Безалкогольные рейвы и реинкарнация гламура. Почему закрываются клубы и что нужно, чтобы угодить зумерам

Разобраться • 9 декабря 2025

Безалкогольные рейвы и реинкарнация гламура. Почему закрываются клубы и что нужно, чтобы угодить зумерам

Безалкогольные рейвы и реинкарнация гламура. Почему закрываются клубы и что нужно, чтобы угодить зумерам

Обложка

Автор: Дмитрий Исаев


За последние два года в Москве закрылось сразу несколько легендарных клубных проектов — «Пропаганда», Arma (экс-Mutabor), Gazgolder, а также концертный «1930 Moscow». В то же время случится громкое возвращение — 11 декабря на Новом Арбате запустится event-холл под легендарным брендом гремевшего в нулевых клуба «Метелица». В индустрии происходит смена эпох: рынок вынужден перестраиваться под зумеров, которые выбирают трезвые вечеринки, плюс иностранные исполнители к нам не ездят.

«Инк» разбирался, нужны ли в принципе современной молодежи клубы как формат, как на них сейчас заработать, и правда ли, что миллениалы оказались последним тусующимся поколением.

За последние два года в Москве закрылось сразу несколько легендарных клубных проектов — «Пропаганда», Arma (экс-Mutabor), Gazgolder, а также концертный «1930 Moscow». В то же время случится громкое возвращение — 11 декабря на Новом Арбате запустится event-холл под легендарным брендом гремевшего в нулевых клуба «Метелица». В индустрии происходит смена эпох: рынок вынужден перестраиваться под зумеров, которые выбирают трезвые вечеринки, плюс иностранные исполнители к нам не ездят.

«Инк» разбирался, нужны ли в принципе современной молодежи клубы как формат, как на них сейчас заработать, и правда ли, что миллениалы оказались последним тусующимся поколением.

Клуб живет 4 года

Клубный бизнес может работать в рамках двух ключевых форматов, если оставить за скобками гибридные концепции. Первый — это классические клубы с танцполом, диджей-сетами, рейвами и вечеринками. Второй — концертные клубы, и в основе их бизнеса — продажа билетов на выступления артистов на собственной площадке. Получается, что три из четырех крупных закрытий — «Пропаганда», Arma и Gazgolder — затронули клубы первого формата.

Прекращение их работы — частные случаи, которые обусловлены «сменой эпох» на рынке, считают ресторатор Антон Пинский (основатель ресторанного холдинга Pinsky&Co, совладелец клубных проектов FLAVA, Kiki и др.) и совладелец клубов Zorka и «Метелица» Кирилл Балдаков.

Кирилл Балдаков

Кирилл Балдаков

совладелец клубов Zorka и «Метелица»

«Жизненный цикл ряда культовых проектов подошел к завершению, и создалось впечатление, что есть тренд на закрытие клубов. Но это стандартный процесс: среднестатистический клуб существует 3–4 года, культовые проекты «живут» 5–8 лет и более, легендарные — примерно 15–20 лет. В какой-то момент наступает и их черед закрываться».

«Пропаганду» и Gazgolder действительно можно назвать легендами: первый проработал в столице 27 лет, второй — более 20. А клуб Arma (экс-Mutabor) собирал молодежь на технорейвы в течение шести лет.

Антон Пинский

Антон Пинский

ресторатор

«В каждом конкретном случае свои причины закрытия. Такие проекты, как «Пропаганда», уже не соответствуют модным течениям. Gazgolder — тоже долгожитель. Arma был, скорее, творческим объединением, и оно существовало, в том числе, благодаря контрактам зарубежных брендов, которые ушли из России».

При этом и Пинский, и Балдаков не видят опасной тенденции  и падение спроса у публики. По словам Балдакова, люди посещают вечеринки и клубы, как и раньше,  с большим удовольствием.

В свою очередь, омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов отмечает, что клубы все же постепенно теряют популярность. И происходит это, в первую очередь, потому, что современная молодежь предпочитает другие виды досуга.

Сергей Миронов

Сергей Миронов

омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы

«Молодежь теперь зачастую делает выбор в пользу интересных модных ресторанов, иногда с клубной атмосферой. Как итог, трендом уже стало смещение концепций в сторону клубов-ресторанов».

Как считает Кирилл Балдаков, миллениалы в сравнении с зумерами действительно отдавали больше времени клубному формату досуга в нулевых и десятых годах. Но некорректно говорить о том, что «зумеры меньше любят вечеринки». У них просто сформировались несколько иные запросы, под которые индустрия должна подстраиваться.

