Разобраться • 17 января 2025
Артемий Лебедев: биография, карьера и лучшие работы
Артемий Лебедев: биография, карьера и лучшие работы
Текст: Евгений Соркин
Фото: SOPA Images / Getty Images
Артемий Лебедев — известный дизайнер, бизнесмен, путешественник и блогер. Он прославился своим смелыми проектами и откровенной позицией по многим вопросам. Его карьера полна взлетов и падений, провокационных заявлений и новаторских решений.
Артемий Андреевич Лебедев родился 13 февраля 1975 года в Москве. Отец дизайнера Андрей Валентинович Лебедев — филолог-классик, кандидат филологических наук, мама Артемия Татьяна Никитична Толстая — известная писательница и телеведущая. Также у Лебедева есть младший брат Алексей, сейчас он живет в США, где занимается фотографией и архитектурой компьютерных программ.
Артемий Лебедев — правнук по материнской линии русского и советского писателя Алексея Николаевича Толстого (1883-1945), автора повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является литературной обработкой сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио».
В раннем детстве Лебедев не ходил в детский сад, ответственность за дошкольное образование сына родители взяли на себя. В школьные годы Артемий сменил три учебных заведения из-за регулярных прогулов и плохой успеваемости. В 1989 году семья перебралась в США, где у будущего дизайнера так и не появилась тяга к знаниям. Год спустя подросток вернулся в Москву и стал жить с тетей.
В 1991 году Лебедев поступил в МГУ имени Ломоносова на факультет журналистики — по словам дизайнера, это направление он выбрал только из-за низкого проходного балла. В вузе Артемию также не удалось проявить себя дисциплинированным и ответственным студентом — уже на втором курсе он был отчислен за многократные нарушения и прогулы.
По признанию самого Лебедева, первые шаги в индустрию дизайна он сделал благодаря своему учителю — арт-директору журналов «Итоги» и «Ежедневный журнал» Аркадию Троянкеру. Сам специалист называл Артемия своим лучшим учеником.
Свою первую студию под названием «А-квадрат» Артемий основал в 1992 году совместно с приятелем и проработал в ней не больше года из-за стремления к самостоятельности. Через некоторое время Лебедев открыл собственную полиграфическую студию «Артографика», которая специализировалась на печати журналов и книг. Параллельно молодой дизайнер работал арт-директором в фирме по продаже техники Apple «МакЦентр» — логотип авторства Лебедева до сих пор используется компанией.
В 1995 году Лебедев основал студию WebDesign, через три года организация получила современное название — «Студия Артемия Лебедева». На первых порах Артемий был единственным постоянным сотрудником. Не имея собственного офиса и команды, свой первый дизайн-проект Лебедев сделал в домашних условиях — и выручил за него $3 тыс. Через некоторое время на накопленные средства дизайнер набрал первый штат сотрудников и арендовал помещение, что позволило студии выйти на оборот в $100 тыс.
Уже к концу 90-х годов «Студия Артемия Лебедева» имела внушительный послужной список клиентов. К услугам дизайнера в то время обращались Hewlett Packard, General Motors, Procter&Gamble и др.
Сегодня «Студия Артемия Лебедева» является одной из самых успешных и влиятельных на российском дизайнерском рынке. Уникальный подход и оригинальные решения команды проекта привлекли к сотрудничеству такие бренды, как «Яндекс», «Евросеть», «ВКонтакте», Microsoft, Nissan, «Альфа-Банк» и др. Коллектив студии Лебедева занимается промышленным дизайном, разработкой презентаций и созданием фирменных стилей для брендов.
В сентябре 2014 года «Студия Артемия Лебедева» представила обновленный логотип Московского метрополитена — красную букву «М». При этом решение дизайнеров подверглось критике за схожесть с предыдущей эмблемой, которая представляла из себя также красную «М», только внутри синего полукруга. Кроме того, общественный резонанс вызвала новость о том, что на проектирование логотипа московской подземки правительство столицы потратило 232 млн руб., но в мэрии эти слухи опровергли, уточнив, что студия Лебедева обновила эмблему за символический 1 рубль, а упомянутые средства были выделены на улучшение имиджа Москвы.
Кроме того, Лебедев известен своими проектами по созданию логотипов для российских городов, которые, по замыслу дизайнера, должны стать «визитной карточкой» населенных пунктов. В послужном списке предпринимателя — эмблемы для Перми, Ярославля, Казани, Рязани, Костромы и др.
