• Usd 68.89
  • Eur 78.52

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

«Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов

«Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок
онлайн-доставки
продуктов

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

РАЗОБРАТЬСЯ 13 марта

«Мы еще не нащупали дно и находимся в состоянии идеального шторма»: как бизнес переживает эпидемию коронавируса и падение рубля

РАЗОБРАТЬСЯ 13 марта

«Мы еще не нащупали дно и находимся в состоянии идеального шторма»: как бизнес переживает эпидемию коронавируса и падение рубля

Текст

Мария Салтыкова

Эпидемия коронавируса затронула уже 123 страны, 11 марта ВОЗ объявила пандемию. Курс доллара 12 марта превысил 74 руб. — впервые с 2016 года. Убытки коснулись практически всех видов бизнеса: от авиакомпаний, ивент-агентств и турбизнеса до IT-стартапов и магазинов одежды и обуви. Шесть предпринимателей из разных отраслей рассказали Inc., насколько это повлияло на их работу и как они планируют пережить кризис.

«Мы находимся в состоянии идеального шторма»


павел Недостоев

Сооснователь ивент-агентства Departament

Прямо сейчас у нас отменяется до 50 разных мероприятий, до 90—100%. Проводятся только те, что были запланированы на ближайшие две недели. Думаю, мы сможем планировать какие-то новые истории только месяца через три или даже ближе к осени. Пока сложно прогнозировать: мы еще не нащупали дно и находимся в состоянии идеального шторма.

У нашего агентства, кроме ивентов, экспертиза в PR, видео и образовании — так что будем фокусироваться на более актуальных направлениях. Искать новые формы взаимодействия, делать онлайн-мероприятия и так далее. Сокращать штат пока не планируем, но какие-то каникулы для сотрудников возможны.



Степан Данилов

Основатель сервиса бизнес-знакомств Meyou

После отмены ПМЭФ на нас посыпались отмены десятков форумов, где мы должны были работать. А после постановления Собянина «об уголовном наказании за 5 тыс. друзей в одном месте Москвы» — отмены оставшихся мероприятий (10 марта мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ о запрете массовых мероприятий, в которых участвует больше 5 тыс. человек. — Inc.).

Запрос на платформы для онлайн-конференций вырос, наш сервис для этого подходит, но мы не будем врать, что это эффективный формат. По нескольким причинам. Во-первых, [для зрителя] невозможно удерживать внимание на мониторе несколько часов. Во-вторых — при онлайне нет возможностей для личного контакта. Весь наш опыт на сотнях деловых мероприятий говорит, что рукопожатие лидогенерит, а чатики — нет. В-третьих, билеты на оффлайн-конференции могли продаваться намного дороже.

Из-за падения рубля нам сейчас придется поднять вопрос о свертывании экспорта, потому что содержать иностранный офис в долларах, зарабатывая в дешевеющих рублях, стало сложнее (кроме Москвы, у Meyou офисы в Нью-Йорке, Минске и в Киеве. — Inc.). Мы уже видим, как сокращаются большие агентства на ивент-рынке, и также будем уменьшать расходы, аутсорс и менять планы на развитие.

«Программисты подорожали на 20%»


Сергей Висленев

Директор компании «Транссеть»

Эпидемия коронавируса пока никак не повлияла на нас. Но наши клиенты — это транспортные компании, которые либо уже несут убытки из-за эпидемии, либо находятся в зоне риска.

Падение рубля при этом сказалось на рынке IT, где постоянно происходит гонка за квалифицированными кадрами. Всего за несколько дней доходы программистов, которые работают на западные компании, выросли на 15—20%. Взять таких специалистов на проектную работу теперь стало сложнее, просто потому что это стоит дороже, но появилась и другая проблема — удержать тех, кто уже работает в штате. Разработчики программного обеспечения могут быстро найти интересный и высокооплачиваемый проект в любой стране мира в течение двух-трех дней, и им даже не нужно будет менять место жительства. Поэтому ключевой фактор выживания сегодня — это лояльность разработчика, ведь он может в любой момент уйти на более высокую зарплату в зарубежную компанию.

По моему опыту работы в кризисных условиях, сейчас нужно особенно рационально принимать управленческие решения и избегать поведения в духе «всё пропало». Если поддаться общей панике, можно потерять доверие и авторитет в глазах команды — и тогда в бизнесе начнутся реальные проблемы.

