Рубрики

О журнале

Напишите нам

Алексей Фурсин, Артем Темиров и Никита Ким: чем московская власть может помочь бизнесу (и как сломать образ барыги)

чем московская власть может помочь бизнесу (и как сломать образ барыги)

    Регина Белова

    автор Inc.

    Российский бизнес не привык ждать подарков от власти — 42% предпринимателей считают, что инициативы чиновников им только мешают (это по данным аналитического центра при правительстве). Но столичная мэрия, кажется, задалась целью разорвать этот порочный круг. С какими проблемами сталкивается московский бизнес и чем ему может помочь городское правительство? Как побороть стереотипное представление о предпринимателе как спекулянте и мошеннике? И что поможет угомонить чересчур ретивых ревизоров и контролеров? Такие темы обсудили Алексей Фурсин, отвечающий в московском правительстве за развитие предпринимательства и инноваций, сооснователь кооператива «Черный» Артем Темиров и управляющий партнер Inc. Никита Ким. Разговор был долгий — потребовалось 2 встречи, — но и тема непростая.


    «Может, начнем уважать предпринимателя?..»

    Никита Ким: Я правильно понимаю, что нацпроект МСП — главный документ, которым ваш департамент сейчас руководствуется в своей деятельности?

    Алексей Фурсин: Не совсем так. То, что такой национальный проект есть (как дорожная карта, как документ, определяющий цели каждого региона и страны), — это очень важно. Это KPI, и KPI долгосрочный, до 2024 года. Но это не значит, что мы начинаем работать с нуля. Москва всегда делала ставку на развитие предпринимательства, в городе уже более 825 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Москва — крупнейший рынок сбыта в России, концентрация человеческих ресурсов, туристического потока. Стоит сказать, что в городе как самое большое количество предпринимателей, так, соответственно, и самое большое количество разнообразных сложностей, с которыми они сталкиваются, и наша задача в ежедневном режиме помогать с этими сложностями справляться. То есть наш главный документ — это список ежедневных задач и вопросов от предпринимателей, которые мы должны решить.

    Ким: За последние 10 лет мы уже видели сотни документов, идей, призывов повысить что-то на какое-то количество процентов. И все это уходило в слова. В чем принципиальное отличие, «фишка» очередного нацпроекта МСП? Думаете, на этот раз будет по-другому?

    Фурсин: Чтобы ничего не происходило, надо ничего не делать. Риски остаются всегда (и коммерческие, и некоммерческие). Например, есть проблемы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью. Нам о них известно, и в публичном поле они периодически появляются. Но президент уже дал свою четкую позицию по «регуляторной гильотине». Есть общее понимание, что прорыв в сфере малого и среднего бизнеса необходим. Такой концентрации поручений, институтов, различных средств и инструментов просто не было никогда. Осталось сделать самое сложное, как оказалось, — чтобы ими начал пользоваться бизнес.

    Ким: Мне всегда казалось, что в стране ничего не изменится, пока национальным вектором не станет что-то вроде «Думай и богатей!» Потому что сейчас, если полистать прессу, предприниматель — это странный и подозрительный человек, потенциальный мошенник. С этим вы работаете?

    Фурсин: Вопрос даже не в СМИ, а в ментальности, заложенной еще с советских времен (а может быть, и раньше), в которой предприниматели — это спекулянты, фарцовщики, ворюги и все такое. Конечно, мы сейчас пытаемся перевернуть сознание людей. Ты идешь утром, заходишь в кофейню и покупаешь стаканчик кофе с собой — кто тебе его приготовил? Барыга? Мошенник? Или все-таки предприниматель, который создал для тебя это благо: привез откуда-то зерна, научился технологии, нанял людей, платит им зарплату, вложил деньги, постоянно рискует? Так, может, мы все-таки начнем уважать предпринимателя и говорить ему спасибо, что он вообще есть?

    Ким: А потом он еще заплатил налоги, которые пошли на здравоохранение, обустройство детских площадок, социальные активности.

