Разобраться • 18 февраля 2025
Что известно о компании «Авито»: основатели, история, состояние
Что известно о компании «Авито»: основатели, история, состояние
Текст: Евгений Соркин
Бизнес-журналист, редактор «Инк.». Взял более 50 интервью у предпринимателей. Бывший автор портала «360. Подмосковье», где освещал региональную повестку. Был управляющим кофейней.
Фото: Сообщество «Авито» во «ВКонтакте»
История Avito началась в Швеции — у истоков компании стояли предприниматели Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. В 1999 году Нордландер создал аукцион Tradera, по принципу работы схожий с eBay. Проект быстро развивался, и в 2006 году бизнесмен продал Tradera eBay за €50 млн.
После продажи Tradera Йонас отправился в Россию по приглашению CEO инвестиционной компании DST Global Юрия Мильнера (DST), который предлагал ему возглавить проект Molotok.ru. Сотрудничество не сложилось, однако Нордландер заинтересовался российским рынком. Его не смущало, что интернетом пользовалось лишь около 40% населения; он видел в этом возможность для внедрения нового ресурса, который мог бы собрать аудиторию и закрепиться в нише по мере роста числа пользователей.
Так у Йонаса возникла идея создания доски объявлений, однако западные инвесторы посчитали проект провальным, не видя перспектив в развивающемся Рунете. На грани отчаяния Нордландер все же нашел инвестора — Филипа Энгельберта. Поверив в эту рискованную идею, Филип стал партнером, и в 2007 году был запущен сервис Avito.
История компании началась с активных инвестиций в рекламу и параллельного поиска финансирования. Первыми фондами, поверившими в проект, стали Kinnevik и Vostok Nafta, вложившие около $10 млн. Благодаря этому к декабрю 2009 года аудитория сервиса достигла 3,4 млн уникальных пользователей, что превосходило показатели конкурентов. Но узнаваемость бренда все еще отставала и понадобилась активная рекламная кампания.
В начале 2010 года реклама Avito со слоганом «Сколько стоит твой беспорядок?» появилась на таких популярных телеканалах, как ТНТ, СТС и «Первый», что обошлось компании около 116 млн руб. В результате узнаваемость сервиса значительно выросла. Осенью того же года последовал второй этап, включавший в себя не только телевидение, но и печатные издания, радио и наружную рекламу.
В том же 2010 году Avito обогнал газету объявлений «Из рук в руки» и стал лидером рынка с аудиторией около 6 млн человек при общей численности Рунета в 32,9 млн. Рекламная кампания увеличила посещаемость сервиса почти в 16 раз. Но компания пока оставалась убыточной: выручка за 2010 год составила около $1 млн, что было значительно меньше инвестиций.
В 2011 году PR-кампания продолжалась, затраты на нее увеличились вдвое, до 243 млн руб. Реклама продолжала привлекать новых пользователей, и выручка компании постепенно росла, но выйти в плюс пока не удавалось. Предприниматели решили продолжать увеличивать инвестиции, рассчитывая на соответствующую отдачу.
В 2012 году, когда затраты превысили 500 млн руб., компания привлекла нового инвестора — Accel Partners. Фонды не беспокоились об убытках Avito, понимая потенциал рынка бесплатных объявлений. Выручка Avito в тот год была в 30 раз больше, чем за два года до этого, — $30 млн.
В 2013 году инвестором Avito стала медиагруппа Naspers, имевшая опыт работы на рынке онлайн-объявлений с платформами Slando и OLX. Компания увидела в сервисе перспективный проект и решила сделать его лидером ниши. В итоге инвесторы приобрели 18% акций стартапа за $50 млн. Далее началась борьба с конкурентами: Naspers объединила компанию с площадками Slando и OLX, устраняя тем самым противников.
Собранная Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом аудитория состояла как из обычных пользователей, так и из представителей малого и среднего бизнеса. Последняя категория оказалась более прибыльной для сервиса. Впоследствии была внедрена система вертикальных категорий объявлений, разделенных по тематике, что помогло структурировать базу и повысить удобство пользования сервисом. «Авито» начала взимать плату за публикацию объявлений (ранее пользователи платили только за рекламу).
В 2015 году Avito приобрела логистический агрегатор CheckOut и создала собственный сервис доставки для компаний и частных лиц. Контекстная реклама приносила компании около трети дохода. Значительным расширением стало создание Domofond, выделенного проекта по недвижимости, которым Avito владеет совместно с Korbitec. Активное продвижение позволило Domofond занять третье место среди популярных российских сайтов недвижимости. Витрина на Avito стоит 35 тыс. руб. в год.
Через год Avito стала единственным владельцем Domofond, выкупив доли у прежнего партнера, компании Property24 (принадлежащей южноафриканской Naspers), и миноритарных акционеров. После сделки команду Domofond интегрировали в «Авито Недвижимость».
В 2018 году Avito запустила сервис доставки товаров более чем по 650 городам России, а летом на сервисе появилась возможность онлайн-бронирования квартир для посуточной аренды. В сентябре была внедрена система отзывов и рейтингов продавцов, а через месяц компания расширила сеть доставки до 3,6 тыс. пунктов выдачи.
Впоследствии Avito начала расширяться в смежные сферы бизнеса. В январе 2020 года приобрела контрольную долю в ИТ-компании MaxPoster, автоматизирущей продажу автомобилей с пробегом (полностью консолидирована в 2021 году), в декабре купила долю в сервисе GigAnt, планируя запуск совместного сервиса для поиска временных работников.
