ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 19 декабря 2019

Артем Кумпель, «Авито Работа»: массовые профессии не исчезнут, они станут другими

Текст

Анна Ким

Фото

Арсений Несходимов для inc.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 19 декабря 2019

Артем Кумпель, «Авито Работа»: массовые профессии не исчезнут, они станут другими

Текст

Анна Ким

Фото

Арсений Несходимов для inc.

Раздел «Работа» на сайте «Авито» появился в 2013 году. За время своего существования он успел стать одним из основных сервисов для поиска линейного персонала по всей России, объединяя компании с потенциальными работниками каждый день. Inc. поговорил с управляющим директором «Авито Работа» Артемом Кумпелем о том, как изменился рынок труда за последние несколько лет, есть ли будущее у четырехдневной рабочей недели и какие вакансии ищут современные «синие воротнички».

О массовых профессиях

Мы специализируемся на массовых профессиях. Массовые специальности — это, например, кассиры, водители, курьеры, операторы, бухгалтеры и секретари. Половина трудоспособного населения страны — 36 млн россиян — работают в этих сферах. Для них существует огромное количество вакансий и работодателей, как в малом бизнесе, так и в больших компаниях.

На массовые позиции приходят люди, которые хотят заработать здесь и сейчас. Чаще всего это работа руками, достаточно трудоемкая, поэтому в этой сфере большая текучка: кто-то устает, выгорает, уходит и находит что-то интереснее. Один из самых заметных трендов на рынке массовых позиций — спрос на работу с ежедневными выплатами. За последний год число таких запросов в нашем сервисе увеличилось на 23%.


Сегодня в разделе «Авито Работа» 830 тыс. самых разных работодателей ежегодно размещают свои вакансии и можно найти почти 2 млн резюме.

Большинство соискателей на «Авито» хотят найти работу очень быстро. Средний срок поиска — неделя, потому что искать дольше у людей возможности нет — нужно содержать семью. Здесь мы решаем основную потребность соискателей — помогаем быстро найти работу, предоставляя прямые контакты работодателя. Соискатели звонят им первые или пишут в чат. «Белые воротнички», наоборот, чаще ждут инициативы от компаний.

Все процессы поиска работы переходят в мобильный телефон. Соискатели на «Авито» всё чаще ищут работу через смартфон, потому что у большинства из них нет персонального компьютера. Больше половины нашей аудитории приходит к нам через мобильное приложение.

В каждом регионе популярны разные сферы работы. В Москве — продажи, транспорт, домашний персонал и туризм. Другая картина, например, в Казани — наиболее востребованные там сферы сейчас — строительство и производство.

О причинах увольнения и мотивации

Мужчины при поиске работы чаще смотрят на заработок и стабильность выплат, женщины — на удаленность от дома. Чаще всего это связано с наличием семьи и детей.

Основная причина увольнения в массовых профессиях, как и мотивация, — это деньги. В массовом сегменте люди готовы сменить работу при минимальной прибавке к зарплате. Например, если кассиру предложить заработок выше на 1 тыс. руб., он, скорее всего, уйдет со своего места работы туда, где эту тысячу предложат. Для «белого воротничка» это будет странно.

Из нематериального — людям важен гибкий график. С таким графиком можно найти дополнительную подработку и еще немного заработать. В больших городах смотрят на удаленность от дома, иначе траты на транспорт могут сильно ударить по карману. В петербургском филиале «Почты России» мне рассказывали, что каждый второй кандидат хочет работать рядом с домом: если пожелание удовлетворяется, человек сразу принимает предложение.

Мы анализируем огромное количество данных, чтобы почувствовать проблемы соискателей и лучше понять их паттерны поведения. Оказалось, что с людьми не принято разговаривать перед увольнением. Работодатель не выясняет причину и не старается как-то удержать человека. О чем это говорит? В таких компаниях работника не особо ценят. Это неправильно, потому что таким отношением порой искусственно стимулируется текучка кадров в компании.

Об изменениях на рынке труда

Несколько лет назад все говорили про цифровизацию, математический склад ума, hard-skills и программирование. У людей было ощущение, что за этим будущее, но сейчас ситуация изменилась. Оказалось, что обучить цифровым навыкам намного проще, чем научить людей открыто разговаривать друг с другом.