    Фурсин: Вот именно! Но об этом почему-то никто не вспоминает. Значит, мы будем об этом напоминать, рассказывая людям истории предпринимателей, которые работают и живут рядом с ними.

    Ким: У вас уже есть какие-то задумки и успехи в популяризации предпринимательства?

    Фурсин: Мы начали с пилотного проекта: сначала нам предложили провести выступления в школах, мы позвали нескольких предпринимателей — они рассказали о себе и своем бизнесе. Школьники слушали не отрываясь — за несколько часов ни один не ушел и в телефон не посмотрел! И мы тогда подумали: почему бы не сделать этот проект содержательнее и масштабнее? В результате в октябре прошлого года мы запустили проект «Бизнес-уикенд», где московские школьники и студенты могут в выходные дни обучаться предпринимательству

    Ким: Они реальные деньги зарабатывают?

    Фурсин: Реальные. Тем более, сейчас появился удобный формат самозанятых — поэтому всё возможно. И мы видим, как у них горят глаза…

    Алексей Фурсин. Фото: Семен Кац/Inc.

    Федеральный нацпроект ставит задачу сформировать положительный образ предпринимателей и увеличить их число. А откуда они могут появиться? Кто должен подпитывать предпринимательский рост? Наверное, молодежь, учитывая, что сейчас у них немножко меняются стереотипы: не обязательно искать себе место по найму, можно реализоваться и в собственном деле.

    Алексей Фурсин. Фото: Семен Кац/Inc.

    «Нас “развернули” несколько раз»

    Ким: Какие-то конкретные KPI стоят перед вами? Например, увеличить количество предпринимателей в столице?

    Фурсин: Как раз с этим показателем проблем нет. Ежедневно в среднем создаётся более 450 компаний, и это не считая самозанятых. Тут есть другой аспект. В августе мы получаем актуальные данные от налоговой инспекции и понимаем, что около 10% МСП закрылись. И за всеми ними стоят конкретные люди. Да, это нормальный процесс для бизнеса: кто-то выигрывает, чья-то модель нежизнеспособна. Но можем ли мы помочь этим людям встать на ноги, не совершить ошибки, которые привели бы к закрытию предприятия? Это не KPI, но это системная задача, которую мы решаем.

    Ким: Как в Москве проходит эксперимент с самозанятыми?

    Фурсин: Москва — один из 4-х пилотных регионов, и сейчас более 50 тыс. граждан столицы уже зарегистрировались. Но пока сложно давать оценки — мы до сих пор до конца не понимаем все плюсы и минусы, потому что нужно набрать определенную критическую массу данных. Одно уже можно сказать точно: у проекта большой потенциал. Особенно в сфере популяризации и изменения менталитета: ты платишь сниженный налог, стать самозанятым очень просто (есть специальное приложение для телефона), огромное количество сервисов от ведущих банков, возможность начать свой бизнес с помощью нескольких кликов, также не стоит забывать социальные преимущества, такие как доступность кредитных средств, в том числе и на личные цели.

    Ким: Артем, вы пользуетесь какими-то «ништяками», которые дает Москва своему бизнесу?

    Темиров: Нет. Когда нам это было нужно 6 лет назад, нас «развернули» несколько раз. Мы зарегистрированы как производственный кооператив, что достаточно редко для Москвы и всей страны. Плюс всем нам было по 24-25 лет, то есть мы попадали под категорию молодежное предпринимательство — а там субсидии. Мы на них подавались, но на самом деле нас интересовало помещение — в Москве эта головная боль как была, так и осталась. Тогда, в 2013 году, мы написали огромное письмо, где спросили: как нам, субъекту молодежного предпринимательства и малого бизнеса, арендовать помещение напрямую у города, минуя аукцион? Потому что аукционная система предполагает наличие какого-то уставного капитала и денег, которые ты можешь заморозить, — в общем, миллион всего. При этом были льготы, в соответствии с которыми малый бизнес имел право арендовать помещение напрямую.

