«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

Разобраться • 16 июля 2025

«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

Текст: Елизавета Пикулицкая

Фото: предоставлено Андреем Артюховым


В США автотуризм — индустрия в $140 млрд, которая поддерживает 680 тыс. рабочих мест. России, где территория в два раза больше, до этого далеко — из-за недостаточно развитой инфраструктуры. При этом, по данным ВЦИОМ, пока треть россиян уже путешествуют на машине, еще около половины этого точно хотят. Находить болевые точки отрасли и превращать их в источники дохода помогает предпринимателям Национальный союз профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма (НСПКА). О том, как развиваться отрасли и как здесь может встроиться МСП, «Инк» поговорил с экспертом Андреем Артюховым.

В США автотуризм — индустрия в $140 млрд, которая поддерживает 680 тыс. рабочих мест. России, где территория в два раза больше, до этого далеко — из-за недостаточно развитой инфраструктуры. При этом, по данным ВЦИОМ, пока треть россиян уже путешествуют на машине, еще около половины этого точно хотят. Находить болевые точки отрасли и превращать их в источники дохода помогает предпринимателям Национальный союз профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма (НСПКА). О том, как развиваться отрасли и как здесь может встроиться МСП, «Инк» поговорил с экспертом Андреем Артюховым.

— Какие бизнес-модели существуют внутри такого направления, как автотуризм?

— Структура автотуризма многогранна. Это собирательное понятие, которое включает достопримечательности как цели путешествий, а транспорт — как средство их достижения. Причем транспорт — это не только легковые автомобили, но и самодельные и переоборудованные микроавтобусы, специализированная техника и легковые автомобили, приспособленные для ночевки и комфортных путешествий.

По статистике, около 20 млн семей в России путешествуют на автомобилях. По данным ВЦИОМ, 56% предпочитают активный отдых на природе. Это более 10 млн семей. 70% всех отпусков приходятся на лето, поэтому спрос концентрируется в этот период.

Направления, которые включают в себя автотуризм, следующие.

  • Места остановки туристов: отели, базы отдыха, мотели, кемпинги.
  • Оборудование для кемпингов — модульные строения и аксессуары.
  • Товары: аксессуары, мебель, аккумуляторные фонарики, зарядные станции, генераторы и непосредственно сами аккумуляторы.

Все перечисленное относится к сектору малого и среднего предпринимательства и составляет основу автотуристической индустрии.

— Можно ли сегодня говорить о растущем тренде на автотуризм?

— Мы начали вести аналитику с 2018 года — тогда 50–60% россиян путешествовали на автомобиле. После пандемии резко вырос внутренний поток, ведь границы закрылись. Для многих это оказалось неожиданностью: множество людей раньше выезжали за границу, включая караванеров. До пандемии владельцы автодомов перемещались внутри России только на короткие выходные, а в длинные отпуска уезжали за границу. Сейчас такой возможности нет и трафик внутри страны стал заметнее.

Пандемия изменила структуру спроса. Люди стали выбирать индивидуальные поездки или путешествия в малых группах — две-три семьи по интересам.

Перечислю главные запросы, которые появились за последние три-четыре года.

В первую очередь, это тренд на самодеятельные путешествия. Правда, пока не все туроператоры перестроились под это: часто программы, ориентированные на групповой и образовательный туризм, адаптированы для школьных групп и редко учитывают спрос на индивидуальные или семейные поездки. Но в этом направлении уже идет трансформация.

Кроме того, увеличилось число семейных путешественников и тех, кто путешествует с домашними животными.

Вырос интерес к отдыху на природе и такому направлению, как образовательный туризм. То есть сейчас люди едут, чтобы чему-то научиться, например погрузиться в сельскую жизнь и жить не в деревне, а в кемпинге. Востребованы мастер-классы — не как развлечение, а как способ освоить новое ремесло.

Также существует спрос на ретриты — выезды для перезагрузки вдали от цивилизации. Но этот запрос требует развития современной кемпинговой инфраструктуры. По нашим данным, сегодня он удовлетворен примерно на 30%.

— Какой процент автотуристов выбирает кемпинг как способ размещения?

— По опросам ВЦИОМ, отдых на природе выбирают 56–60% автотуристов. Это стабильные данные с большой выборкой. Кемпингов явно не хватает, и сегодня это самый перспективный сектор для развития малого и среднего предпринимательства.

Дело в том, что кемпинги использовать сложно, — их мало, и они заняты даже в будни. Когда ВЦИОМ задает вопрос о выборе кемпинга, процент низкий именно из-за дефицита. Большинство регионов продвигают собственные маршруты, но, приехав, туристы не находят комфортных условий. В результате — съемное жилье или дикая природа. Это увеличивает нагрузку на экосистему и снижает экономическую эффективность региона.

