Разобраться • 28 декабря 2024
Бизнес подводит итоги: что происходило на российском рынке в 2024 году
Бизнес подводит итоги: что происходило на российском рынке в 2024 году
Текст: Елизавета Пикулицкая
2024 был насыщен событиями, которые поставили перед бизнесом немало вызовов. Среди главных — повышение ключевой ставки, кадровый дефицит и уход западных поставщиков. Чтобы подвести итоги и выделить ключевые тренды на 2025 год, «Инк.» поинтересовался у компаний, как им удавалось справляться с проблемами и расти несмотря на все трудности.
Бизнес в России адаптивный и очень смелый. И хотя рынок периодически «качает» из-за новых законов, политических решений или локальных кризисов, за последние несколько лет компании уже научились воспринимать все входящие вызовы с холодной головой.
Среди главных трендов российского рынка на 2025 год — упор на качество, постоянное улучшение продукта и внедрение новых технологий. Эти шаги сегодня ключевые, и для многих они же стали опорой, которая позволяет не только преодолевать сложности, но и обгонять конкурентов.
СЕО сервиса оплаты чаевых «Нетмонет»
«В этом году повышение ключевой ставки Центробанка сказалось на динамике цен в сфере общественного питания и с течением времени произошли изменения в поведенческих моделях потребителей. Несмотря на значительное увеличение среднего чека, мы увидели интересный эффект: количество посещений увеличилось, так как люди стали чаще проводить досуг внутри страны, выбирая более экономичные развлечения.
Еще одним из ключевых событий 2024 года стал запуск нашего нового продукта — предоплаты. Это простой и, самое главное, безопасный способ внести депозит в ресторане. Предоплата не только решает проблему гостя с переводами на карту, но и упрощает жизнь менеджерам ресторанов, ведь теперь все данные хранятся в одном месте и их невозможно потерять.
Кроме того, в 2024 году мы стали активнее работать с одной из наших ключевых аудиторий — официантами. Например, запустили проект «Отличники» — конкурс, в котором мы четыре раза в год выбираем официантов с самыми высокими показателями по чаевым в разных номинациях. Кроме того, мы дарим победителям фирменный мерч, берем у победителей комментарии и постим их в наших социальных сетях. Нам кажется очень важным подсвечивать лучших и просить их делиться своим опытом.
В 2025 мы берем ориентир на улучшение наших продуктов и более глубокую проработку. Кроме того, мы смотрим в сторону других индустрий: бьюти, доставки и велнесс. В этих сферах тоже развивается сервисная часть, а значит, есть место благодарности».
пресс-служба
«В уходящем году „ВкусВилл“ открыл первые магазины в Казахстане, закрыл сделку по покупке сервиса „Обед.ру“, запустил партнерские кафе „Бодрю“, „Rимляне“, „Вместе“, „Зеленая кофейня“, провел гастрономический фестиваль „Фест Ест“ на 50 тыс. гостей, пришел к новому формату магазина с персонализированным ассортиментом, фудкортом и дополнительными сервисами, а также открыл круглосуточные магазины. Перечислять успехи и достижения мы можем долго.
Однако самым значимым событием для рынка стала вспышка ботулизма в России. В связи со случаями заражения в новостях упоминался салат нашего поставщика как один из возможных источников. Нам пришлось провести расследование, и по его итогам стало ясно, что ни „ВкусВилл“, ни наши поставщики отношения к отравлениям не имели. Но мы понимаем, что такие события влияют на доброе имя честных производителей, на доверие наших покупателей, на весь рынок.
Тема качества продуктов стала как никогда актуальна для людей, и в нашей компании это главный фокус. Усиление системы качества — событие, которое, без сомнения, запомнилось нам больше всего. Мы разработали усиленные меры контроля качества на местах производства, увеличили число внеплановых проверок, запустили новое направление изучения пищевых добавок и новые форматы аудитов. За год число проверок в нашей собственной лаборатории выросло на 34%, во внешних лаборатория партнеров — на 45%».
директор по продажам «Битрикс24»
«На российском рынке SaaS в 2024 году наблюдались два ключевых тренда. В первую очередь массовый уход западных вендоров, который особенно проявился в середине сентября. В результате многие российские клиенты были вынуждены искать замену своим привычным программным решениям, во внедрение и освоение которых были вложены годы и миллионы. Кроме того, произошло активное предложение „комбайнов“ в виде набора программных продуктов в едином интерфейсе от одного вендора: „Яндекс 360“, VK Workspace и мы, „Битрикс24“.
