Разобраться • 29 декабря 2023
Малый и средний бизнес подводит итоги: что происходило на российском рынке в 2023 году
Малый и средний бизнес подводит итоги: что происходило на российском рынке в 2023 году
Текст: Наташа Покровская
Фото: Vladimir Godnik/Getty Images
2023 год был для российского бизнеса непростым: у некоторых компаний большинство ресурсов до сих пор уходит на восстановление после кризиса, который принесло за собой начало «спецоперации» в прошлом феврале. Тем временем кто-то уже адаптировался к переменам и снова чувствует себя уверенно. Inc. поговорил с предпринимателями из разных сфер о том, что произошло на рынках и какие факторы главным образом повлияли на бизнес-процессы.
2023 год был для российского бизнеса непростым: у некоторых компаний большинство ресурсов до сих пор уходит на восстановление после кризиса, который принесло за собой начало «спецоперации» в прошлом феврале. Тем временем кто-то уже адаптировался к переменам и снова чувствует себя уверенно. Inc. поговорил с предпринимателями из разных сфер о том, что произошло на рынках и какие факторы главным образом повлияли на бизнес-процессы.
Максим Пешков,
звукоинженер, основатель бренда аудиотехники Syren
«После затишья, которое наблюдалось в нашей сфере в прошлом году, число заказов увеличилось, но при этом прибыль у производителей больше не стала, потому что сопутствующие расходы (аренда, запчасти, комплектующие) тоже выросли примерно на 20%. Арендодатели могут манипулировать тем, что производству с огромными станками крайне проблематично взять и переехать куда-то за один день, и менять условия в невыгодную для арендаторов сторону. В связи с этим те компании, которые могут себе это позволить, задумываются о строительстве собственных площадей.
Цену для конечного клиента я, как и некоторые коллеги, поднимать опасаюсь. У заказчиков тоже есть свои проблемы, связанные с экономикой их бизнесов, и денег больше не становится ровно по той же самой причине. Таким образом, все вроде бы идет вверх, работы становится больше, но прибыль у компаний остается на том же уровне.
Кроме того, существует еще одна тенденция: вместо покупки нового оборудования клиенты стали чаще обращаться за ремонтом или реставрацией уже имеющегося. Подобные заказы, например, составляют около трети от нашего оборота. Стоит также упомянуть про проблемы, связанные с логистикой и уходом именитых западных брендов, из-за которых у некоторых отечественных производителей аудиооборудования, сервисных центров и прокатчиков тормозятся рабочие процессы. Многим приходится заказывать китайские комплектующие, которые зачастую уступают западным по качеству».
Денис Астафьев,
основатель инвестиционной компании SharesPro
«2023 год для сферы консалтинга и финансов оказался значительно более успешным, чем 2022. Предыдущий год был непростым: многие компании закрылись или трансформировались. Ввиду конъюнктуры нашего рынка, когда все акции, облигации и другие активы падали в цене, у многих (и у нас в том числе) была большая просадка по доходам.
Самой большой сложностью оказался поиск сотрудников. В сфере дефицит высококвалифицированных специалистов: сильные кадры из России переманивают западные компании, им готовы платить большие деньги. Соответственно, зарплата на локальном рынке должна соответствовать ожиданиям специалиста, чтобы вакансия была конкурентоспособной. Это, пожалуй, одна из ключевых трудностей».
Михаил Коптев,
коммерческий директор логистической компании «Скиф-Карго»
«Из-за ослабления рубля стоимость грузовых автомобильных перевозок в России за первое полугодие 2023 года возросла на 38%. Это привело к скачку цен на импортные тягачи и запчасти. Еще одним фактором стало увеличение утилизационного сбора на грузовые автомобили. Кроме того, подорожанию перевозок способствовал и рост спроса (на 61%), вызванный необходимостью доставки стройматериалов и товаров в новые регионы России. Дорожают и складские территории (при том что качественно лучше они не становятся). Арендная ставка продолжает увеличиваться, иногда даже выше фактической инфляции и инфляционных ожиданий — на 10–15% в год. Тем временем площадей катастрофически не хватает — как в федеральных центрах, так и в небольших городах.
Еще одна неприятная ситуация, которая наблюдается на рынке в этом году, — дефицит водителей, вызванный повышением среднего возраста специалистов данной отрасли, снижением престижа профессии, а также мобилизацией. На этом фоне зарплатные требования возросли на 30–40%, увеличилась текучка кадров, усложнились поиски персонала. Не хватает не только людей, но и транспорта. Запрет на поставку в Россию европейских грузовиков и неспособность отечественного автопрома покрыть даже четверть потребностей вынудили перевозчиков обратить внимание на китайские бренды.