    Нам тогда прислали ответ, что это не соответствует политике Москвы: типа, снимайте через аукцион. Но это бессмысленно, потому что через аукцион у тебя условия абсолютно нерыночные, — ты должен сделать так много всего! С точки зрения затрат проще пойти и снять помещение на рынке. Что мы в итоге и сделали… Хотя при этом мы все еще видим огромное количество пустых помещений, которые принадлежат городу и которые никто не может снять, потому что их нет на аукционах — либо еще по какой-то непонятной причине.

    Ким: Алексей, это системный случай или это только у Артема?

    Фурсин: Да, городское имущество идет через аукцион. Другого способа его передачи нет. Но установлена льготная начальная цена для аукциона — 4,5 тыс. руб. за 1 кв. м. Это неплохая цена, но только если ты один участвуешь в аукционе. Когда же приходят несколько организаций (и все субъекты малого предпринимательства), они начинают торговаться. Мы на такую ситуацию не можем повлиять — это рынок, это аукцион.

    Сейчас мы с департаментом имущества формируем реестр того, что пойдет исключительно под МСП. Но все равно ни на федеральном, ни на региональном уровне другого способа передачи нет — только через конкурентные процедуры. Поэтому здесь действительно надо анализировать конъюнктуру: иногда выгоднее арендовать помещение на рынке у частников, это правда.

    Темиров: Тем не менее, производственные помещения все равно логично снимать у города.

    Фурсин: Да, у нас есть 35 технопарков (5 городских, 30 созданы частным бизнесом). Там достаточно комфортные условия для аренды, есть вся внутренняя инфраструктура, центры коллективного пользования. Но сейчас большая потребность именно в производственных площадях — у них уже дефицит начинается.

    Алексей Фурсин
    Никита Ким. Фото: Семен Кац/Inc.

    «О нас никто не знает!»

    Фурсин: Отдельный блок нашей работы связан с экспортом. Мы 2 года назад запустили программу Made in Moscow, сейчас дополнительно развиваем экспорт услуг. Потому что за границей о нас никто не знает! Почему едут в Швейцарию или в Израиль? Потому что о них знают! Спрашиваю наши клиники: «Почему вы не продвигаете свои услуги?» Они говорят: «Нет задачи такой».

    Раньше никто для себя такую задачу не ставил — ни на нашем уровне, ни на федеральном. А сейчас все задумались об экспорте туристических, строительных, образовательных, медицинских услуг. И по продукции то же самое…

    Темиров: Россия сейчас — одна из передовых стран по кофе, чемпион. Проводятся бесконечные чемпионаты по обжарке кофейных зерен. Но экспортировать что-либо из России, когда это касается продуктов питания, сложно.

    Ким: Почему? Там это не нужно?

    Темиров: Нет, потому что увеличивается стоимость из-за транспортировки, плюс большое количество бумажек нужно сделать. А это может себе позволить компания, которая продает свой товар, условно, в «Перекрестке», — для нее это станет расширением рынка. А для какой-нибудь маленькой компании это просто превратится в дополнительную огромную проблему.

    Ким: Правительство может чем-то помочь здесь?

    Фурсин: Мы субсидируем затраты на сертификацию продукции (отдельным компаниям требуется сертификация менеджмента). На транспортировку продукции мы тоже даем субсидии — до 3 млн руб. на каждую из этих затрат.

    Темиров: В Дубае есть полка «Сделано в России», а в московских супермаркетах нет полки «Сделано в Москве». Я знаю огромное количество маленьких предприятий, которые попадают во «Вкусвилл» (он продает всё под своей этикеткой – и экономика работает), но не могут попасть в обычный супермаркет. Потому что полностью меняется принцип ценообразования — там нет никаких льгот, ничего.

    Фурсин: Есть эта проблема, и мы ее уже неоднократно обсуждали с сетями. Но у нас постоянно на эту тему вопросы с точки зрения антимонопольного законодательства: почему ваши московские компании должны обладать преференциями по сравнению с теми, что располагаются, например, в Московской области? Но вопрос не бросили, диалог продолжаем.

