах в этом году сократились на 20% в сравнении с 2024 годом. Снижение спроса на длинные курсы переподготовки в digital-профессиях фиксируют и в «Нетологии».
Второй тренд — рост спроса аудитории на образовательные программы, которые дают возможность повысить доход здесь и сейчас, без серьезного переобучения.

Алексей Нагайцев
исполнительный директор Skypro (входит в ГК Skyeng)
«Согласно данным анкет студентов Skypro, только 25% учеников сегодня приходят к нам за трудоустройством и хотят сменить профессию. 75% из них хотят дополнительно зарабатывать на фрилансе или вырасти в зарплате на текущем месте».
Как результат, спрос и контентное предложение смещается с длинных и дорогостоящих программ к гибким практикоориентированным решениям — коротким интенсивам и модульным курсам, говорит сооснователь и гендиректор образовательного холдинга Skillbox Сергей Попков.
Ключевой прикладной тематикой, рост интереса к которой фиксируют все опрошенные онлайн-школы взрослого EdTech, стало обучение пользованию нейросетями. В Skillbox выручка от курса по изучению ИИ в январе — июне 2025 года увеличилась почти в два раза в сравнении с тем же периодом 2024-го. В Skypro сообщили, что курс по ИИ — новое направление для онлайн-школы, которое уже генерирует около 5% ее продаж.
О востребованности программ обучения нейросетям и планах по расширению линейки таких курсов говорят также в «Яндекс Практикуме» и «Нетологии». Причем в «Яндекс Практикуме» до конца следующего года планируют внедрить уроки по ИИ во все курсы этой онлайн-школы, отмечает ее гендиректор Илья Курмышев.

Илья Курмышев
гендиректор «Яндекс Практикума»
«4,85 млрд руб. составит выручка от курсов по ИИ в сегменте ДПО EdTech-рынка в 2025 году».
В Skillbox также фиксируют увеличение спроса на курсы по пользованию Excel, Google-таблиц, а также дизайну инфографики. В «Нетологии» — на программы по Excel и системному анализу.
Учитывая макроэкономические факторы и продолжающуюся трансформацию контентного наполнения онлайн-школ, EdTech-рынок и сегмент ДПО продолжат расти примерно на уровне 10%, говорит Снигирева из «Нетологии».

Марианна Снигирева
гендиректор «Нетологии»
«Пока нет ярких и значимых драйверов, которые могли бы ускорить рост. При этом сохраняются низкий уровень безработицы, высокая ключевая ставка и, как следствие, снижение доступности кредитов на обучение».
Более позитивный прогноз дал Попков из Skillbox. По его словам, темпы увеличения рынка и сегмента ДПО на горизонте двух-трех лет будут на уровне 10–20%.

Сергей Попков
сооснователь и гендиректор холдинга Skillbox
«Динамика зависит от условий денежно-кредитной политики ЦБ, активного развития сегментов среднего профессионального и высшего образования в онлайне, а также направления курсов по ИИ».
Одним из ключевых драйверов сегмента взрослого EdTech выступают направления среднего профессионального (СПО) и высшего образования (ВО).
Участники рынка развивают эти направления двумя способами. В первом случае они выстраивают партнерства с ведущими учебными заведениями страны. Skillbox и Skillfactory (обе входят в холдинг Skillbox) реализовали уже более 20 программ с российскими университетами. «Яндекс Практикум» запустил в 2025 году онлайн-магистратуры с МФТИ, МИФИ и ИТМО. В «Нетологии» развивают 16 совместных программ высшего образования с вузами (магистратуры и бакалавриаты), в 2024 году выручка этого направления в онлайн-школе увеличилась в полтора раза к 2023 году.
Во втором случае EdTech-компании выходят в эти образовательные сегменты напрямую. В 2024 году Skillbox запустил цифровой колледж. Skyeng развивает колледж Singularity в Чебоксарах. А в 2025 году эта же ГК стала владельцем 51% в компании-учредителе частного вуза «Международная академия бизнеса и управления» (МАБиУ) и колледжа «Международный институт бизнеса и управления» (МИБиУ).

