ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 19 декабря 2019
Андрей Писарев, «Спасибо от Сбербанка»: «Нужно сделать так, чтобы все стороны были в выигрыше. Иначе программа лояльности не работает»
Текст
Нина Орлова
Фото
Арсений Несходимов ДЛЯ INC.
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 19 декабря 2019
Текст
Нина Орлова
Фото
Арсений Несходимов ДЛЯ INC.
Программа лояльности «Спасибо от Сбербанка» была запущена в ноябре 2011 года по случаю празднования 170-летия банка. За 8 лет пройден огромный путь развития, а бонусами СПАСИБО сейчас пользуются более 42 млн человек. Inc. общался с генеральным директором «Спасибо от Сбербанка» Андреем Писаревым и выяснил, как зарождалась программа лояльности, какие трудности были на этапе ее запуска и какие разработки дают наибольшую конверсию.
— Программе лояльности «Спасибо от Сбербанка» в этом году исполнилось 8 лет. Когда она зарождалась, бонусные программы были не так популярны, а сейчас ими пользуются повсеместно. Можно сказать, что вы способствовали продвижению этой модели?
— Да, однозначно. Мы — самая крупная программа лояльности в России на сегодняшний день, у нас более 42 млн участников, в среднем в год присоединяется более 5 млн новых клиентов. Это огромный прогресс. Если задуматься, то сегодня «Спасибо» — это более 40 % экономически активного населения страны. Безусловно, мы являемся неким бенчмарком и трендсеттером — нас копируют, с нами пытаются конкурировать.
— Сколько средств ушло на внедрение этой системы? И сколько потребовалось времени на ее разработку?
— Нельзя сказать, что разработка закончилась. Невозможно говорить об этом как о разовых инвестициях. Мы развиваем собственное мобильное приложение, порталы «Впечатления» и «Путешествия» и прочие сервисы программы, адаптируя их под меняющиеся потребности клиентов. Мы постоянно оптимизируем клиентский опыт. Поток инвестиций не прекращался в течение всех этих 8 лет. В дальнейшем мы будем продолжать инвестировать.
— Много времени ушло на разработку и внедрение программы? Как это было, ваши сотрудники работали сутками напролет?
— У меня есть ощущение, что мы постоянно работаем сутками напролет. Мне кажется, что частота и скорость изменений нашего бизнеса, как и темпы жизни в целом, сейчас гораздо выше, чем 8 лет назад. Тогда быстрому запуску программы способствовало несколько важных IT-партнерств, тем не менее потребовалось чуть меньше года.
— Были ли какие-то сложности или нестандартные ситуации, связанные с ее запуском?
— Трудности бывают в любом проекте. Нам постоянно приходится с ними сталкиваться, это нормальная рутинная деятельность. Могу привести свежий пример. Наш последний глобальный проект — трансформация программы в уровни привилегий. Для этого пришлось создать совершенно новый клиентский путь и проложить его во все каналы коммуникаций с клиентом: мобильное приложение, веб-сайт, колл-центр, включая IVR, банкоматы и прочее. Для этого мы кардинально переработали наш IT-ландшафт, операционные процессы и финансовую модель. Это была напряженная шестимесячная работа всей нашей большой команды. Нам пришлось столкнуться со сложностями производственного, юридического и финансового характера, принимать моментальные решения. Всё это неоднократно ставило под угрозу запуск проекта. А самым сложным был финал — дернуть рубильник «на запуск», понимая, что эти изменения окажут влияние на нашу 35-миллионную клиентскую базу, которую мы имели на тот момент.
— Партнеры из какой области охотнее всего присоединились к программе? Кто больше в этом заинтересован?
— Мне трудно сказать точно. Связано это с тем, что я не с самого запуска программы имел к ней отношение, хотя и работал в группе Сбербанка, наблюдал за всем, что происходит в «Спасибо», и даже участвовал в переговорах с крупнейшими партнерами.
Могу с уверенностью заявить, что фокус был, в первую очередь, на сетевой крупный ритейл. Это логично. В этой сфере все участники рынка понимают: чтобы программа лояльности была интересна потребителям, нужна инфраструктура, а создать ее в коалиции с большими игроками гораздо проще. Понятно, что у участников программы нет интереса копить бонусы, которые негде потратить, — для этого нужна инфраструктура.
Сейчас мы уже гораздо шире смотрим на рынок. Последние полтора года пытаемся адаптировать наши процессы и продукты под возможности малого бизнеса, чтобы те тоже могли присоединяться к нашей программе без проблем.
— Сейчас среди партнеров преобладают сетевики или малый бизнес? Сколько на сегодняшний день партнеров, из каких сфер больше всего?
— Преобладает крупный бизнес. Наша партнерская сеть насчитывает более 75 тыс. точек продаж, и пока это в большинстве торгово-сервисные точки крупных и известных брендов. Наша инфраструктура охватывает наиболее востребованные сегменты: транспорт, одежда, аптеки, еда, рестораны и другие. Больше всего магазинов, конечно.