    Никита Ким. Фото: Семен Кац/Inc.

    «Нет такой пробирки, в которой бы что-то не нашли»

    Ким: Короткий, но важный вопрос. Бизнесмен открывает шашлычную или что угодно, после чего к нему приходят участковые, пожарные, санэпидстанция и другие органы государственной власти. Вопросы решаются, но, назовём это так, на финансовой основе. Насколько характерна такая картина для Москвы?

    Фурсин: Конечно, вопросов по контрольно-надзорной деятельности — по-прежнему огромное количество. У нас остались некоторые нормы, которые еще в советские времена действовали, и про них никто не знает. Как говорят сегодня предприниматели, нет такой пробирки, в которой бы что-то не нашли. Выход в консолидации усилий и донесении позиций предпринимателя, мы готовы такой диалог обеспечивать 10 раз, 20 раз, столько, сколько нужно. Но эти предложения должен сформировать бизнес, мы здесь больше в роли лоббистов выступаем. А вот у бизнеса не всегда хорошо с объединенной позицией по какому-то вопросу. Мы собираем бизнесменов регулярно и просим буквально эти предложения сформировать. Если мы опять начнем придумывать за них, что лучше отменить, а что оставить, это ни к чему хорошему не приведет.

    Ким: Артем, вы сталкиваетесь с чем-то подобным?

    Темиров: Я скажу, что это ведет к большим проблемам. Есть случаи, когда надзорные органы закрывали заведение на 40 дней (а с учетом аренды и зарплат это означает вообще финальное закрытие бизнеса). Например, у людей сеть из 9 точек (и все прибыльные), а ее закрывают на длительный срок, – всё, они банкроты! Еще недавно случилась история с кафе «АндерСон»…

    Все эти случаи убеждают нас, что сейчас нам лучше не открывать вторую, третью, четвертую и пятую кофейню (хотя и есть запрос). Риски перевешивают: мы вложим очень много времени, сил и денег в создание еще одной точки, но любая проверка может что-нибудь найти.

    Мы недавно общались с ресторанной ассоциацией — у них нормы разрабатывались то ли в 1928, то ли в 1932 году и с тех пор не менялись (лишь чуть-чуть в 1950 годах)…

    Фурсин: Интересно, что когда мы собирали бизнес-сообщество обсудить вопросы санэпиднадзора — пришло человек 50. Я попросил перечислить устаревшие или неправильные требования — назвали только 20. Поэтому здесь вопрос вообще ко всем предпринимателям: будем молчать — все у нас так и останется. Нужен диалог.

    Ким: А если вымогают деньги? Через вас как-то проходят эти истории?

    Фурсин: У нас есть штаб по защите бизнеса, но мы не можем вмешиваться в правоохранительную деятельность или, допустим, в спор между двумя хозяйствующими субъектами. Разбираем только жалобы, претензии и замечания, которые связаны с органами государственной власти города Москвы и их подведомственными организациями.

    Ким: Давид Якобашвили в интервью нам недавно сказал: «Сегодня правоохранительные органы относятся к предпринимательству почти как к преступлению». Вы сталкиваетесь с такими кейсами? Можете ли вы быть неким барьером между бизнесом и правоохранителями?

    Фурсин: У нас хорошее взаимодействие с прокуратурой города. Конечно, если связанный с правоохранителями вопрос уже вылился в судебный процесс, здесь уже только решение суда. Еще с прошлого года мы проводим «Час предпринимателя»: в каждом округе собирали за одним столом правоохранителей, «надзорщиков» и представителей бизнеса — просто любых, звали всех подряд. Я говорю предпринимателям: «Вопросы есть какие-то?» Все молчат. Понятно, что есть недоверие со стороны бизнеса к власти — и к Правительству Москвы в частности. Глупо это отрицать. Но тут надо определиться все же: либо мы вместе решаем эти проблемы, либо мы продолжаем молчать на встречах и ничего не меняется.

    Алексей Фурсин, Никита Ким и Артем Темиров. Фото: Семен Кац/Inc.

