Разобраться • 1 октября 2024
ИИ наступает: что ждет российский агротех
ИИ наступает: что ждет российский агротех
Текст: Наташа Покровская
Фото: NurPhoto/Getty Images
Одним из наиболее динамично развивающихся рынков ИИ в агросфере как в России, так и во всем мире являются системы автопилотирования сельхозтехникой. Только за I квартал 2024 года продажи ИИ-автопилотов в нашей стране на 30% превысили показатели всего прошлого года. Умные тракторы и комбайны работают более чем в 30 регионах, от Псковской области до бухты Провидения. Чтобы выяснить, зачем фермерам искусственный интеллект и беспилотники, а также какие перспективы ожидают наши агрохозяйства в этой области уже в самое ближайшее время, Inc. поговорил с директором ведущей отраслевой ассоциации «ИнтерАгроТех» Натальей Филипповой.
По оценке аналитического агентства Maximize Market Research, мировой рынок автопилотируемой сельхозтехники в 2023 году составил более $2.7 млрд и к 2027 году достигнет $11.9 млрд при высокой динамике — 19.3%. В России наблюдается похожий рост. Основные драйверы этого процесса — показатели эффективности, которые дает использование роботизированной техники.
На примере промышленных внедрений системы автопилотирования Cognitive Agro Pilot, созданной дочерним предприятием «Сбера» — разработчиком ИИ Cognitive Pilot, удалось подсчитать, что выгода от применения автопилота в умных тракторах составляет в среднем 2,6 млн. руб. в год для малых (до 1 тыс. га), десятки млн руб. для средних (до 10 тыс. га) и достигает миллиардов для крупных хозяйств. Такой прирост возможен за счет экономии материальных ресурсов: топлива, семян, химикатов, удобрений, и т. д., а также времени (умная техника позволяет выполнять работы в срок, снижая погодные риски). Влияют и другие факторы, которые напрямую не считаются в рублях, например утомляемость механизатора. По данным аналитиков «ИнтерАгроТех», общая эффективность от использования ИИ-автопилотов составляет 30–35%.
Другой причиной высокой динамики внедрения систем автопилотирования сельхозтехники является огромный кадровый дефицит опытных механизаторов. Не секрет, что быть водителем трактора или комбайна очень тяжело: работникам этих профессий приходится вести машину вдоль линии обочины с сантиметровой точностью в течение всей смены. Помимо управления тяжелой техникой, механизатор должен управлять еще множеством других процедур, связанных со своей основной работой — уборкой урожая, севом, боронованием или культивацией и т. п. Кроме того, такой труд считается непрестижным, молодежь в профессию не идет.
Вообще сельское хозяйство сегодня требует значительного роста эффективности, поскольку цены на урожай, по подсчетам «ИнтерАгроТех», в последние несколько лет снизились на 20%, а затраты аграриев возросли до 40%. Поэтому единственным выходом, который видят эксперты и профессионалы отрасли, является роботизация.
Еще одной причиной высокого роста сектора агротехнологий является активная роль государства. За счет господдержки темпы внедрения отечественных ИИ- и беспилотных технологий в постпандемийный период в агро-отрасль, по оценкам «ИнтерАгроТех», увеличились на 8–10%. Затем, с наступлением санкций, в 2022 году Минпромторг реализовал целый ряд инициатив по внедрению отечественных инноваций, импортозамещению и поиску альтернатив ушедшим с рынка решениям. Появились рыночные структуры, призванные ускорить этот процесс. Согласно данным ассоциации, интерес агрохозяйств к внедрению новых отечественных технологий за этот период вырос на 10–12% и более.
Видео
Почвообработка только по зрению с автопилотом Cognitive Agro Pilot
Стоит отметить, что господдержка внедрения ИИ в агропромышленный комплекс (АПК) является ключевым фактором и во всем мире. Например, в Евросоюзе разработана целая стратегия по борьбе с нехваткой квалифицированных работников (для этого даже создали специальную комиссию), а также проводятся образовательные мероприятия, позволяющие донести до аграриев преимущества современных цифровых технологий. В России же в конце июля стартовала продвинутая программа цифрового развития и образования «Умный хлеб». Она призвана активно содействовать достижению технологического лидерства страны в агропромышленном комплексе, а также повышению уровня цифровизации в этой области.
Одна из важных составляющих программы — серия образовательных семинаров для фермеров, специалистов в области цифрового развития агрохолдингов, инженеров, руководителей хозяйств и др. на базе региональных минсельхозов. В числе первых площадок для этих мероприятий — 12 аграрных регионов страны: Ростовская, Ставропольская, Липецкая, Воронежская, Самарская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская и Белгородская область, а также Краснодарский, Ставропольский и Алтайский край. Конечная цель программы — охватить к 2026 году 62 субъекта РФ.
По итогам всех мероприятий будет сформирован информационный интернет-ресурс с накопленной базой знаний по данной темам современных технологий точного земледелия, цифровых решений, технологий ИИ, роботизации в АПК для представителей аграрной отрасли, а также студентов вузов. Его создание планируется завершить к январю 2025 года.
На рынке представлены два основных класса агро-автопилотов: системы на основе навигации по сигналу GPS и механизмы управления на основе ИИ. Доля первых в мире на 2023 год превышала 85%. Однако нужно понимать, что это технологии прежнего поколения, им уже более двух десятков лет. Их основная проблема — «слепота», поэтому риски аварий и инцидентов у таких устройств достаточно велики.