— Что сегодня мешает регионам найти решение этой проблемы?

— Все дело в отсутствии компетенций у регионов и бизнеса. Не все понимают, что такое современный кемпинг. Мы проводили анализ по заказу Республики Алтай в этом году: рассчитали входящий трафик, количество автотуристов, коллективных средств и диких мест размещения — и даже учли черный бизнес. По расчетам, чтобы снизить нагрузку и удовлетворить спрос, региону нужно 88–90 кемпингов на 200–300 человек каждый. Сейчас в регионе — полтора десятка кемпингов и они не соответствуют потребностям по вместимости.

Другой пример — Архангельская область с маршрутом «Дорога на Русский Север». Они провели аудит всей инфраструктуры: гостиницы, питание, гостевые дома, перспективные места для кемпингов. На основе этого анализа регион будет развивать инфраструктуру, в том числе вдоль трассы М-8 «Холмогоры», согласно поручению президента.

Следующий регион на очереди — Крым. Там растет спрос, но не хватает инфраструктуры. После сезона планируем анализ, чтобы подготовить площадки под развитие современных кемпингов. С учетом того, что ЖД-транспорт не справляется, а перелетов нет, две трети потока — это автомобильный транспорт. Тенденция сохранится в ближайшие годы.

— В чем главная сложность строительства кемпингов?

— Строительство начинается с трех вопросов: кто целевая аудитория, зачем они едут к вам и чем будут в кемпинге заниматься. Построить кемпинг «в чистом поле» просто, если участок подходит по виду разрешенного использования. Но сложно привлечь туриста и объяснить, зачем ему туда ехать. Кемпинги нужно строить вдоль популярных маршрутов с уже существующим трафиком. Задача — обеспечить ночевку и предложить услуги, чтобы турист оставался на территории как можно дольше.

Проблема — найти участки с назначением «рекреации» (заповедники, парки, особо охраняемые природные территории) и юридической возможностью построить кемпинг. Важно наличие подъездных путей, электричества, возможности добычи воды. Земли для туризма в популярных направлениях мало. Например, в Краснодарском крае и Крыму большинство участков — под сельхозназначение: на них нельзя строить, даже если там никто не пасется и участок живописный. Есть участки с рекреационным статусом, но к ним сложно подвести дорогу и коммуникации. Эти три ключевые проблемы бизнес должен решать вместе с регионом и государством.

— Помимо кемпингов, с какими еще массовыми проблемами сталкивается автотурист сегодня?

— Туристический поток активно растет. Даже по платным трассам, например М-11 до Санкт-Петербурга, в сезон возникают пробки. Не хватает парковок. Идет конкуренция между легковыми и грузовыми автомобилями. Увеличился трафик дальнобойщиков из Китая, Турции, Азербайджана, Ирана. Я был в Архангельской области и встретил дальнобойщиков из Ирана, которые ехали за фанерой. Китайские водители встречаются регулярно. Количество парковок не поспевает за растущим трафиком. Также нет оборудованных площадок и по-прежнему остро стоит вопрос с туалетами. Качество дорог улучшается, но информированность автотуриста — нет. Росавтодор не всегда заранее сообщает об ограничениях и ремонтах. Из-за этого турист может попасть в пробку и изменить маршрут. Также не хватает связи. Сейчас особенно актуальна проблема отключения интернета — особенно это касается туристов, привыкших к городской среде. Если пропадает связь, теряется навигация. Бумажных карт у туристов, как правило, нет, а указателей мало. Это портит впечатления от поездки.

— Какие регионы сегодня наиболее уязвимы из-за отсутствия связи?

— Проблемы возникают в регионах, где проходят военные действия или есть стратегические объекты. В Ярославской области связь пропадает уже при подъезде к городу.

В Архангельской области — большие участки без населенных пунктов. Операторы не ставят вышки из-за низкой плотности населения. Даже если связь есть, ее могут отключить по соображениям безопасности рядом со стратегическими объектами. Среди новых турмаршрутов покрытия не хватает на Северном Кавказе. Там горный рельеф и сложная связь. Также вырос спрос на отдых на Азовском море и поездки через новые территории в сторону Западного Крыма. Там инфраструктура только начинает развиваться.

— Какие регионы пользуются наибольшей популярностью у автотуристов?

— Самые популярные направления — условные север и юг: Карелия, южное побережье, Кавказ. Урал и средняя полоса тоже стали активными маршрутами.

Если разделить по трафику, первое место — европейская часть России. Там перемещение происходит во всех направлениях. Поволжье менее популярно, но мне кажется, что направление интересное. Это республика Марий Эл, Чувашия, Татарстан.

Второе направление — Урал. По этому направлению расстояние до 2 тыс. км — это предел, дальше уже начинается экспедиция. У большинства нет столько времени, так как люди, как правило, ограничиваются отпуском, чтобы проехать больше. Поэтому до Урала автотуристы ездят наиболее активно.