    «Бизнес по клику»

    Ким: Алексей, бывает ли у вас ощущение, что строите потемкинскую деревню в пределах Садового кольца?

    Фурсин: Нет, потому что, если смотреть по округам, то каждый сектор города – Садовое, Бульварное, районы у МКАД, — мне кажется, для разного вида бизнеса. Соответственно, и работаем мы с ними по-разному, согласно специфике их деятельности. Но у нас нет преференции для компаний в центре, нам все равно, располагается компания в ЦАО или в каком-то из других округов Москвы. Они одинаково для нас важны. Это без лишнего пафоса. Более того, мы сейчас видим и поддерживаем новую тенденцию районного предпринимательства. Недавно я провел встречу с предпринимателями в Северо-западном округе — просто собрали владельцев кофеен, магазинов, химчисток, которые в этом районе работают. Когда я начинал рассказывать, чем мы можем помочь, — просто чистый лист: никто ничего не слышал и не знает. И их волнуют не только вопросы помещений и кредитов. Например, их интересует, как выстроить взаимоотношения с местными жителями: кафе находится в жилом доме, и жильцы постоянно пишут жалобы. Поэтому сейчас мы хотим запустить проект по, скажем так, примирению бизнеса и граждан. Это важно, потому что популяризировать предпринимательство надо не только среди потенциальных предпринимателей, но и среди горожан, как потребителей. Так повелось, что профессии учителя и врача престижные и уважаемые в народе, а предприниматели зачастую живут не с самым положительным имиджем в глазах населения. Это неправильно, и это еще одна задача для нас.

    Темиров: С жалобами от жильцов в центре такая же есть проблема: у жильцов больше силы, чем у бизнеса…

    Ким: Их просто самих больше… Еще такой вопрос к Алексею: допустим, я предприниматель и вчера узнал о существовании вашего департамента. Какие конкретные действия мне имеет смысл сегодня совершить?

    Фурсин: В течение месяца «докрутим» свою онлайн-платформу. Там любой предприниматель сможет ознакомиться с набором программ, в зависимости от своего вида деятельности и возраста, будь то молодежное предпринимательство, женское, социальное, ориентированное на экспорт, ретейл или производство. Такой ресурс важен и удобен — всё о бизнесе в Москве.

    Сейчас же первый шаг — прийти в центр услуг для бизнеса и просто получить то, что там могут предложить. Обозначаешь набор своих потребностей — деньги, оборудование, помещение, информация, продвижение своей продукции, — и тебе рассказывают, чем мы можем помочь. А мы можем дать заем, помочь с оборудованием, его сертификацией…

    Ким: Этот сервис уже действует?

    Фурсин: Да, но, в основном, это в офлайне. А в онлайне – консультационные и образовательные услуги. Можно подать заявку по интернету, но получить какую-то субсидию в режиме онлайн не получится — все равно нужно подавать документы и всё остальное. Город дает огромное количество возможностей. Основное наше правило — город за предпринимателя, город готов во всем предпринимателя поддержать. Но и сам предприниматель должен быть активным, интересоваться, изучать возможности, задавать вопросы, участвовать в диалоге с органами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность.

    Ким: Какой в идеале должна быть общая картина бизнеса в Москве через 4 года? Что будет не так, как сейчас?

    Фурсин: Думаю, учитывая развитие технологий, многое уйдет в онлайн — как со стороны бизнеса, так и государства. Мы буквально на этой неделе обсуждали создание онлайн-платформ по оказанию различных услуг для бизнеса. Должны быть сервисы, когда ты, сидя в кафе, смог с помощью клика открыть бизнес, найти партнеров и рынок сбыта и начать осуществлять продажи.

    Во-вторых, сейчас активно внедряется роботизация — в большей степени на производстве, но она затрагивает и сервис. Скоро, когда мы с вами будем приходить в магазин, там не будет продавца, но надеюсь, это не коснется кофеен, — хочется, чтобы кофе готовил все-таки человек.


    Поделиться