Любой бизнес — это коммуникация, поэтому на первый план выходят soft-скиллы. Недавно IBM опубликовал исследование о роли личных и профессиональных качеств в карьере. Выяснилось, что любому современному работнику нужно быть максимально гибким и владеть навыками коммуникации, чтобы решать задачи бизнеса и работать в команде. Без soft skills сейчас никуда.

Нужно понимать, в какой экономике и стране мы живем. Сегодня количество автоматических складов в России можно пересчитать по пальцам, не каждый бизнес может себе позволить такие технологии. При этом работники массовых позиций боятся, что их скоро уволят. Похожие страхи были во время первой промышленной революции — с появлением станков всем казалось, что скоро всех заменят машинами, но этого не произошло. То же самое будет и сейчас.

Массовые профессии не исчезнут, они изменятся. Раньше курьерами работали бабушки и дедушки, которые развозили документы на подпись, сейчас это «зеленые» или «желтые» человечки со смартфонами. Сама же работа никуда не делась. Более архаичный пример: когда Форд изобрел конвейер, рабочие места на его заводах не исчезли. Они не заменили людей, а изменили профессии.

Бизнес начал считать убытки. Раньше мало кто задумывался, как много кандидатов теряется в процессе подбора. Позиции массовые, откликов много, вакансии как бы закрываются. Но мы видим, что в среднем работодатель может терять до 30% контактов — забыл ответить, неудобно говорить, — это всё можно пересчитать в количество потерянных денег.

Бизнес также задумался об оптимизации. Отсюда появился тренд на привлечение временных сотрудников в пиковые нагрузки — то, что мы называем sharing economy на рынке труда. Например, по вакансиям мы видим, как в преддверии новогодних праздников возрастает потребность в курьерах, упаковщиках и сотрудниках отделов продаж. Выгоднее нанять внешние ресурсы на некоторый срок, чем брать человека в штат.

О современных технологиях

Рутинные задачи постепенно отойдут на второй план. Это связано не столько с распространением искусственного интеллекта, сколько с нашей ленью. Человеку хочется покреативить, а не делать одно и то же много раз. Есть профессии, связанные с монотонными действиями, и именно их в будущем будет меньше — операции, которые постоянно повторяются, легко автоматизировать, задав определенный алгоритм. Раньше тысячи людей фасовали салаты в контейнеры для последующей продажи, сейчас этих людей уже заменили автоматизированные системы.

Искусственный интеллект и роботизация создают новые рабочие места. Я не верю в массовые увольнения и нашествие роботов. Самолеты большую часть времени летают на автопилоте, но пилоты всегда присутствуют на борту, а на земле диспетчеры отслеживают каждую секунду полета.

При найме искусственный интеллект больше касается желания, чем реальности. В полноценном виде он пока не существует. Есть большое количество рутинных операций, которые можно автоматизировать, — уже существуют успешные кейсы по первичному отбору и автоматизированному прозвону соискателей. Но это не искусственный интеллект в том виде, о котором обычно любят говорить. Для него нужны данные, а это щепетильный вопрос.

О поколениях на рынке труда

Возраст в массовых профессиях очень важен. Не все вакансии подойдут людям старшего возраста, потому что где-то важно быть физически крепким — таскать мешки, разгружать склады, менять тяжелые колеса. С другой стороны, есть куча профессий, где нужен опыт и экспертиза, поэтому молодой работник, который только выходит на рынок труда, с ними просто не справится. Существуют естественные факторы ограничения, это нормально.

В России молодежь может работать где угодно: в баре, ресторане, барбершопе. Обратите внимание, что официанты России и Европы абсолютно разного возраста. У нас вряд ли можно увидеть официантов в возрасте 50—60 лет, но за границей это привычная ситуация.

У молодежи смывается стереотип престижной профессии. Для них важно заработать деньги и оставаться свободными, а именно массовые позиции с гибким графиком это позволяют. Этот тренд мы наблюдаем и среди предложений компаний — у нас на площадке только 51% от всех вакансий предлагают занятость на полный день, остальные — удаленную работу, вахтовый метод, свободный или сменный график. Нынешнее молодое поколение может искренне любить профессии автомеханика или бармена. Они идут в такие специальности, потому что им это интересно, а не потому, что у них нет других вариантов.