Нередко «Студию Артемия Лебедева» обвиняют в плагиате дизайнерских решений. Так, в декабре 2012 года многие обратили внимание на сходство логотипа Ярославля с американским брендом товаров для дома Up&Up — в обоих случаях эмблема представляет из себя объемную стрелку синего цвета, указывающую на правый верхний угол.
Также под брендом «Студии Артемия Лебедева» работают интернет-магазин «Магазинус» и сеть розничных точек в Москве. В каталоге товаров можно найти фирменные дизайнерские вещи и аксессуары — мыло, чехлы для телефонов, книги, футболки и др.
Лебедев известен и в других амплуа. В 2007 году Артемий выпустил книгу «Ководство. Параграфы о дизайне» и серию детских книг «Смотри, что у меня есть!», созданную совместно с художником Эдуардом Катыхиным. Помимо этого, предприниматель регулярно проводит лекции по дизайну по всей России.
По собственному признанию, Лебедев работает не столько ради денег, сколько из любви к искусству и желает оставить после себя что-то значимое. Он считает, что хороший дизайн, как, например, схема метро, не появляется сам собой и что города часто не заинтересованы в создании качественной символики.
В октябре 2023 года Лебедев стал директором по дизайну социальной сети «ВКонтакте». В его основные задачи входит формирование принципов и подходов к работе над пользовательскими интерфейсами, а также разработка общего видения дизайна площадки. Сам Артемий прокомментировал свое назначение одним словом «Кайф!».
Блогерскую деятельность Лебедев начал в 2001 году на портале «Живой журнал» (ЖЖ), где активно рассказывал о своих путешествиях по миру. Особое внимание Артемия привлекали дизайны местных светофоров, урн, дорожных знаков и почтовых ящиков. В 2015 году он стал первым выходцем из СССР, побывавшим во всех 193 странах ООН.
В декабре 2020 года Лебедев объявил о закрытии своего блога в «ЖЖ». Сегодня Лебедев ведет авторские каналы и сообщества в различных соцсетях, где рассказывает о последних трендах в индустрии дизайна и других сферах, а также делится собственными взглядами на новости.
Время от времени Артемий Лебедев привлекает к себе внимание резкими и неоднозначными высказываниями в сети. В 2009 году в своем «Живом журнале» дизайнер выступил против благотворительности в пользу больных, учителей и пенсионеров и призвал вместо этого вкладывать деньги в строительство дорог.
Будучи убежденным атеистом, Лебедев нередко оказывался в центре антирелигиозных скандалов. Вместе с публицистом Маратом Гельманом* (Минюстом РФ признан иностранным агентом, Росфинмониторингом внесен в перечень экстремистов и террористов) дизайнер объявлял конкурс на проектирование знака «Здесь могут быть оскорблены религиозные чувства верующих», на что православные активисты отреагировали судебным иском.
Также в 2021 году в своем Telegram-канале дизайнер назвал «бесполезными» мощи святых и негативно высказался об останках известных политических деятелей — Ленина, Мао Цзэдуна и Ким Ир Сена. «Откуда в народе желание поклониться мертвому менеджеру?» — говорится в посте.
Следственный комитет начал проверку по факту нарушения права свободы вероисповеданий и вызвал Лебедева для дачи объяснений, на что дизайнер отреагировал в авторском блоге в Telegram: «Дорогой Следственный комитет! Расскажи мне, пожалуйста, а что такое святые мощи? В каком законе они описаны? Как определяется святость?»
Дизайнер не привык делиться с публикой подробностями личной жизни, мотивируя это желанием уберечь близких от негатива со стороны общественности. Известно, что Лебедев был некоторое время женат на журналистке Марине Литвинович* (Минюстом РФ включена в список «иностранных агентов»), в 2001 году у пары родился сын Савва. В 2017 году Артемий Лебедев на своей странице в Facebook (принадлежит Meta, которая запрещена в РФ) заявил, что является отцом шестерых сыновей и четырех дочерей в возрасте от младенчества от 22 лет, но подробнее комментировать новость отказался, чем вызвал дискуссии и споры среди подписчиков.
Последняя жена предпринимателя — дизайнер Алена Лебедева (в девичестве — Иванова), ставшая матерью шестерых младших детей Артемия. В сентябре 2022 года Лебедев объявил о разводе с супругой, подробнее комментировать новость он отказался.