Разобраться

Денег мало: почему бизнесу нужна новая мотивация

Денег мало: почему бизнесу нужна новая мотивация
Фото: Benjamin Lee/Getty Images

У меня есть гипотеза: все, что происходит в нашей жизни, идет во благо с точки зрения эволюции. Мы этого не осознаем в моменте, расстраиваемся и разочаровываемся. Но со временем оборачиваемся назад и понимаем, как хорошо, что все сложилось именно так. Локдаун не стал исключением.

Оправившись от шока и невиданных ранее проблем, многие предприниматели из моего окружения выстроили в своих компаниях более прочные и отвечающие новым реалиям процессы. Некоторые вовремя «переобулись», полностью сменили сферу деятельности и избавились от ненадежных бизнесов. А кто-то наоборот — выиграл, сделав еще до пандемии правильную ставку на онлайн, и пожал плоды геометрического роста своих продуктов и услуг.

Но самое главное и ценное, что все мы приобрели, оставшись наедине с собой и возникшими проблемами, — смена мышления. Мир показал нам, что старая философия ведения бизнеса больше не работает. Давайте поразмышляем о том, какое отношение к предпринимательству и зарабатыванию денег будет востребовано в новом, постпандемийном мире.

Философия 2010-х: «подними бабла»

Подавляющее большинство людей даже не задумываются о своем предназначении. С точки зрения эволюции, нам проще не размышлять, а верить (для этого требуется меньше энергии и, как следствие, углеводов). Поэтому многие берут за основу уже придуманные обществом ролевые модели. Есть такая и для предпринимателей. В последнее десятилетие их ролевую модель можно было описать так: «Бежим зарабатываем, а как и для чего — не важно».

В 2010-х вокруг предпринимательства вырос целый культ. Его основные правила: «бизнес — война, конкуренты — враги, деньги — главная цель любой ценой». Образцами для подражания стали волевые, дерзкие и своенравные лидеры, которые привыкли во что бы то ни стало достигать намеченных целей (Олег Тиньков, Сергей Галицкий).

В сознании общества поселилась картинка, что быть предпринимателем — круто. На многочисленных тренингах звучало, что зарабатывать деньги легко и просто может каждый. Приводились в пример успешные, хайповые и случайные бизнесы: где-то кто-то «поднял бабла» на крипте или популярных игрушках. Превалировала философия «чем больше денег, тем лучше». Развитию такого мышления и стиля жизни способствовали и социальные сети — в большей степени Instagram с его фотографиями роскошной жизни.

Про счастье от предпринимательской деятельности и удовлетворение от выбранного пути речь не шла. Разговоры о предназначении и смысле жизни в бизнес-кругах воспринимались как что-то эзотерическое и ненормальное. И так было ровно до пандемии.

Коронавирус как пинок от Вселенной

С точки зрения эволюции, человечество не имеет права не развиваться. И, как мне кажется, если мы где-то застоялись и буксуем, Вселенная подкидывает какие-то события для того, чтобы люди реорганизовались, перестроились и двинулись дальше. Пандемия для меня лично — как раз такое событие.

Еще до коронавирусного кризиса я задумывался о том, как стать более эффективным. Локдаун позволил отложить дела и поискать ответы на этот вопрос. Включив тотальную честность по отношению к себе и своим желаниям, я осознал, что главной целью всей моей допандемийной жизни были только деньги. Мне было неважно, чем заниматься и какую пользу несет моя деятельность, главное — сколько я получу в итоге.

Но был ли я счастлив? Получал ли радость и удовлетворение? Обернувшись назад, я понял, что просто слил несколько лет своей жизни в погоне за деньгами. Потому что стремился соответствовать навязанной ролевой модели «успешного предпринимателя», которая сквозила из всех бизнес-ивентов и медиаканалов.

Пандемия подсветила важный момент: чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно иметь много денег, — их должно быть просто достаточно. Большие деньги приходят к тебе, когда ты знаешь, зачем они тебе нужны. Когда ментально и морально ты готов к тому уровню ответственности и задачам, которые следуют за ними.

Я знаю массу примеров больших взлетов и не менее больших падений, которые заканчивались нервными срывами, биполярными расстройствами и даже смертями. Несмотря на финансовые достижения и успехи, у бизнесменов терялся вкус к жизни — всё уже было испробовано и навевало тоску. Поэтому они начинали задаваться вопросами: «А что дальше? Ради чего всё это?»

Во время пандемии произошел сдвиг в мышлении. Уровень осознанности людей стал расти. Мы стали чаще задумываться о выбранном пути, а не просто ставить перед собой сухие цели. Медиа и социальные сети подхватили тенденцию — количество публикаций, постов и блогов, посвященных практике осознанности, выросло многократно.

Все больше в нашу жизнь входит понятие Impact — какое воздействие мы своим мышлением и поступками оказываем на Землю и на жизнь будущих поколений. Бизнес не остался в стороне от этого процесса. Осознанные предприниматели начинают трансформировать свои компании в сторону положительного импакта и задаваться вопросами: деньги деньгами, а какое наследие я оставлю после себя? Какой импакт я оказываю? Что лучше — построить очередную пиццерию, которая приведет людей к раку и ожирению (я здесь сильно утрирую), или создать продукт, который продлит жизни людей?

Если твоя цель по-прежнему только «бабло», то рано или поздно ты сломаешься или разочаруешься в своей деятельности и захочешь сменить вектор. Ни к чему не призываю, но, по моему мнению, в основе целеполагания должны быть высоковибрационные состояния — такие как любовь, служение, благодарность. Когда твой продукт помогает развитию, а клиенты довольны и благодарны, на этом топливе можно пробежать довольно долгую дистанцию. Если в бизнесе есть синхронизация твоего ума (цели) и сердца (предназначения), то побеждать можно без надрыва и страданий, а с радостью и в состоянии счастья и баланса.

Выбор за вами. Живите, любите, проживайте и достигайте любя.