Молодое поколение, которое сейчас выходит на рынок труда, выросло на гаджетах. Им не нужно учиться работать на компьютере, они уже погружены в диджитал и всё умеют. Старшему поколению в возрасте от 45 лет с этим сложнее. При этом молодежь плохо расставляет приоритеты. Им также не хватает навыков в командной работе и умения быть гибкими.

О том, как мотивировать поколение Z

Сейчас молодому поколению легко сменить работу. Они не будут сидеть по 10 лет из-за стажа, престижа или чего-то еще. Им важно заработать деньги и уйти. Для людей от 45 лет это стресс, прежде чем поменять работу, они несколько раз подумают. Старшее поколение привыкло, что стаж за них говорит всё. Это больше не работает — теперь каждый раз нужно доказывать, что ты можешь.

Поколения Z и Y привыкли к фрилансу и временной занятости. Если посмотреть на статистику, именно молодежь чаще всего ищет подработку и гибкий график, но это не значит, что они не могут работать на постоянной основе. Молодежь комфортно пользуется девайсами и может работать из любой точки мира, им не обязательно для этого находиться в офисе. Еще у них другое понятие субординации: что думают — то и выскажут. Я не считаю, что это плохо, это просто особенность поколения.

Молодому поколению важна тусовка, в которой они находятся, их нужно слышать и понимать. Они ценят культуру внутри компании, возможности для развития и обучения — всё это хорошо их мотивирует. Они не пойдут работать туда, где все «на бумажках», им нужно давать возможность использовать новые технологии в работе и так влиять на бизнес.

Я знаю владельцев барной сети, которые превратили внутреннюю культуру в главный фактор привлечения и удержания сотрудников. В компании действует система грейдов и перейти с одного уровня на следующий — это круто. Все в их городе знают, что они отправляют своих барменов на профессиональные конкурсы и оплачивают эти поездки, но для этого барменам нужно показать свой уровень мастерства, постоянно развиваться. В конечном итоге, бизнес получает довольного клиента, который с радостью возвращается в это место снова и снова.

О четырехдневной рабочей неделе

Я не верю в четырехдневную рабочую неделю, особенно на массовых позициях. Такие работники — это основа бизнеса. Когда нас всех заменят роботами, а товары будут автоматически доставляться дронами, тогда да, 4 рабочих дня — ок. Но если, например, большой e-commerce-сервис начинает работать 4 дня в неделю, что будет с курьерами? Либо компании нужно найти еще несколько тыс. работников и увеличить расходы на зарплату, либо уменьшать объемы продаж — и тогда бизнес просто встанет.

Большинство бизнесов работают круглосуточно. Магазины не закрываются ночью — в это время там работает доставка, чтобы к утру все товары были на полках магазинов. Важно понимать, что в массовых профессиях зачастую почасовая или ежедневная оплата. В случае реализации четырехдневной рабочей недели работники начнут получать в среднем на 20% меньше, но отдыхать 3 дня при условии, что эти люди ищут любую возможность заработать в свободное время. Кроме революции мы ничего здесь не получим.

О будущем

Сейчас «Авито Работа» на первых ступенях воронки найма. В перспективе мы придём к тому, что будем улучшать и упрощать все этапы прохождения этой воронки.

За счет распространения машинного обучения поменяется сам формат поиска работы. Сейчас человек заходит к нам на сайт и начинает искать подходящие вакансии, в будущем же мы сами будем подбирать под него варианты. Таким образом, человек получит лучшие предложения исходя из своих потребностей, а компании — максимально качественный персонал.

Мы в «Авито» видим, что сегодня люди уже привыкли пользоваться одним приложением для самых разных задач. Наша глобальная цель — выстроить комфортную экосистему, чтобы любой пользователь смог удовлетворить все свои потребности с помощью наших продуктов.

Совокупность разных категорий на одной площадке — наша сила. Каждый месяц на «Авито» приходит 47 млн человек — около трети населения России, и мы можем закрыть практически все жизненные потребности человека. Если ты соискатель, то на «Авито» ты сможешь найти и работу, и подходящий шкаф для дома. Если работодатель, то найдешь сотрудника и заодно присмотришь новый офис для аренды.