Другой немаловажный фактор, который сказывается на индустрии, — за последний год дизельное топливо стало дороже на 10%, что привело к серьезному увеличению тарифов доставки. Это практически невозможно обойти или игнорировать. Единственный выход — поиск стабильного партнера на рынке топливных услуг».
Юлиу Пантя,
основатель компании-девелопера «Финская улочка»
«В этом году многие в нашей сфере столкнулись со сложностями в продажах из-за повышения Центробанком ключевой ставки до 15% (на момент публикации текста ключевая ставка поднялась до 16%. — Прим. ред.). Из-за этого с нового года мы решили изменить модель работы: на инвестиционные деньги будем только покупать и „девелопить“ землю (подключать коммуникации, делать межевание, и т. д.). Далее будем продавать участки со своим договором строительного подряда и возможностью выбрать дом из предложенной линейки. Таким образом нивелируется риск, что будут заморожены деньги инвесторов, вложенные в полностью готовые дома, на которые из-за ситуации с ключевой ставкой может не быть спроса.
Основная трудность, которую в этом году испытал я персонально, была в попытке перехода из малого бизнеса в средний. Мы пересобрали команду топ-менеджеров из больших систем, а бизнес не был готов к качественному росту. В итоге от этой идеи пришлось отказаться и мы вернулись к основам — начали перестраивать бизнес-процессы под возможность масштабирования».
Кирилл Поляков,
сооснователь Pragmacore, цифровой платформы для управления стройкой
«В этом году мы наблюдаем увеличение интереса к российским технологическим продуктам и разработкам. Цифровизация строительной отрасли становится одним из ключевых направлений развития технологий в России — подтверждением тому является, например, то, что 27 июня Михаил Мишустин поручил дополнительно направить более 11 млрд руб. на импортозамещение ПО в 2023 году, в том числе и на стройке.
Среди очевидных проблем, которые коснулись за эти 12 месяцев многих в нашей сфере, — рост уровня инфляции, повышение ставки ЦБ и уменьшение деловой активности. В цифровизации строительства также актуален вопрос зрелости рынка: часто приходится сталкиваться с определенным цифровым консерватизмом и неготовностью к трансформациям. Бывает, что при внедрении систем автоматизации сотрудники компании (клиента) бойкотируют процессы. В таких случаях вместе с партнером мы продумываем стратегию и идем по пути наименьшего сопротивления, но всегда очень важно, чтобы в первую очередь руководитель был заинтересован во внедрении и мог донести его ценность сотрудникам».
Егор Оболенский,
руководитель Cornette Group, компании-производителя БПЛА и приборов ночного видения
«В целом можно сказать, что 2023 год был удачным. Рынок приборов ночного видения и систем подавления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) растет. В частности, сильный „буст“ дает СВО. Кроме того, из-за необходимости и актуальности таких приборов в целом возросло внимание общества к данной отрасли.
Однако не все изменения были позитивными для нас. Так, в текущем году в России был принят закон о системах подавления БПЛА: теперь ими могут владеть только силовики, ведомственная охрана и сотрудники ЧОПов. Это сузило число наших потенциальных клиентов.
На рынке в нашем сегменте выросла конкуренция, причем со стороны как российских, так и азиатских игроков. Если рассмотреть объемы импорта, то мы увидим, что 60–70% электроники для приборов наблюдения и систем подавления БПЛА производится в Китае. Это либо полностью китайские приборы, либо продукт российских компаний, использующих азиатские мощности. К сожалению, процент исключительно российской продукции пока невелик».
Антон Мотузный,
коммерческий директор компании-дистрибьютора нишевого звукового оборудования «АВ-Центр»
«Санкции повлияли на импортеров даже сильнее, чем на всех остальных, и это не могло не повлиять на ценообразование: оборудование стало дороже для конечного потребителя. Однако сейчас главным фактором, который дает преимущество на рынке, стала не столько цена, сколько наличие товара на складе, потому что в связи с ситуацией в мире сложно обеспечить бесперебойные поставки.
Например, из-за трансформаций на рынке наш товар неожиданно из среднего сегмента перешел в премиум. Наш поставщик, бельгийская компания Audac, считался производителем решений средней ценовой категории, так как присутствовали западные (в основном американские) фирмы, чья продукция могла не сильно отличаться технологически, но стоить дороже из-за имени бренда.