Это логично, так как заказчикам нужно было быстро заменить не какое-то одно решение (например офисный пакет документов, или CRM, или онлайн-доски), а сразу несколько. Поэтому отечественные компании, способные предложить своим покупателям готовый набор программ для бизнеса по единой цене, стали очень востребованы.
У «Битрикс» в этом году все хорошо: мы выполняем план продаж на 102% и показываем отличную динамику роста. Добиться этого удалось как раз потому, что мы активно решали проблемы — но не свои, а клиентов. У отечественных заказчиков по-прежнему невысокий уровень автоматизации бизнеса и высокие потери эффективности из-за ручного труда, который в этом году подорожал, вдобавок рабочие руки в дефиците.
Столкнулись ли и мы с дефицитом персонала? Конечно. Нам не хватало дорогих и востребованных разработчиков и профессиональных маркетологов. Как мы справились с этим? С помощью того же ИИ, переведя значительную часть задач от сотрудников искусственному интеллекту. В 2025 году мы ждем проникновение ИИ-решений в российский бизнес как минимум вдвое!»
СЕО краудлендинговой платформы JetLend
«Мы наблюдаем изменение на рынке краудлендинга — переход от высокорискового сегмента к низкому риску. Многим платформам потребовалось время, чтобы адаптироваться к анализу заемщиков и снизить уровень дефолта. Мы в JetLend тоже трансформируем систему и уже максимально снизили этот показатель. Я думаю, что это новый тренд нашего рынка: низкорискованные модели, где просрочка заемщика — это форс-мажор, а дефолт — катастрофа.
В 2025 году мы планируем запуск сразу нескольких новых проектов — краудвенчура и запуска собственного брокера. Краудвенчур объединяет в себе функционал краудлендинга и краудинвестинга и помогает перспективным компаниям привлекать инвестиции. Мы уже тестируем этот продукт. Еще мы будем предлагать услуги брокера, чтобы малый и средний бизнес с нашей помощью мог организовать собственные размещения за приемлемые комиссии. Наша цель — кардинально трансформировать российский рынок акционерного капитала и проводить до 50 IPO небольших компаний в год.
Платформа JetLend заявила о своих планах выхода на IPO. Мы прорабатываем вопрос сроков размещения с организаторами Мосбиржи и остальными участниками. К этому шагу нас мотивирует возможность привлечь капитал для масштабирования. Мы не видим значимых преград для роста, но нужны ресурсы: чтобы нанимать сотрудников, инвестировать в маркетинг и дорабатывать продукт. Я вижу наш потенциал в масштабировании платформы — и он в 100 раз выше нашего текущего уровня».
СЕО группы компаний Skyeng
«2024 год оказался непростым для EdTech-рынка. Основная проблема заключалась в ограниченном количестве маркетинговых каналов из-за изменений в законодательстве и политике крупных рекламных платформ — это усложнило привлечение новых студентов. Конкуренция за учеников усилилась, и право первенства оставались за крупными и устойчивыми игроками. Появился тренд на консолидацию: малые и средние компании, не выдерживая конкуренции, либо уходили с рынка, либо искали возможности присоединиться к лидерам индустрии, и Skyeng оказался в их числе.
Позитивным моментом стал рост спроса на продукты, которые обеспечивают измеримые результаты и навыки, востребованные на рынке труда. Еще один важный тренд — внедрение технологий искусственного интеллекта для персонализации обучения.
Для Skyeng 2024 год стал временем масштабной трансформации. Мы пересмотрели бизнес-модель и сделали акцент на образовательных программах с конкретными измеримыми результатами. Теперь мы гарантируем на уровне оферты, что наши студенты за три месяца прибавят один уровень в английском языке. Решение нашло отклик у студентов и увеличило нашу прибыль.
Впереди, в 2025 году, мы планируем масштабировать достигнутые результаты. Особое внимание уделим blended learning-формату, который сочетает онлайн- и офлайн-обучение. Наша команда видит огромный потенциал в этой модели и планирует активно развивать направление в ближайшие годы».