Далее — Сибирь и Дальний Восток. У них схожие направления, внешний трафик минимален. Жители Красноярского края предпочитают отдых в Хакасии, Тыве, на соленых озерах. Жители Приморского края отдыхают в пределах региона.

— Если сравнивать автотуризм пять лет назад и сейчас, что изменилось — помимо закрытия зарубежных направлений?

— За последние пять лет увеличилось количество владельцев специализированной техники. Выросло число производителей и спрос на такие машины. Сейчас более ста предприятий занимаются производством или переоборудованием микроавтобусов для автотуризма. В начале 2000-х таких семей было несколько тысяч; сейчас, по данным портала RVLand, — речь более чем о 30 тыс. семей. Ежегодно число увеличивается на 2,5–3 тыс. Это соответствует объему производства. Спрос растет на 10–12% в год.

Изменилась структура. Обычные автотуристы стали покупать больше оборудования для комфортного отдыха на природе. Появились современные большие палатки, а вместе с ними туристы везут мобильные кухни, лодки, моторы, сабборды. Вырос объем снаряжения, а за ним и число машин с прицепами. Это важно для бизнеса — учитывать интересы туристов с крупногабаритной техникой. Сейчас парковки у кафе рассчитаны на легковые автомобили. Турист с прицепом — потенциально обеспеченный клиент. Он не будет парковаться вместе с фурами, а значит, нужно строить универсальные парковочные зоны, где смогут останавливаться и туристические автобусы, и автопоезда с прицепами. Их длина — 10–12 м, ширина — до 4 м. Первый такой опыт появился в Крыму: на трассе «Таврида» открылся заправочный комплекс «Атан». Там есть парковка для автобусов и караванеров и, что немаловажно, зона слива биотуалетов.

Биотуалетами пользуются не только караванеры. Обычные автотуристы также их берут с собой: в кемпингах ставят в отдельные палатки или используют в дороге. Капсулы нужно где-то сливать, ведь в них химические реагенты — их нельзя выливать на природу. Такие зоны должны быть на крупных трассах. В будущем биотуалеты появятся и в междугородних автобусах, поэтому подобные сервисы будут востребованы не только автотуристами, но и автобусными перевозчиками.

— Как вы считаете, что будет с рынком через пять лет? Он продолжит расти?

— Рынок будет расти, вопрос — какими темпами. Есть два сценария.

Первый — государство осознает проблематику и трансформирует концепцию развития автотуризма, уделяя внимание инфраструктуре: размещению, инженерным коммуникациям, подъездным путям. Особенно важны здесь субсидии и меры поддержки для предпринимателей.

Второй — развитие саморегулированием. Например, мы помогаем бизнесу строить кемпинги, соблюдая нормативы. Сейчас существует нормативно-правовая база: если объект не соответствует стандартам, он не может называться кемпингом и принимать гостей..

Для автотуризма 2025–2026 годы станут переломными. Спрос растет, вопрос — как отреагирует бизнес. Многие уже принимают новые правила и понимают, что это повышает качество обслуживания и увеличивает средний чек. Но есть около 60% предпринимателей, которые продолжают принимать гостей на необорудованных участках. До 1 сентября у них есть время, но по новому закону с этой даты потребуется создать оборудованные жилые зоны с определенной площадью и благоустройством. Даже в популярных регионах с дорогой землей бизнес должен изменить подход и создать комфортные кемпинги, сохранив при этом доступность.

— Помимо кемпингов, какие еще ниши в сфере автотуризма сегодня актуальны для бизнеса?

— Активно развивается прокат и строительство специализированной техники. Если у вас есть производственные мощности и желание, можно развиваться в этом направлении. Успешные примеры — мебельные производства, у которых уже есть подходящее оборудование. Можно диверсифицировать бизнес, открыть новое направление, заняться производством и прокатом.

Еще один трек — модульные дома для кемпингов. Также востребовано оборудование для кемпингов, например точки подключения к электричеству. Если предприятие производит уличное освещение, можно адаптировать фонари, встроив в них розетки и автоматы. После сертификации их можно поставлять для кемпингов.

В Краснодаре уже два года проходит выставка «Отпуск», посвященная автомобильному туризму и отдыху на природе. Там участвуют производители техники, оборудования, модульных домов, бань, а также поставщики велосипедов, квадроциклов и другого инвентаря. Она отлично отражает тенденции. Там мы познакомились с краснодарским производителем светотехники и дали рекомендации по переоснащению оборудования. На второй год они представили образцы для кемпингов Южного федерального округа и Северного Кавказа. Так производитель занял свою нишу. Здесь как в любом бизнесе: кто первым предложит качественный продукт — тот удержит рынок.