Кирилл Балдаков

Кирилл Балдаков

совладелец клубов Zorka и «Метелица»

«Молодежь сейчас при выборе клуба для отдыха отдает предпочтение таким заведениям, где, в том числе, можно снять яркий и интересный контент для соцсетей. Игроки, которые не учитывают эти факторы, будут терять свои позиции на рынке».

По мнению Балдакова, зумеры с меньшим энтузиазмом остаются на вечеринках до поздней ночи или утра. Кроме того, среди молодежи снижается доля тех, кто вообще употребляет спиртное. Так, по данным ВЦИОМ, с 26% в 2009 году до 48% в 2024 году увеличилась доля россиян, не употребляющих спиртное. Поколение Z потребляет на 20% меньше алкоголя, чем миллениалы в их возрасте. Вместо крепкого алкоголя они выбирают слабоалкогольные коктейли или вовсе безалкогольные напитки, что заставляет пересмотреть классическую бизнес-модель ночного клуба.

В ответ на эти изменения заведения внедряют дневные вечеринки, запускают новые форматы мероприятий, такие как безалкогольные рейвы, отмечает Балдаков.

Ностальгия по нулевым

В то же время в Москве продолжают запускаться новые клубы или проекты с клубной составляющей. Например, Пинский и Тимати в августе открыли на Трубной площади клуб Kiki, ориентированный строго на молодежь. Вход в заведение разрешен  девушкам только до 25 лет, парням порог решили немного поднять — до 30 лет. В соцсетях концепцию критиковали: некоторые блогеры и Telegram-каналы писали, что это эйджизм.

Пинский уверен, что ставка клуба на молодежную аудиторию логична на фоне ностальгии по нулевым.

Антон Пинский

Антон Пинский

ресторатор

«Новая активная молодежь хочет веселиться. В тренде — ностальгия по нулевым. Они хотят сами вкусить гламурный ажиотаж, царивший 20 лет назад».

В декабре на Новом Арбате также начнет работу event-холл под культовым брендом «Метелица», анонсировали «Инку» представители этого заведения. Именно такое название носил известный московский клуб нулевых — в свое время центр светской жизни столицы, где выступали самые яркие звезды российской эстрады.

История «Метелицы» (1993–2009)

Развлекательный комплекс Cherry Casino («Метелица») открылся на Новом Арбате в июне 1993 года на месте советского кафе-мороженого, моментально став символом эпохи «шальных денег» и главным светским хабом Москвы.

  • Площадка работала как мощнейший социальный лифт: именно здесь, выступая перед авторитетной публикой, «делали имя» и получали первые серьезные гонорары будущие суперзвезды — от Влада Сташевского до Димы Билана. Ежевечерний трафик в 600–700 человек генерировал потоки живых денег.
  • Заведение славилось дикой эклектикой форматов, объединяя несочетаемое: в одном зале могли проходить чемпионаты России по кикбоксингу, фестивали авангардной моды и визиты ОМОНа, которые воспринимались не как ЧП, а как часть атмосферы.
  • Точку в истории «Метелицы» в прежнем формате поставило государство. 29 июня 2009 года, накануне вступления в силу федерального запрета на игорный бизнес, казино было закрыто, а комплекс потерял свой главный финансовый двигатель.

Кирилл Балдаков

Кирилл Балдаков

совладелец клубов Zorka и «Метелица»

«В новой «Метелице» мы не только переосмыслим философию русского шика, но и подарим гостям опыт современного праздника, ощущение широты русской души».

Event-холл «Метелица» будет мультифункциональным пространством. С декабря команда Loft Hall начнет проводить там частные и корпоративные мероприятия. С января следующего года в афише заведения появятся творческие вечера популярных стендап-комиков на 200–300 зрителей.

Как рассказал Балдаков, в середине февраля 2026 г. команда клуба Zorka и Afterhalloween планирует запустить клубную концепцию на базе event-холла. На старте клуб будет работать один раз в неделю, в остальные дни площадка будет принимать частные и корпоративные мероприятия: такой формат обеспечит высокую загрузку пространства клуба, пояснил он.

Клуб  «Метелица», по словам Балдакова, будет ориентирован на премиальный сегмент аудитории миллениалов и зумеров. Определять возможность попасть на вечеринку будет, прежде всего, стремление гостя стать частью сообщества клуба, его подход к созданию образа: «Как и в Zorka, наличие билета не гарантирует проход на вечеринку, фейс-контроль будет строгим».