Аграрии приводят целый ряд примеров, когда такая техника налетала на опоры линий электропередач и выскакивала за пределы поля. Кроме того, на уровень спутникового сигнала влияют вспышки на Солнце. К примеру, в мае этого года во время повышенной солнечной активности в течение нескольких дней проблемы с навигацией имели аграрии в США, Канаде, странах Евросоюза, Латинской Америке, Азии и даже Австралии. По подсчетам «ИнтерАгроТех», в мире их потери из-за остановки работ в этот период превысили $150 млн. А в прошлом году аналогичный сбой произошел в работе спутников Inmarsat, что привело к остановке тракторов на территории Австралии и Новой Зеландии.
Для России зависимость работы сельхозтехники от GPS-сигнала в полной мере проявляется в регионах, близких к зоне «спецоперации», из-за средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Также вероятны удаленное блокирование подключенных тракторов и кибератаки на сельхозтехнику, что представляет серьезную угрозу продовольственной безопасности.
Видео
Уборка урожая быстрее на 20%
Все эти проблемы отсутствуют у ИИ-автопилотов: это технологии нового поколения. Система, как человек, видит поле, понимает ситуацию, прогнозирует ее развитие и управляет машиной на основе этой информации. Более того, специалисты Cognitive Pilot недавно разработали технологии, с промышленной точностью распознающие границы обработанных и необработанных техникой областей, которые во многих случаях неотличимы человеком, и с помощью компьютерного зрения осуществлять по ним навигацию с сантиметровой точностью. Это существенно расширило области применения систем автопилотирования.
Тем не менее пока нельзя сказать, что спутниковые системы уходят в прошлое. Cognitive Agro Pilot владеет сразу двумя возможностями навигации. Помимо компьютерного зрения, в систему интегрирована и GPS, которая может пригодиться в зонах, где нет визуальных ориентиров, например, где граница двух хозяйств проходит по карте.
Практически сразу после ухода в 2022 году с рынка ряда западных производителей систем автопилотирования в Россию хлынул целый ряд дешевых китайских GPS-решений. По информации от аграриев, которую получил «ИнтерАгроТех», тенденция, скорее, тревожная. Это дешевая продукция со сроком годности до одного года. На рынке появилась информация об известных с 1990-х годов приемах (их в то время активно использовали зарубежные производители высоких технологий для более агрессивного проникновения на российский рынок) «стимулирования» дилеров производителями из Поднебесной, от которых им было трудно отказаться.
Видео
👀 Трактор с глазами — зачем?
Производители обеспокоены такой ситуацией. Спустить ее на тормозах означает повторить печальную историю ИТ-рынка, который в конце перестройки фактически был монополизирован западными производителями, которые до недавнего времени ставили стратегические предприятия в информационную зависимость. Для победы над ней в последние годы пришлось приложить колоссальные усилия.
Производители (как отечественные, так и зарубежные) тем временем активно движутся к полной автономности техники — это всеобщий тренд. Стоит сказать, что Россия сегодня опережает своих конкурентов. Ведущие западные компании только к 2026 году декларировали промышленный выпуск беспилотных систем, основанных на ИИ, а на российских полях они уже массово работают. В течение ближайшего года в нашей стране ожидается появление звеньев беспилотных тракторов, в которых оператор будет пилотировать только головную машину.
А весной этого года Cognitive Pilot фактически предложила новый подход в беспилотной технике: полностью беспилотный трактор без кабины производства томской фабрики сибирского подразделения компании. Это последовательный гибрид. Мини-трактора при небольшой массе и мощности, величине крутящего момента и тягового усилия электродвигателей близки к показателям многих полноразмерных машин.
Видео
🤗 По вашим запросам: об автопилоте Cognitive Pilot из первых рук
Конструкция робота значительно упрощена — у него нет поворотных узлов, коробки передач, оптимизирована подвеска. То есть максимально исключены сложные детали, которые чаще всего выходят из строя и требуют ремонта. Мини-машина решает многие традиционные проблемы аграриев, связанные с логистикой. Доставить ее на поле можно с помощью обычного автоприцепа.
Отличительной чертой мини-трактора Cognitive Pilot является система контроля качества выполняемых работ. Как у станка с ЧПУ, оно не зависит от человеческого фактора и может контролироваться самой техникой на каждом квадратном метре поля. Для этого на плугах, боронах и другом оборудовании установлен набор датчиков.
Мини-трактор может быть оснащен установкой, измеряющей физико-химические параметры почвы для последующего зонального внесения удобрений, что позволит строить карты полей с оптимальным распределением химических элементов, кислотности, плотности и иных измеряемых параметров.
Система также передает владельцам агрохозяйств необходимую информацию о состоянии техники и ходе выполнения работ. Все это — новый уровень эффективности в сельскохозяйственной индустрии. Но главное — машине не нужен механизатор, а значит, решается кадровая проблема, которая есть, вероятно, в 100% хозяйств. Мини-трактор может применяться в звеньевой работе в режиме 24/7.
Если еще несколько десятилетий назад в условиях непрерывно сокращающейся численности сельского населения был обозначен тренд на увеличение мощности и массы отдельно взятого трактора, что позволяло обрабатывать те же площади при меньшем количестве механизаторов, то использование полностью беспилотных машин позволит одному оператору сопровождать пять-семь мини-роботов. Кроме того, при использовании звена мини-машин поломка одной из них лишь незначительно снижает общую производительность. Полевые работы могут гибко масштабироваться.
По оценкам «ИнтерАгроТех», если сложить все плюсы мини-техники, ее итоговая эффективность может превышать показатели классических сельхозмашин в 10 раз.