В работе с клиентами нужно понимать, что и они находятся в непростых условиях, и уделять больше внимания решениям, которые помогают заказчику и экономят его деньги. Это довольно банальные вещи, но в экономически сложные времена многие предприниматели забывают об этом. Усилия, которые бизнес тратит на сокращение объемов кофе, чая и печенек для сотрудников, лучше пустить на продажи и заботу о клиенте.



Александр Коробов

Директор по продажам и развитию компании Beorg

Мы занимаемся оцифровкой и обработкой изображений и документов с рукописным текстом (с помощью нейросетей), у нас 60—70 заказчиков разного уровня — и крупные компании, и небольшие. С начала года произошло снижение заказов на 15—17%. Многие клиенты собирались выходить на другие рынки, в том числе в Азию. Сейчас из-за коронавируса они не могут даже выехать на переговоры, поэтому многие контракты срываются. Это все скажется на их бизнесе и платежеспособности через какое-то время.

По поводу падения рубля — если он останется на таком же уровне как сейчас (72 рубля за доллар на момент разговора. — Inc.), думаю, у нас будет снижение доходов до 10%. Если падение еще ускорится, сложно даже предположить, как мы будем развивать бизнес. Нужно будет искать другие рынки, где используется другая валюта. Сейчас мы работаем на российском рынке и в странах СНГ, выход на европейский рынок с помощью акселератора SAP планируем до конца года. Сокращать расходы не собираемся: у нас небольшая компания, и они уже максимально оптимизированы. Beorg — это стартап, в нем работает всего около 40 человек, все бизнес-процессы прозрачны, и раздутых расходов, которые надо было бы сокращать, просто нет.

«Отели вынуждены демпинговать»


Роман Сабиржанов

Основатель и директор компании Hot Consulting

Эпидемия коронавируса очень сильно влияет на гостиничный бизнес. Мы видим, что будущие брони отменяются, люди меняют планы. Кафе и рестораны при отелях опустели. Очень сильно пострадали гостиницы, ориентированные на иностранцев: их загрузка уменьшилась почти в два раза. Отели вынуждены демпинговать.

Параллельно выросло внимание к нам со стороны государства. Минздрав, Роспотребназдор, правительство Москвы — все требуют проведения мер, препятствующих распространению вируса. Это и наличие масок, и закупка сертифицированных дезинфицирующих средств, и обязательные ежедневные отчеты о проведении уборок.

На рынке дезинфицирующих средств сейчас дефицит; из-за курсовой разницы их стоимость повысилась — это все бьет по карману. Еще несколько месяцев в таком формате — и ряд частных небольших отелей закроется. Кто-то сейчас пытается договариваться о снижении арендной ставки на период эпидемии, ссылаясь на форс-мажор.

В феврале и в марте у отелей не будет прибыли. Если эпидемия будет продолжаться, каждый следующий месяц они будут терять не менее 5% от годового оборота.

«Будем менять стратегию раз в квартал»


Александр Зейтц

Генеральный директор рекламно-производственной компании Zeytz

Последствия коронавируса пока не оказали серьезного влияния на наш бизнес. Возникли перебои с поставками продукции из Китая, но это не сказалось на клиентах, мы оперативно нашли альтернативные производства в России. В структуре нашей выручки импорт занимает не более 5—7%, поэтому никаких убытков в январе-феврале у нас не образовалось. Цены клиентам в ближайшее время мы тоже не планируем поднимать, будем искать альтернативы по производству.

Пока мы приняли две основные меры: проработали возможность перевести всех сотрудников, кроме производств, на работу из дома и создали запасы ходовых позиций на складе на случай остановки производства. Что касается падения рубля — у нас есть поставки продукции из других стран, в этом мы потеряем какие то проценты маржинальности, но так как мы поставляем сами продукцию более чем в 10 стран — это должно скорректировать возможные потери. Постараемся лучше управлять операционной деятельностью, но увольнять точно никого не планируем.

Бояться кризиса не нужно, но и осторожность не помешает. Мы решили вносить изменения в стратегию и бюджет не два раза в год, как было до этого, а раз в квартал, с учетом возможных рыночных изменений. Также мы притормозим разработки более капиталоемких проектов (например связанных с покупкой дорогого оборудования) и приостановим до конца первого квартала найм новых сотрудников.

Главное, чему мы научились в предыдущих кризисах, — кризис не конец. В период финансовой депрессии и упаднических настроений лучше всего конкурировать на противодействии — оптимистическом и структурном подходе. Компания с отлаженными бизнес-процессами на фоне остальных в этом случае становится более конкурентоспособна.