Какой будет ценовая политика клуба  «Метелица», Балдаков не уточнил. Но для сравнения: цены на билеты в клубе Zorka умеренно высокие: 4–5 тыс. руб., средняя стоимость коктейля в баре — 1400 руб.

Дефицит площадок или нехватка контента

Гендиректор Base Антон Михалев тоже считает закрытие концертных клубов частными случаями, которые могут быть обусловлены разными причинами — от работы в убыток до проблем с пожарной безопасностью или конфликта с арендодателем. Как сообщила в соцсетях команда, именно отказ в продлении аренды со стороны владельца Московского электромеханического завода имени Владимира Ильича стал причиной закрытия «1930 Moscow».

Основатель билетного оператора «Пономиналу.ру» и экс-гендиректор МТС Live Михаил Минин, а также управляющий партнер креативного бюро To You Project (специализируется на проектировании концертных площадок, клубов. — Прим. ред.) Дмитрий Янковенко добавляют, что фактором прекращения работы клубов в Москве может также стать стройка жилья или офисов. Несмотря на отдельные сложности, концертная индустрия в целом и концертные площадки в частности гибко подстраиваются под внешние изменения и запросы аудитории, считает Михаил Минин.

Михаил Минин

Михаил Минин

основатель билетного оператора «Пономиналу.ру»

«Индустрия успешно заменила концерты иностранных и уехавших из России артистов выступлениями оставшихся и новых артистов. И даже сейчас, в отсутствие иностранного контента, она показывает уверенный рост».

Продажи билетов на зрелищные мероприятия в Москве в 2024 году выросли в денежном выражении к 2023 году на 25% — до 66 млрд руб., следует из данных консалтинговой компании OKS Labs (входит в рекламную группу Okkam), писали ранее «Ведомости. Город» (при расчетах не учитывался сегмент кинопоказов). Как отмечает директор по развитию бизнеса сервиса «Яндекс. Афиша» Энрико Мазавришвили, наиболее динамичный рост в Москве в денежном выражении — на 42% — в прошлом году показали именно концерты российских артистов.

Максим Беляк

операционный директор пространства музыкальных культур TAU

«Драйвером концертной индустрии стала адаптация людей к новым реалиям: офлайн-развлечения, в том числе, концерты позволяют расслабиться, отвлечься от внешних событий и победить тревогу. Еще одним фактором роста стал высокий спрос на концерты у молодежи: причем они интересуются не только новыми артистами, но и открывают для себя звезд, которые были популярны в период молодости их родителей».

В числе трендов, которые диктует концертной индустрии молодежь, — технологичность концертных площадок, отмечают Беляк и Янковенко.

Дмитрий Янковенко

Дмитрий Янковенко

управляющий партнер бюро To You Project

«Фактором успеха концертных клубов сейчас выступает, в том числе, то, насколько оперативно они адаптируются под новые технологические запросы аудитории. Сейчас при разработке или обновлении концепций концертных пространств делается акцент на диджитализацию: интеграцию LED-экранов, технологии для вертикального шоу и т.д.».

Концертные площадки сейчас должны отвечать запросу на кросс-цифровизацию, считает Беляк из TAU. Зумерам уже недостаточно просто артистов на сцене: вместе с выступлением они хотят видеть яркий визуальный контент, генеративную графику, поясняет он.

На фоне ужесточения налоговой политики консолидация рынка концертных площадок, вероятно, ускорится, предполагает Минин: «Сейчас это разрозненный рынок частных игроков».

Михаил Минин

Михаил Минин

основатель билетного оператора «Пономиналу.ру»

«Однако новым амбициозным проектам есть место на рынке. В Москве уже сейчас ощущается дефицит концертных площадок. Не помню ни одного случая, когда новая площадка в Москве стояла бы пустой. Если есть инфраструктура, всегда найдутся концерты и другие виды контента для ее загрузки».

Другие эксперты видят проблему в ином. По мнению Михалева, индустрия на текущий момент кажется сбалансированной по количеству площадок, а активное появление новых пространств лишь снизит доступный объем и так ограниченного контента для всего рынка.

Антон Михалев

Антон Михалев

гендиректор Base

«Выступления иностранных артистов составляли бОльшую долю концертного рынка. Да, мы научились эффективно работать с российскими звездами, но их количество ограничено. Кроме того, у зрителей периодически может возникать ощущение усталости от одних и тех же лиц: иногда это сказывается на итоговой явке гостей и, соответственно, на выручке».