— А могут ли клиенты пользоваться продуктами экосистемы Сбербанка? Есть ли такая опция в программе лояльности?
— Да, конечно. Это не просто опция, а один из наших фокусов и приоритетных задач — максимальная интеграция с элементами экосистемы. Сейчас бонусы «СПАСИБО» можно накопить и потратить в разных сервисах экосистемы: «Сбербанк Страхование», «Сбермобайл», маркетплейс «Беру!», DocDoc, онлайн-кинотеатрах Okko, Delivery Club или корпоративном магазине Сбербанка. Как только у нас появляются новые компании внутри экосистемы, мы стараемся максимально быстро наладить с ними партнерство.
— Если проанализировать весь путь развития программы, что стало ключевым фактором ее успеха и популярности? По ощущениям, она стала широко известна года 3—4 назад.
— Я бы отметил три фактора. Во-первых, это технологии. Сейчас на них строится любой современный бизнес. У нас довольно широкий IT-ландшафт, который позволяет нам соответствовать стандартам качества и покрывать потребности клиента во всех аспектах взаимодействия с ним через мобильные приложения и сайты. Во-вторых, большие данные. Ни одна программа лояльности не может обойтись без разностороннего анализа данных и моделирования поведения клиентов. Мы применяем AI-моделирование. Это позволяет нам предвосхищать потребности клиента и предлагать то, что нужно ему в конкретный момент времени.
Самый важный фактор — это, конечно же, команда профессионалов. На старте было чуть менее 20 специалистов, а сегодня задействованы уже более 200. У нас работают ребята, которые с самоотдачей и верой в успех добиваются, чтобы наша программа развивалась, а клиенты и партнеры получали лучший сервис на рынке. Я считаю, что это стало двигателем нашего прогресса и остается им по сей день.
— Каким образом вы продвигаете услуги «Спасибо»?
— Смотря о чем идет речь. Продвижение сервисов и продуктов партнеров среди наших клиентов — это основа нашей бизнес-модели, и здесь работает принцип win-win. Наша бизнес-модель подразумевает интерес всех: партнеров, банка, участников программы и наш личный интерес, как отдельной компании. Для продвижения мы используем всевозможные каналы и инструменты: смс, e-mail, даже элементы геймификации. Важно не только продвижение продукта, но и то, что мы предлагаем, — в этом случае необходимо, чтобы был хороший оффер, который мы формируем вместе с нашими партнерами для конечного потребителя. Мы используем знания о клиенте, про которые я уже говорил, и это позволяет сделать наш оффер максимально релевантным.
Если говорить о маркетинговом продвижении — недавно мы запустили масштабную диджитал кампанию с Полиной Гагариной. Она стала нашим бренд-амбассадором. Мы активны в соцсетях, сотрудничаем с блогерами как федерального масштаба, так и локального. В какой-то момент у нас появилось ощущение, что мы не активно пиарим бренд, меньше уделяем внимания новым инструментам в продвижении, поэтому в этом году мы сфокусировались на них и не побоялись экспериментов. В результате, набрали новую высоту. Стараемся вкладывать в продвижение бренда довольно много средств и сил.
— На что вы опираетесь, когда запускаете глобальные изменения в программе «Спасибо»?
— Здесь мы однозначно ориентируемся на потребности клиентов, анализ рынка и экономику. У нас отдельное подразделение формирует аналитические справки по тому, что происходит на мировой арене в сегменте лояльности. Мы анализируем потребительские тренды, обязательно следим за нашими конкурентами и приняли для себя правило: при запуске продукта мы всегда применяем принципы дизайн-мышления — тестируем прототипы на реальных людях и адаптируем их, чтобы клиенту было понятно и удобно.
— Что нового произошло в программе в этом году?
— Самое крупное и лично для меня приятное событие, потому что оно связано с клиентами, — это упрощение наших уровней привилегий (всего в программе их 4. — Inc.). С каждым новым уровнем участники программы получают больше бонусов и возможностей. Переходить с одного на другой можно, выполняя простые задания.
Упростить эту историю мы решили ровно год назад. Тогда получили обратную связь от нескольких тыс. наших клиентов и узнали, где могло бы быть лучше. В итоге, мы значительно сократили количество заданий, которые нужно выполнять, чтобы передвигаться по уровням, отказались от сложных и непонятных для клиентов. Мы перешли от трехмесячного расчетного периода к сезонам — так гораздо проще отслеживать свои действия. Ну и еще один элемент изменений — это лимиты (максимальное количество бонусов, которые можно получить по товарным категориям повышенного начисления. — Inc.). Мы увеличили их в 10 раз, то есть практически убрали ограничения.
