Аудит для стартапа: зачем, когда, сколько стоит

Аудит для стартапа: зачем, когда, сколько стоит
Фото: Andrew Harrer/Getty Images

Аудит не так страшен, как его малюют: для начинающих предпринимателей он предстает контрольно-ревизионным мероприятием, цель которого — найти и наказать, что не имеет ничего общего с реальностью. Напротив, аудит поможет точно узнать, нужен ли продукт рынку, какую сумму инвестиций необходимо привлечь и куда именно их направить, достаточно ли у команды компетенций и насколько качественно проработана бизнес-модель. Аудитор выявит слабые стороны проекта и даст рекомендации, которые укажут стартапу правильное направление и уберегут от ошибок. В среднем процесс занимает неделю (за это время аудитор проанализирует бизнес-план и другие документы, а также понаблюдает за работой команды), а стоит услуга примерно 75 тысяч рублей. Пройти аудит можно и через акселератор. И вот почему важно начать как можно скорее.


Когда стартапам предлагают пройти аудит, обычно следует реакция: «Аудит? У нас же все маленькое и такое прозрачное! Зачем он нужен? Мы сами знаем, как у нас обстоят дела». В том-то и дело, что не знаете, — потому что предвзяты. Аудит проводится максимально честно: цифры, факты и скептицизм, основанный на голой статистике.

Компания CBI Insights проанализировали 101 отчет о причинах провала стартапов. Вот почему они не полетели:

1.

42% стартапов – не нужны рынку

2.

29% стартапов – кончаются деньги

3.

23% стартапов – плохая команда

4.

19% стартапов – вытесняются с рынка

5.

18% стартапов – проблемы с ценообразованием

6.

17% стартапов – плохая бизнес-модель

7.

14% стартапов – не изучили клиента

Каждый из этих стартапов, возможно, тоже все про себя понимал.

Аудит полезен в том числе на ранней стадии развития компании. Еще на этапе pre-seed опытный аудитор поймет, есть ли у стартапа будущее, если он сохранит текущий вектор развития, и что необходимо скорректировать, чтобы проект стал успешным. В результате стартап сможет сэкономить время, избежав ошибок.


Сколько стоит аудит?


Стандартного прайса, которого бы придерживался весь рынок, не существует. Цена услуги складывается из многих факторов. Однако можно сказать, что, в зависимости от стадии стартапа, стоимость аудита начинается от 75 тыс. рублей за недельную работу.

Что будут оценивать аудиторы?

  • Решает ли продукт существующую проблему? Какие конкретно потребности у целевого потребителя?
  • Размер рынка.
  • Размер необходимых инвестиций до выхода на точку безубыточности.
  • Комбинация навыков команды.
  • Корректность бизнес-модели.
  • Способ монетизации.
  • Юридические риски стартапа.
  • Оптимальную точку выхода на рынок.
  • Адаптивность продукта — как быстро он может меняться под воздействием внешней среды.

Есть много компаний, которые предоставляют услуги по аудиту эффективности, начиная от небольших бизнесов в регионах до консалтинговых компаний «большой четверки» (PwC, Deloitte, KMPG, EY). Все они — компании-консультанты. Лучше выбирать не бренд, а людей и их опыт. Желательно, чтобы у человека, который делает аудит вашего стартапа, был уже не один такой проект. Стоит проводить аудит через акселератор — ведь в нем сосредоточены люди, отсмотревшие большое количество стартапов и понимающие их «болезни». Кроме того, у акселератора есть серьезные менторы с реальным опытом, которые всегда подскажут во время аудита, в какую сторону стоит копать, куда углубить процедуры внутреннего аудита и где лежит наибольший потенциал для развития.


Стадия для аудита


Вначале можно делать усеченную версию аудита — отдельные процедуры, которые позволят понять, что улучшить на ранних этапах. Полноценный аудит лучше всего делать перед первыми более-менее серьезными инвестициями.