Сергей Попков
сооснователь и гендиректор холдинга Skillbox
«Взаимодействие классических институций и EdTech видится нам перспективным, поскольку позволяет выстраивать систему, где обучение отвечает реальным запросам студентов и рынка труда».
Другой точкой роста сегмента в «Нетологии» и «Яндекс Практикуме» также называют B2B-обучение (business-to-business; продажа курсов компаниям для обучения сотрудников). В первой компании говорят о стабильном росте продаж с 2022 года, во второй сообщили об увеличении выручки от направления корпоративного обучения в 2024 году на 65% в сравнении с 2023 годом. Из-за удорожания найма новых сотрудников компании готовы активно инвестировать в обучение текущих, поясняет Снигирева из «Нетологии».
В условиях кадрового голода и дорогого найма компании вынуждены вкладываться в развитие текущих сотрудников. Этот тренд может стать для EdTech не просто точкой роста, а одним из основных стабилизирующих факторов на ближайшие годы.
Достойную финансовую поддержку компании взрослого сегмента рынка онлайн-образования могут получить и в случае участия в госпрограммах, продолжает Снигирева. Ключевой из них она назвала программу «Содействие занятости» Минтруда и Минобрнауки, в рамках которой выделяются средства на переобучение тех, кто не может оплатить образовательные курсы самостоятельно.
Среди рыночных драйверов наибольшим долгосрочным потенциалом во взрослом сегменте EdTech-рынка обладают направления среднего профессионального и высшего образования, считает основатель аналитического агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова. Но их развитие — «долгая и сложная история, которая принесет свои плоды только через три-четыре года», уверена она.

Дарья Рыжкова
основатель Smart Ranking
«Кажется, что в моменте негативные факторы, в особенности высокая ключевая ставка, сильнее драйверов, которые только начинают набирать силу. Отсюда и стагнация сегмента взрослого EdTech».
Популярность ИИ оказалась неоднозначным фактором для развития сегмента взрослого онлайн-образования.
С одной стороны, нейросети можно назвать еще одной точкой его роста. В Skillbox ИИ-инструменты уже интегрированы в курсы ДПО для персонализации пути студентов и помощи им в обучении. А в Skypro нейросети применяются для создания контента, поддержания обратной связи со студентами, агрегации аналитики, проверки части домашних заданий и т. д. За счет внедрения ИИ операционные расходы этой онлайн-школы, по словам Нагайцева, снизились примерно на 20%.
С другой стороны, ИИ — это и угроза для EdTech-компаний, поскольку такие технологии могут полностью заместить часть образовательных функций, считает Снигирева из «Нетологии». С тем, что нейросети в каком-то смысле стали вызовом для рынка, согласна и Рыжкова из Smart Ranking. EdTech-компаниям приходится доказывать свою ценность в ситуации, когда люди могут получать знания через тот же ChatGPT и создавать для себя персональные курсы при помощи нейросетей, уверена она.
У компаний из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ) есть шанс занять достойное место в сегменте взрослого EdTech при условии наличия оригинального продукта в уникальной нише, думает Рыжкова из Smart Ranking. Но для успеха начинающим компаниям в текущих условиях нужно будет приложить большие усилия, продолжает она.

Дарья Рыжкова
основатель Smart Ranking
«Рост в сегменте затруднителен из-за макроэкономических факторов, а гонка маркетинговых бюджетов остается при этом довольно ожесточенной. Маленьким онлайн-школам конкурировать в ней с лидерами рынка крайне непросто».
Кроме того, пока на поверхности не просматриваются очевидные перспективные ниши в контенте, в которых могут быстро состояться новички, добавляет Рыжкова. А поиск такого направления потребует существенных вложений на тестирование гипотез.
англ. life time value; финансовый показатель, отражающий общую прибыль от одного клиента за все время его взаимодействия с бизнесом. — Прим. ред.