Многие из-за проблем с логистикой ищут спасение своего бизнеса в Китае. Однако важно понимать, что на данный момент китайские производители в нашем сегменте делают качественную продукцию только для внутреннего рынка. Выбирая этот путь, компании «играют в русскую рулетку»: заранее навести справки о производителе или фабрике, получить какие-то отзывы — практически невозможно. Нельзя сказать, что все китайские решения плохие, — вам может прийти отличный прибор, который прослужит много лет, но может прийти и ширпотреб, который сломается через пару месяцев».
Денис Смелов,
коммерческий директор службы доставки Dalli
«С начала 2023 года наблюдался заметный спад в объемах онлайн-продаж, на 10–20%. Часть онлайн-трафика вернулась в офлайн. Но при этом ощутимо увеличился средний чек (на 20%). Еще из важного хотелось бы отметить смену курса на рынке труда: раньше работодатели диктовали условия, а сейчас им „правят“ соискатели. На определенные позиции существует дефицит кадров, и в период подготовки к высокому (предновогоднему) сезону все сервисные компании ощутили острейшую нехватку квалифицированного линейного персонала, рост конкуренции. В связи с этим компаниям (и нам в том числе), пришлось поднять зарплаты, особенно это коснулось курьеров. Также это коснулось и условий работы линейного персонала: вариативность графика, выгодные условия, денежные вознаграждения и социальный пакет.
На бизнес в нашей сфере повлияли и сложности с навигацией в Москве (в целях обеспечения безопасности происходит блокировка GPS-сигнала). Сбои в работе навигационных сервисов и приложений начались в мае 2023 года и сохраняются по настоящее время, а их корректная работа является одним из ключевых факторов, влияющих на скорость доставки заказов получателям.
Сейчас, под конец года, на рынке высокий сезон, который открылся с началом „черной пятницы“ и традиционно длится вплоть до окончания гендерных праздников. Это сложный период, поскольку в процессы вмешиваются факторы, не зависящие от доставщика. Например, погодные условия или ДТП на дороге. Даже десятиминутная задержка магистральной машины по этим причинам может завалить всю запланированную доставку».
Юлия Макаревич,
руководитель коммуникационного агентства Media Angels
«Тренд 2023 года в PR — это в первую очередь популяризация использования систем искусственного интеллекта. С помощью нейросетей сегодня можно генерировать не только изображения, но и тексты. Разумеется, журналистов и сотрудников PR искусственный интеллект без хлеба не оставит: контент того же Chat GPT требует редактуры. Высокотехнологичные сервисы могут стать серьезным подспорьем в работе, например помочь собрать аналитику и быстро составить портрет целевой аудитории. ИИ также дает возможность оперативно отслеживать упоминания и делать многое другое.
Еще один значимый фактор — изменения в законе о рекламе, которые вступили в силу в этом году. (Весь рекламный контент теперь подлежит обязательной маркировке. Подробнее об этом мы рассказывали тут. — Прим. ред.) К сожалению, из-за обтекаемых формулировок осталось непонятным, что конкретно подпадает под действие новых норм. В итоге все упоминания брендов и компаний ушли в нативный формат, что создает определенные сложности для популяризации бренда.
Кроме того, на рынке заметно увеличение доли коммерческих публикаций в масс-медиа, поскольку редакции информационных агентств и журналов, как и все отрасли, кризис также не обошел стороной».
Роман Фанталис,
генеральный директор и владелец компании по развитию территорий туристического направления Fantalis Group
«В этом году 48 субъектов РФ вошли в программу по грантовой поддержке предпринимателей: теперь бизнес может получить гранты на проекты по развитию внутреннего туризма. Это во многом дает цепную реакцию, взрывной рост новых средств размещения в разной ценовой категории.
Кроме того, с этого года ввели обязательную сертификацию гидов. Сейчас наличие такой лицензии является определяющим фактором для туристов при принятии решения о поездке в природные территории. Да, частный бизнес немного пострадает, уже не получится, как раньше, любому человеку с машиной и знанием региона оказывать услуги в сфере туризма. Но лицензирование — закономерное явление для любой сферы, особенно когда речь идет о безопасности и здоровье людей.
Еще, пожалуй, выделил бы введение нулевой ставки НДС на услуги проживания в гостиницах — это значительно облегчило финансовую нагрузку на отели и дало возможность инвестировать в развитие инфраструктуры. Кроме того, нулевая ставка НДС ведет к снижению цен на размещение. Как следствие, растет число туристов и спрос на гостиничные услуги».