Один из классических примеров вовремя проведенного аудита — опыт стартапа, продукт которого помогал распознавать данные с типовых документов в автоматическом режиме. Продукт уже нашел своего потребителя: банки, МФО, крупные корпорации с большим документооборотом, hr-агентства, — многие хотели сократить время на «тупое» переписывание текста из документа в учетные и биллинговые системы компаний. Продукт стартапа с этой задачей успешно справлялся и неплохо масштабировался. Для разработки и тестирования новых шаблонов требовался очередной раунд инвестиций. Модель готова, спрос есть, бизнес-план нарисован — вроде все ингредиенты есть, пора бы выходить на потенциальных инвесторов. Идея проста и понятна… и это волновало создатели стартапа. Может, есть еще где-то потенциал? Можно ли еще что-то делать, кроме единоразовой продажи ПО? Основатели решили пригласить аудитора для оценки бизнес-модели.

Одной недели хватило, чтобы повернуть модель и продукт в новое русло.

Аудитор понял:

1.

Программа не дает 100% точности результата: каким бы четким не был текст, все равно выше 90% поднять его сложно. Компаниям, купившим продукт, нужно в любом случае содержать сотрудника для проверки распознанных данных или идти на компромисс с точностью данных. Многие хотели всегда иметь 100% качество данных и при этом не заниматься проверкой за машиной.

2.

Чтобы улучшать качество распознавания, нужно постоянно дообучать продукт и делать это на больших объемах. Но далеко не все компании после покупки ПО хотели делиться распознанными данными.

3.

На разработку дополнительных шаблонов распознавания уходило довольно много времени, и старт продукта для новой компании затягивался, а деньги на разработку требовались уже сейчас.

Аудитор предложил

Добавить услугу по переносу данных из документов в систему. ПО распознает все, что может распознать, а затем сотрудники стартапа — через систему алгоритмов — проверяют и добивают нераспознанные данные с документа и только потом передают это клиенту. Что это дает:

1.

Удовлетворен спрос компаний на 100% качества и отсутствие собственной проверки за машиной. Таких, оказывается, большинство, и они были готовы платить больше.

2.

Стартап получает доступ к огромному потоку информации о качестве распознавания, об ошибках, об исправлениях, сделанных человеком, и может гораздо быстрее дообучать свою систему распознавания. Снижаются косты на обработку документов и вовлечение своих сотрудников.

3.

Больше не нужно тратить много времени на разработку шаблона, можно начинать работать по сырому шаблону — для клиента все равно будет 100% качества, а для стартапа — быстрый старт — получение мгновенного денежного потока для обеспечения операционной деятельности и для доработки шаблонов распознавания.

Новая модель сократила сроки окупаемости проекта и объемы вложений, требуемых для полномасштабного запуска, и заиграла совсем другими красками перед потенциальными инвесторами. Это повлияло на стоимость стартапа и потенциал для роста и развития продукта.


Уберите мишуру


Классический аудит делается по заранее подготовленной программе. Будет скучно, грубо, больно для стартапера, но максимально полезно.

В штаб команды стартапа приходит 2 аудитора — таких же молодых и задорных, как и сами предприниматели. Ребята проводят с командой 2 дня, наблюдая за рабочим процессом и задавая вопросы (которые могут показаться глупыми и смешными, но стоит немного потерпеть). Потом они, скорее всего, попросят показать определенные бумаги — прежде всего бизнес-план — и уйдут на несколько дней изучать собранную информацию.

К аудиту не нужно готовиться. Нет смысла рисовать «потемкинские деревни» — задача аудитора вместе с вами вскрыть проблемные места и понять, как их можно устранить.

Чтобы аудит прошел максимально безболезненно, нужно предоставить аудитору как можно больше информации: заранее подготовьте бизнес-план, финансовую модель и прочие базовые вещи. Всю «мишуру» — презентации и графики, отзывы, собранные у родственников, и красиво упакованные отчеты о прибылях и убытках — оставьте на потом (пригодятся для корпоративного блога).

Самое интересное начинается во время обсуждения результатов — тут может быть больно и совсем грустно. Главное, не пытайтесьспорить или отрицать очевидное, а с мужеством примите реальное положение вещей, поданное совершенно непредвзято. Нормальный аудитор не просто скажет о недостатках, но укажет путь для исправления ситуации и поделится своими идеями.