После изменений мы еще раз провели опрос и увидели, что в 3 раза увеличилось понимание клиентов о том, что вообще нужно делать на наших уровнях, чтобы получать максимум, и на 20 % выросло положительное отношение к программе в целом.
— Какие-то еще уникальные разработки в развитии программы вы применяли?
— Да, самое бомбическое — наша геймификация, которая стартовала в 2017 году. Задача была сложной и уникальной, потому что такие проекты требуют кардинально иного подхода к описанию вероятности событий.
Мне вспомнился забавный случай, который точно войдет в корпоративную историю. Наши разработчики на основе высшей математики создали формулы и прописали их в правилах акции. Через несколько дней в колл-центр позвонил профессор одного из крупнейших вузов страны, и сообщил, что впервые видит применение математических инструментов такого уровня в маркетинге. Он даже проконсультировал нас в том, как эффективнее оптимизировать наши формулы, что мы и сделали.
За последние 2 года мы запустили 4 большие геймификационные платформы: 3 из них назывались «Спасибомания» и одна — «Империя Спасибо». Буквально на днях наш последний проект «Спасибомания 3.0 Гипербросок» взял сразу 2 премии — премию Рунета в народном голосовании и отраслевую Retail Finance Awards в номинации «Клиентский опыт». До этого мы 2 года подряд забирали премию Рунета в номинации «Игра года». Все проекты показали отличный результат. Количество участников этих кампаний превысило 5 млн человек. Мы открыли для себя множество инсайтов и бизнес-моделей с точки зрения работы с нашими партнерами.
— Какие результаты дали вам геймификационные проекты? В чем их выгода для участников, партнеров и банка?
— Это инструмент, чтобы вовлечь нового клиента. Выгода для партнеров заключается в том, что благодаря геймификации он получает клиента за счет вовлеченности и осознанности. Геймификация позволяет достичь роста конверсии в розничных продажах более чем в 2,5 раза по сравнению с классическими механиками. У диджитал-партнеров конверсия растет еще сильнее и в некоторых случаях может показывать 10-кратный рост.
Для участника это возможность накопить больше бонусов, при этом он зарабатывает их просто играя. В геймификации можно выиграть категорию повышенного начисления и в течение 2 месяцев получать в 2 раза больше бонусов. В каждом проекте мы даем возможность выиграть 1 млн бонусов. С момента запуска уже 30 человек стали бонусными миллионерами. Это солидная сумма, с учетом того что 1 бонус равен 1 руб.
Если говорить о банке, то мы через это раскачиваем поведение клиента с точки зрения частоты пользования банковской картой. По результатам наших геймификаций, клиенты увеличили активность использования карт в среднем на 15 %.
— Как планируете развивать программу дальше? Что еще можно сделать?
— Из глобальных планов — мы продолжаем развивать наши маркетплейсы («Путешествия», «Впечатления» и «Онлайн-маркет»), постоянно совершенствуем процессы взаимодействия с клиентами. В прошлом году запустили конвертеры бонусов. Теперь можно конвертировать наши бонусы в мили «Аэрофлот» и РЖД. Запустили возможность списания денег на благотворительность, сейчас в разгаре наша традиционная новогодняя акция «Спасибо! Подарков хватит на всех» с крупными партнерами, а буквально на днях запустили еще одну, со «Столото», — теперь бонусы можно обменять на лотерейный билет и выиграть крупные призы. Мы продолжаем генерировать выгодные бонусные предложения вместе с партнерами и самостоятельно.
Совсем скоро мы запустим новое приложение и новый сайт, который объединит все наши порталы, там другой дизайн, всё будет построено на персонализации. Однозначно продолжим развивать геймификацию. Мы видим экономический эффект, а также рост вовлеченности клиентов, и нашим партнерам это очень нравится. Для этого мы даже создаем собственную платформу, чтобы запускаться быстрее и чаще.
— Какие советы можете дать компаниям, которые планируют запустить программу лояльности у себя? В каких случаях этого делать точно не нужно?
— Это касается не только программ лояльности, но и любого бизнеса: начинать нужно тогда, когда вы четко понимаете, зачем вам это нужно и какую финансовую эффективность оно принесет. Также крайне важным является хорошая команда и вера в успех.
— В чем ключевой фактор успешности таких программ?
— Модификаций программ лояльности много, но суть у них одна. Нужно сделать так, чтобы все стороны были в выигрыше, иначе программа лояльности не сработает. Учитывая, что у нас коалиционная программа, необходимо сделать так, чтобы партнерам было это выгодно, банк, как ключевой заказчик, был бы заинтересован инвестировать в лояльность, а клиенты — пользоваться именно нашим продуктом.
Для нас это еще и бизнес, на котором мы должны зарабатывать, а не просто покрывать расходы на поддержку и развитие. Главное — найти подход, который позволил бы удовлетворять все стороны. Нужна хорошая база и максимальные знания о клиенте. Без этого построить эффективную программу лояльности практически невозможно.