Разобраться • 10 марта 2021
Вопрос выживания: как составить антикризисный план, который сохранит бизнес на плаву
Вопрос выживания: как составить антикризисный план, который сохранит бизнес на плаву
Текст: Дмитрий Левин
Фото: Steve Russell/Getty Images
Ещё совсем недавно главной проблемой российского бизнеса, как и во всём мире, был коронавирус. Но 24 февраля стало понятно, что россиян впереди ждут новые, возможно, даже более тяжёлые испытания. Не торопитесь пить за упокой, а наметьте антикризисный план действий. Inc. Russia подготовил небольшую шпаргалку, которая расскажет, как нужно действовать.
В чрезвычайной ситуации некоторые предпочитают импровизировать, однако теоретически у любой компании должен быть запасной план. Цель антикризисного планирования — если не избежать, то хотя бы минимизировать ущерб, возникающий на фоне резкого падения спроса. В зависимости от ситуации такой план может включать различные более или менее жёсткие меры, направленные на восстановление стабильности бизнеса.
Шаг 1
Оцените ситуацию
Россия на неопределённый срок (вероятно, надолго) оказывается в международной изоляции. Уже в ближайшее время большинство предпринимателей столкнутся с тем, что продажи упадут, а затраты вырастут из-за разрушения привычных цепочек логистики.
Первое, что необходимо сделать, — это понять, как именно кризис отразится на компании. Если вы не готовились к чрезвычайной ситуации или ощущаете недостаток в экспертизе, используйте что-то универсальное, например SWOT-анализ, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
На этом же этапе рассчитайте, как долго с учётом всех неблагоприятных обстоятельств бизнес просуществует в прежнем режиме. Оцените, сколько вы проработаете за счёт неотмененных проектов и финансовой подушки.
Шаг 2
Выберите стратегию
Задайте себе вопросы. Сколько времени потребуется для разрешения кризиса? Располагаете ли вы необходимыми ресурсами и инструментами? По результатам оценки можно определить наиболее выигрышную стратегию.
Продумайте самый пессимистичный сценарий — все решения, которые вы примете в дальнейшем, могут опираться на заложенные в нём показатели.
Шаг 3
Привлекайте и/или экономьте деньги
Теперь, когда у вас на руках есть пессимистичный сценарий, пришло время задуматься о том, как оптимизировать расходы компании. Опциональные расходы следует исключить целиком, а необходимые — максимально сократить.
Маркетплейс выступает только витриной для покупки товаров и проведения оплат, а продавец полностью отвечает за хранение, обработку, упаковку и доставку заказа до покупателя. Иногда это схема — одна из многих (как у Amazon), иногда — по умолчанию (Etsy). Самые выгодные цены на международную доставку из России — у «Почты России». Но этот вариант подходит, только если клиент согласен ждать. В противном случае можно столкнуться со шквалом плохих отзывов и отказов от покупок.
Шаг 4
Сформируйте штаб
Когда вы наметили план, пришло время сформировать антикризисный штаб. Ваша команда должна состоять из наиболее опытных менеджеров. Честно и открыто расскажите тем, кто войдёт в штаб, что потребуется для сохранения компании. Так они смогут обеспечить вас необходимой информацией и помочь сформировать антикризисный план.
Шаг 5
Периодически возвращайтесь к планированию
Ситуация меняется каждый день. Не будьте так уверены, что всё предусмотрели — это невозможно. Попробуйте заложить в план наиболее вероятное развитие событий, но не пытайтесь в точности предугадать, что будет завтра. Старайтесь выстраивать процессы таким образом, чтобы минимизировать негативный эффект кризиса.