Разобраться • 27 ноября 2023
Битва за идею: в чем суть конфликта между exeDrive и Demis AI
Битва за идею: в чем суть конфликта между exeDrive и Demis AI
Текст: Наташа Покровская
В 2022 году был запущен exeDrive — акселератор для маркетологов на базе искусственного интеллекта, автором которого выступила предпринимательница Юлия Воликова, а в августе этого года появился его аналог — сервис Demis AI от компании Demis Group. Ознакомившись с проектом, Воликова поняла, что ее идея была украдена. Теперь основательница exeDrive намерена защищать свои интересы в суде. Чтобы разобраться в ситуации, Inc. поговорил с экспертами, а также с обеими сторонами — участниками конфликта.
По мнению Воликовой, уникальные данные могли попасть к конкурентам во время подготовки к профессиональному конкурсу для маркетологов, который проводит exeDrive. На данный момент идет досудебное разбирательство.
В 2022 году серийная предпринимательница Юлия Воликова запустила акселератор для маркетологов exeDrive. В основу проекта легла AI-платформа, которая выполняет функцию виртуального помощника. Сервис дает специалистам возможность обучаться на базе реально существующих кейсов.
В августе 2023 года стало известно, что digital-агентство Demis Group разработало похожий проект — Demis AI. Узнав об этом от неравнодушной участницы комьюнити exeDrive, Воликова поняла, что ее идею скопировали. Тогда предпринимательница обратилась к экспертам из АНО «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований» за официальными доказательствами.
Юлия Воликова,
основательница exeDrive
«В начале сентября мне написала девочка из нашего комьюнити. Она скинула ссылку на проект Demis и спросила: „Юля, вы партнеры или они украли?“ Я зашла на сайт и поразилась: они просто взяли и скопировали exeDrive… Мы провели сличение у нотариуса, потом заказали экспертизу».
Результаты независимой экспертизы показали, что Demis AI полностью повторяет часть функционала AI-платформы exeDrive, а также дословно копирует большинство формулировок. Необходимые доказательства были получены, и Воликова совместно с юридической компанией «Ткач и партнеры» составила досудебное письмо с требованием о прекращении незаконного использования результата интеллектуальной деятельности и выплате компенсации в размере 5 млн руб.
Основательница exeDrive подозревает, что идею могла перенять директор по маркетингу, рекламе и коммуникациям Demis Group Наталия Позяева, которая участвовала в организации конкурса «Битва маркетологов».
Юлия Воликова,
основательница exeDrive
«Я знаю, как это произошло. Их сотрудница [Наталья Позяева], которую я знаю в лицо, была на нашей „Битве“ фасилитатором. Это открытое мероприятие, где мы показываем часть методологии и функционала нашей платформы. В игре, помимо обычных участников, должны быть капитаны команд и фасилитаторы. Капитан — этот тот, кто собирает команду на игру, фасилитатор — тот, кто помогает игрокам уже в процессе: направляет и консультирует. Мы обучаем и готовим этих людей заранее. В процессе подготовки к „Битве“ Позяева видела наши методички и нашу платформу изнутри».
Позяева отрицает обвинения Воликовой. В разговоре с Inc. она отметила, что в основу Demis AI легли разработки, которые находятся в открытом доступе.
Наталья Позяева,
директор по маркетингу, рекламе и коммуникациям Demis Group
«Demis Group в продукте Demis AI использовал российские и международные методики разработки и построения маркетинговых стратегий, которыми пользуются маркетологи по всему миру, — все они изучаются в школах, вузах, полностью открыты в интернете. Многие из них проверены уже не одним десятком лет».
Пресс-служба Demis Group сообщает, что при создании Demis AI компания опиралась на такие методики, как 4U (Usefulness (польза), Uniqueness (уникальность), Urgency (срочность), Ultraspecificity (ультраспецифичность)), БМВ (Боль-Мотив-Выгода) и Lead Scoring (метод ранжирования клиентов), а подходы к построению ценностного предложения базируются на модели Александра Остервальдера, которую он описывал в книге «Разработка ценностных предложений».