Однако в 2023 году компания вышла из GigAnt из-за разногласий с основателями.
В 2023 году Avito запустила тестовую доставку крупногабаритных товаров совместно с «Яндексом». Летом появился раздел «Авито Премиум» с проверенными на подлинность товарами премиальных брендов. В августе стала доступна оплата при получении для заказов через «Авито Доставку», совместно с «Почтой России».
Одним из основополагающих направлений деятельности «Авито» является торговля. На платформе можно найти объявления о продаже практически всех видов товаров: от техники и одежды до мебели и игрушек. Сервис позволяет как частным лицам, так и компаниям размещать объявления о продаже новых и подержанных товаров, что делает платформу универсальной для разных категорий пользователей.
В последние годы сегмент ресейла (перепродажи товаров с рук) значительно вырос — в 2023 году объем этого рынка достиг отметки в 200 млрд, что на 30% больше, чем годом ранее. Пользователи все чаще предпочитают покупать подержанные вещи через онлайн-платформы, что позволяет экономить деньги и дает товарам вторую жизнь. «Авито» в этой сфере не имеет конкурентов на российском рынке, занимая лидирующие позиции среди онлайн-ресейлеров.
В феврале 2023 года платформа «Авито Недвижимость» стала крупнейшей онлайн-площадкой для продажи и аренды недвижимости в России. Пользователи могут размещать объявления о квартирах, домах, коммерческих объектах и земельных участках. У покупателей и арендаторов есть возможность фильтровать запросы по различным критериям: цене, местоположению и типу недвижимости.
Сервис «Авито Авто» охватывает рынок как новых, так подержанных автомобилей. В поиске пользователи могут находить машины по марке, модели, году выпуска и другим параметрам. Продавцы могут размещать подробную информацию о техническом состоянии автомобилей, что делает его ценным ресурсом для покупателей и продавцов.
В разделе услуг на «Авито» — более 5 млн предложений от частных мастеров и профессиональных компаний в более чем 50 категориях: грузоперевозках, клининге, репетиторстве, ремонту квартир и бытовой техники, и т. д.
В 2023 году выручка основного юрлица «Авито», ООО «Кех Екоммерц», достигла отметки в 100,9 млрд руб., что на 56,7% больше, чем в 2022 году, Чистая прибыль составила 39,3 млрд руб. против 11,9 млрд руб. в предыдущем году.
В 2024 году акционеры «Кех Екоммерц» приняли решение о выплате дивидендов в размере 11,4 млрд руб. из чистой прибыли за девять месяцев 2023 года и ранее не распределенной прибыли. Для сравнения, дивиденды не выплачивались в 2022 и 2023 году, в 2021 году они составили 13,8 млрд руб., а в 2020 году — 9,3 млрд руб.
После начала геополитической нестабильности в 2022 году компания столкнулась с новыми вызовами. Весной южноафриканский холдинг Prosus (подразделение Naspers) объявил о выходе с российского рынка. В октябре 2022 года новым владельцем «Авито» стала Kismet Capital Group российского предпринимателя Ивана Таврина.
2007 — шведские предприниматели Йонас Нордландер и Филип Энгельберт запускают «Авито» в России, ориентируясь на модель американского Craigslist.
2008 — начинается активное привлечение инвестиций, компания получает финансирование от фонда Kinnevik.
2010 — запущены мобильные приложения для iOS и Android, что значительно увеличивает количество пользователей.
2013 — «Авито» получает крупнейший инвестиционный раунд в размере $50 млн от фонда Naspers, что укрепляет его позиции.
2014 — запускаются специализированные разделы: «Авито Авто», «Авито Недвижимость», «Авито Работа».
2015 — платформа официально становится крупнейшим сайтом объявлений в России, обгоняя конкурентов. Naspers увеличивает свою долю в компании.
2018 — запускается «Авито Доставка», что делает сервис более удобным для покупателей и продавцов.
2019 — впервые в истории компании месячная аудитория Avito превышает 50 млн пользователей. Naspers становится владельцем 99,6% акций компаний.
2020 — в условиях пандемии платформа фиксирует рекордный рост: количество сделок увеличивается на 40%.
2022 — «Авито» входит в топ-3 самых дорогих интернет-компаний России по версии Forbes. Южноафриканский холдинг Prosus (владелец «Авито») объявляет о выходе с российского рынка. В октябре новым владельцем становится Kismet Capital Group Ивана Таврина.
2023 — количество активных объявлений на платформе превышает 150 млн, а месячная аудитория достигает 60 млн человек.
Ожидается, что «Авито» будет развивать направления, связанные с электронной торговлей. Это может включать не только улучшение условий для покупки товаров с рук, но и создание новых возможностей для B2C-продаж, где компании смогут напрямую работать с покупателями через платформу.
Кроме того, сервис активно развивает свои логистические решения, такие как «Авито Доставка». В будущем компания планирует улучшать и расширять эту услугу, делая доставку еще более удобной и доступной для пользователей. Предполагается, что платформа будет работать над улучшением инфраструктуры для логистических партнеров, а также внедрять новые технологии для повышения эффективности доставки.
Компания инвестирует в технологии, чтобы предоставить пользователям более персонализированный и удобный опыт. Так, в декабре 2024 года компания представила Avito Ranker 3 — новую систему поиска на базе ИИ, которая ставит качество объявлений выше времени публикации. Теперь на позицию в выдаче влияют описание, фото, цена, репутация продавца и сервис.