основатель сети доставки роллов и суши «Ебидоеби»
«На данный момент сеть „Ебидоеби“ насчитывает более 240 точек, в каждой из которых важно поддерживать высокие стандарты качества. Рост цен на продукты подтолкнул нас к созданию собственных торговых марок риса, сыра и других ингредиентов для наших роллов. Проблему усиления конкуренции на рынке доставки в регионах решали маркетинговыми инструментами: помимо дерзкого названия, акцентировали внимание и на первоклассном сервисе в нашей сети.
Для восполнения кадрового дефицита мы создали современную систему обучения через рилсы и простые схемотехники, значительно ускорив адаптацию новых сотрудников. В команде любим шутить, что нашли ключик к сердцам зумеров! А когда в середине года партнеры столкнулись с вызовами налоговой реформы, мы оперативно обновили финансовую модель, создав более привлекательные условия для развития их бизнеса.
Руководствуясь этими изменениями, в 2024 году мы открыли наши точки более чем в 30 городах России и вышли на рынки Казахстана, Армении, Беларуси, Азербайджана, ОАЭ и Узбекистана. В новом году перед нами стоят масштабные задачи: стать доставкой роллов №1 в Москве и Санкт-Петербурге, расширить присутствие в российских регионах и освоить рынки Турции, Саудовской Аравии, стран GULF и Европы. А для наших гостей готовим особые улучшения: сокращение времени доставки до 45 минут во всех регионах, запуск подписки на еду и выпуск коллекции мерча для преданных поклонников бренда».
СЕО коммуникационного агентства Modifiers
«Одни из ключевых трендов 2024 года для нашего агентства — это запрос на антикризисные коммуникации со стороны популярных блогеров и онлайн-школ. Мы небольшое агентство бутикового типа, но несколько лет назад работали с крупнейшими EdTech проектами, поэтому сарафанное радио для нас работает хорошо.
Мы видим, что блогеры, в том числе миллионники, начинают задумываться о том, как устроен PR, как правильно коммуницировать с журналистами и разными аудиториями. Несколько лет назад при переговорах о продажах с популярными блогерами и онлайн-школами я часто слышал аргумент, что пиар не влияет напрямую на продажи, а значит, не эффективен. Все думали только о продажах. А хейт, разоблачения и негативные отзывы воспринимались в лучшем случае как способ привлечь подписчиков, а в худшем просто игнорировались. Крупные скандалы с популярными блогерами (Блиновская, Лерчек, Аяз Шабутдинов) за последние два года изменили это мнение. Стало больше запросов на работу с хейтерами, с различными разоблачителями, с журналистами и с органами власти.
В нашем агентстве в 2024 году стали чаще заказывать медиатренинги, где мы учимся работать с журналистами, учимся отвечать на неудобные вопросы от профессиональных журналистов и реагировать на провокации. Это действительно общий тренд на рынке. Со стороны видно, что многие лидеры мнений стали работать с пиарщиками, — начали давать антикризисные комментарии журналистам, высказываться по проблемным вопросам, признают публично свои ошибки и пропадают из информационного поля, когда это необходимо».
исполнительный директор Modifiers
«Искусственный интеллект в PR — это отличный помощник и враг одновременно. Учитывая кадровый голод в отрасли, мы в Modifiers концентрируемся на найме новичков в PR, чтобы выращивать из них профессионалов, которые затем работают с нами годами (хотя некоторые из них уходят либо в более крупные агентства, либо инхаус на сторону клиента). Благодаря нейросетям удалось выстроить структуру обучения для junior-специалистов. Это значительно сокращает расходы ресурсов на повторение одной и той же информации, брейнштормы, создание материалов вручную. Правильно сформулированные промпты позволяют упрощать коммуникацию с коллегами, клиентами, журналистами. В 2025 году мы планируем усилить обучающую базу агентства и укрепить регламентами сервисный подход к каждому проекту.
При этом мы наблюдаем, что нейросетями стали лениво пользоваться и фрилансеры, делегируя им свою работу полностью. Резюме, полностью составленные нейросетями, портфолио из шаблонных текстов от ИИ — все это стало встречаться гораздо чаще. Тут помогает только личная насмотренность. Нейросети все еще не способны заменить пиарщиков, копирайтеров и дизайнеров, потому что не могут решать конкретные задачи бизнеса».