Разобраться • 13 апреля 202

Что делать, если приложение вашего бизнеса

удалили из App Store и Google Play

Что делать, если приложение вашего бизнеса удалили из App Store и Google Play

Текст: Константин Колотов

Фото: Shannon Fagan / Getty Images


Ежедневно из магазинов мобильных приложений исчезают все больше программ отечественного бизнеса. За месяц из App Store пропали почти 7 тыс. приложений, среди них продукты ВТБ, «Промсвязьбанка» и других крупных компаний. 12 апреля стало известно, что мобильное приложение «СберБанк Онлайн» также недоступно для скачивания. Об этом сообщил сам банк на сайте.

Сторы не предупреждают об удалении, поэтому бизнесу нужно заранее предусмотреть возможные риски. Константин Колотов, директор FinTech-направления группы компаний red_mad_robot, рассказывает на примере банков, как сохранять связь с пользователями.

Решения для iOS

Для банков, чьи iOS-приложения попали в санкционный лист, глобально есть два вида решений: адаптировать веб-сайт под экран смартфона или попытаться сохранить приложение в App Store неочевидными путями.

Адаптивная верстка — трансформация веб-порталов под мобильные приложения. Это самое простое решение: оно не требует больших вложений и временных затрат на разработку. Для этого сценария не нужно создавать новый дизайн, достаточно поменять размеры и расположение отдельных элементов на веб-странице. Многие банки рассматривали это решение из-за его доступности, а ВТБ уже реализовал.

Progressive Web Apps (PWA) — инструмент, с помощью которого можно трансформировать веб-сайт в мобильное приложение. Так сохраняются все привычные для пользователя паттерны: большие поля для заполнения форм, удобная навигация и другие.

Важно понимать, что Progressive Web Apps — это дополнительная статья расходов. Глобально стоимость зависит от того, разрабатывается ли PWA с нуля или на основе готовых макетов. Кроме того, трансформация веб-сайта — длительный процесс, который может растянуться до полугода. Именно поэтому такое решение подойдет тем, кто готов подождать и выделить дополнительные бюджеты. Смысл в этом есть, если на выходе бизнес хочет обеспечить пользователям бесшовный переход от одной механики работы приложения к другой.

Попытаться сохранить приложение в App Store возможно несколькими способами.

  • Можно загрузить новое приложение с текущего аккаунта App Store, но тут есть нюансы. В этом случае важно его «обезличить», то есть убрать все, что связано с айдентикой бренда, — иначе его могут повторно удалить.

Есть прецеденты, когда банк создает не привычное всем банковское приложение, а приложение-помощник с ограниченным функционалом. Это своего рода маскировка, чтобы пройти модерацию в App Store. Но чтобы рассказать о таком приложении, компании приходится использовать email, СМС-рассылки, которым доверяет далеко не каждый. В этом способе есть большой риск и нет никаких гарантий остаться незамеченным. К примеру, обезличенные приложения некоторых крупных банков все равно были удалены.

  • Еще один способ — использовать аккаунт поглощенной компании. Крупный банк, к примеру, поглотил другой банк, у которого остался аккаунт в App Store. Если банк попадет под санкции, он сможет загрузить приложение с аккаунта поглощенного. Принцип с обезличиванием сохраняется и здесь, однако это не единственная трудность. Загрузить приложение с другого аккаунта технически сложнее, чем со своего, — компании предстоит «отзеркалить» (скопировать и воссоздать) весь back-end изначального приложения, а это месяцы разработки.
  • Завести аккаунт в App Store нового юридического лица. Этот вариант требует больше всего времени — около месяца, потому что нужно не просто обезличить приложение, но и пройти проверки в сторе «с нуля».

Проверка проходит в два этапа: автоматически, с помощью кода, и вручную, человеком. Первый этап, как правило, сложнее: если удалось пройти его, проблем со вторым не должно быть.

Решения для Android

Решения для Android значительно проще iOS из-за отсутствия жестких правил модерации.

  • Создать приложение в AppGallery. Это отдельный магазин и полное «зеркало» Google Play. Изначально AppGallery создавался специально для Huawei, который в 2021 году попал под санкции США. Через AppGallery любой владелец Android сможет скачать или обновить нужное приложение.
  • Есть и другие альтернативные сторы — к примеру, Microsoft Store, Amazon AppStore. Также в марте этого года Минцифры сообщило о запуске отечественного магазина приложений NashStore. Платформу планируют запустить 9 мая. Клиенты смогут установить такие сторы прямо из веб-браузера и пользоваться ими в привычном формате.
  • Использовать Android Package (APK). Это готовый файл с приложением, который можно скачать прямо из браузера. Основной минус APK — риск заразиться вредоносными файлами. Сейчас большинство приложений в APK-формате для хранения аудио- и видеозаписей используют OBB-файлы (Opaque Binary Blob). Они, как правило, располагаются на сторонних серверах и никак не проверяются. Мошенники могут создать копию APK, которая будет «притворяться» официальным приложением. С ее помощью они смогут украсть данные.

Сроки и стоимость разработки приложения для Android могут быть выше, чем для iOS, поскольку программу необходимо будет протестировать на смартфонах разных производителей (Samsung, Xiaomi, Huawei, Sony и др.).

В банковской среде чувствуется сплочение — формируются группы поддержки среди тех, кто уже попал в санкционные списки, и тех, кто только опасается этого. Из-за нестабильной ситуации компаниям стоит рассмотреть несколько сценариев для сохранения связи с пользователями. Если говорить о поддержке извне — основным драйвером развития IT в России должно стать государство. Это предполагает финансирование в программы по разработке программного обеспечения, которое откроет компаниям доступ к технологиям и поможет решить проблему с удалением приложений.