Аудит не так страшен, как его малюют: для начинающих предпринимателей он предстает контрольно-ревизионным мероприятием, цель которого — найти и наказать, что не имеет ничего общего с реальностью. Напротив, аудит поможет точно узнать, нужен ли продукт рынку, какую сумму инвестиций необходимо привлечь и куда именно их направить, достаточно ли у команды компетенций и насколько качественно проработана бизнес-модель. Аудитор выявит слабые стороны проекта и даст рекомендации, которые укажут стартапу правильное направление и уберегут от ошибок. В среднем процесс занимает неделю (за это время аудитор проанализирует бизнес-план и другие документы, а также понаблюдает за работой команды), а стоит услуга примерно 75 тысяч рублей. Пройти аудит можно и через акселератор. И вот почему важно начать как можно скорее.
Когда стартапам предлагают пройти аудит, обычно следует реакция: «Аудит? У нас же все маленькое и такое прозрачное! Зачем он нужен? Мы сами знаем, как у нас обстоят дела». В том-то и дело, что не знаете, — потому что предвзяты. Аудит проводится максимально честно: цифры, факты и скептицизм, основанный на голой статистике.
Компания CBI Insights проанализировали 101 отчет о причинах провала стартапов. Вот почему они не полетели:
1.
42% стартапов – не нужны рынку
2.
29% стартапов – кончаются деньги
3.
23% стартапов – плохая команда
4.
19% стартапов – вытесняются с рынка
5.
18% стартапов – проблемы с ценообразованием
6.
17% стартапов – плохая бизнес-модель
7.
14% стартапов – не изучили клиента
Каждый из этих стартапов, возможно, тоже все про себя понимал.
Аудит полезен в том числе на ранней стадии развития компании. Еще на этапе pre-seed опытный аудитор поймет, есть ли у стартапа будущее, если он сохранит текущий вектор развития, и что необходимо скорректировать, чтобы проект стал успешным. В результате стартап сможет сэкономить время, избежав ошибок.
Сколько стоит аудит?
Стандартного прайса, которого бы придерживался весь рынок, не существует. Цена услуги складывается из многих факторов. Однако можно сказать, что, в зависимости от стадии стартапа, стоимость аудита начинается от 75 тыс. рублей за недельную работу.
Что будут оценивать аудиторы?
Есть много компаний, которые предоставляют услуги по аудиту эффективности, начиная от небольших бизнесов в регионах до консалтинговых компаний «большой четверки» (PwC, Deloitte, KMPG, EY). Все они — компании-консультанты. Лучше выбирать не бренд, а людей и их опыт. Желательно, чтобы у человека, который делает аудит вашего стартапа, был уже не один такой проект. Стоит проводить аудит через акселератор — ведь в нем сосредоточены люди, отсмотревшие большое количество стартапов и понимающие их «болезни». Кроме того, у акселератора есть серьезные менторы с реальным опытом, которые всегда подскажут во время аудита, в какую сторону стоит копать, куда углубить процедуры внутреннего аудита и где лежит наибольший потенциал для развития.
Стадия для аудита
Вначале можно делать усеченную версию аудита — отдельные процедуры, которые позволят понять, что улучшить на ранних этапах. Полноценный аудит лучше всего делать перед первыми более-менее серьезными инвестициями.
Один из классических примеров вовремя проведенного аудита — опыт стартапа, продукт которого помогал распознавать данные с типовых документов в автоматическом режиме. Продукт уже нашел своего потребителя: банки, МФО, крупные корпорации с большим документооборотом, hr-агентства, — многие хотели сократить время на «тупое» переписывание текста из документа в учетные и биллинговые системы компаний. Продукт стартапа с этой задачей успешно справлялся и неплохо масштабировался. Для разработки и тестирования новых шаблонов требовался очередной раунд инвестиций. Модель готова, спрос есть, бизнес-план нарисован — вроде все ингредиенты есть, пора бы выходить на потенциальных инвесторов. Идея проста и понятна… и это волновало создатели стартапа. Может, есть еще где-то потенциал? Можно ли еще что-то делать, кроме единоразовой продажи ПО? Основатели решили пригласить аудитора для оценки бизнес-модели.
Одной недели хватило, чтобы повернуть модель и продукт в новое русло.
Аудитор понял:
1.
Программа не дает 100% точности результата: каким бы четким не был текст, все равно выше 90% поднять его сложно. Компаниям, купившим продукт, нужно в любом случае содержать сотрудника для проверки распознанных данных или идти на компромисс с точностью данных. Многие хотели всегда иметь 100% качество данных и при этом не заниматься проверкой за машиной.
2.
Чтобы улучшать качество распознавания, нужно постоянно дообучать продукт и делать это на больших объемах. Но далеко не все компании после покупки ПО хотели делиться распознанными данными.
3.
На разработку дополнительных шаблонов распознавания уходило довольно много времени, и старт продукта для новой компании затягивался, а деньги на разработку требовались уже сейчас.
Аудитор предложил
Добавить услугу по переносу данных из документов в систему. ПО распознает все, что может распознать, а затем сотрудники стартапа — через систему алгоритмов — проверяют и добивают нераспознанные данные с документа и только потом передают это клиенту. Что это дает:
1.
Удовлетворен спрос компаний на 100% качества и отсутствие собственной проверки за машиной. Таких, оказывается, большинство, и они были готовы платить больше.
2.
Стартап получает доступ к огромному потоку информации о качестве распознавания, об ошибках, об исправлениях, сделанных человеком, и может гораздо быстрее дообучать свою систему распознавания. Снижаются косты на обработку документов и вовлечение своих сотрудников.
3.
Больше не нужно тратить много времени на разработку шаблона, можно начинать работать по сырому шаблону — для клиента все равно будет 100% качества, а для стартапа — быстрый старт — получение мгновенного денежного потока для обеспечения операционной деятельности и для доработки шаблонов распознавания.
Новая модель сократила сроки окупаемости проекта и объемы вложений, требуемых для полномасштабного запуска, и заиграла совсем другими красками перед потенциальными инвесторами. Это повлияло на стоимость стартапа и потенциал для роста и развития продукта.
Уберите мишуру
Классический аудит делается по заранее подготовленной программе. Будет скучно, грубо, больно для стартапера, но максимально полезно.
В штаб команды стартапа приходит 2 аудитора — таких же молодых и задорных, как и сами предприниматели. Ребята проводят с командой 2 дня, наблюдая за рабочим процессом и задавая вопросы (которые могут показаться глупыми и смешными, но стоит немного потерпеть). Потом они, скорее всего, попросят показать определенные бумаги — прежде всего бизнес-план — и уйдут на несколько дней изучать собранную информацию.
К аудиту не нужно готовиться. Нет смысла рисовать «потемкинские деревни» — задача аудитора вместе с вами вскрыть проблемные места и понять, как их можно устранить.
Чтобы аудит прошел максимально безболезненно, нужно предоставить аудитору как можно больше информации: заранее подготовьте бизнес-план, финансовую модель и прочие базовые вещи. Всю «мишуру» — презентации и графики, отзывы, собранные у родственников, и красиво упакованные отчеты о прибылях и убытках — оставьте на потом (пригодятся для корпоративного блога).
Самое интересное начинается во время обсуждения результатов — тут может быть больно и совсем грустно. Главное, не пытайтесьспорить или отрицать очевидное, а с мужеством примите реальное положение вещей, поданное совершенно непредвзято. Нормальный аудитор не просто скажет о недостатках, но укажет путь для исправления ситуации и поделится своими идеями.