Руководительница Центра интернет-маркетинга, вице-президент Ассоциации бизнес-тренеров Екатерина Шукалова с позицией Demis не согласна. По ее мнению, в данной ситуации речь идет о целенаправленном копировании.
Екатерина Шукалова,
руководительница Центра интернет-маркетинга, вице-президент Ассоциации бизнес-тренеров
«Все мы, маркетологи, безусловно используем распространенные методики и методологии, описанные в книгах и статьях. Слушаем и смотрим лекции коллег по рынку и международных специалистов. Однако в данном случае речь идет о заимствовании авторских материалов: тексты, интерфейсы, формулировки. Это не просто использование распространенных маркетинговых методик. Методичка exeDrive — это объект авторского права: уникальный текст и подход, собственные формулировки и изображения».
По мнению председателя «Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС) Ирины Яковлевой exeDrive придется приложить усилия, чтобы доказать факт кражи интеллектуальной собственности.
Ирина Яковлева,
председатель «Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС)
«Важно понимать, что разбирательство — длительный, трудоемкий, а главное — очень затратный процесс с неочевидным результатом. Компьютерная программа — это объект авторского права, который охраняется по модели литературного произведения. Если речь не идет о буквальном копировании, правообладателю придется приложить серьезные усилия, чтобы доказать, что оппонент чересчур буквально вдохновлялся его продуктом, привести надежное подтверждение своего приоритета».
Как объяснила Яковлева, дело осложняется тем, что программа — это зачастую комплексный продукт, включающий, помимо исходного кода, дизайн и интерфейс — все то, что определяет пользовательский опыт. Председательница РЦИС убеждена в том, что и сторонам, и суду предстоит серьезная работа.
По словам адвоката по разрешению сложных споров в сфере IP и недобросовестной конкуренции, управляющего партнера юридической конторы «Ткач и партнеры» Екатерины Ткач, бизнес сталкивается с незаконным присвоением интеллектуальной собственности все чаще. Подобные действия со стороны конкурентов снижают долю прибыли компании-инноватора, а порой наносят непоправимый вред деловой репутации, утверждает Екатерина.
Екатерина Ткач,
управляющий партнер юридической конторы «Ткач и партнеры»
«С точки зрения предпринимателя могу сказать, что в своем бизнесе последние семь лет наблюдаю тренд на увеличение спроса на подобные дела. Результат — наша практика защиты от недобросовестной конкуренции переросла в ключевую компетенцию. Практически всем своим клиентам, столкнувшимся с нарушением прав в области интеллектуальной собственности, наша команда предлагает дополнительно в стратегии предусмотреть действия по обращению в Федеральную антимонопольную службу России с заявлением о совершении акта недобросовестной конкуренции».
Как рассказала Ткач, подобные дела ФАС рассматривает достаточно оперативно: в среднем это занимает три-четыре месяца. Иногда, если необходимо проведение дополнительных экспертиз, подтверждающих факт копирования, рассмотрение дела может увеличиться на срок изготовления результатов. По мнению юриста, такие разбирательства являются достаточно сложными, потому что необходимо не только доказать факт заимствования, но также показать антимонопольной службе, в чем конкретно была проявлена недобросовестность и к какому ущербу она привела. При этом статистика ободряющая: как утверждает Ткач, компенсации удается добиться в восьми случаях из 10.
Юлия Воликова тем временем готовится к судебному процессу, который намеревается выиграть. «Да, мы готовимся к суду. Я всегда оцениваю свои шансы и знаю, что победа за мной. Незачем ввязываться в драку, если сразу идешь с возможностью проиграть. Я пойду выигрывать. У нас крутые юристы, партнеры, которые работают с топовыми компаниями, и куча бумаг, подтверждающих права на интеллектуальную собственность. Я думаю, все будет хорошо».