Разобраться • 25 ноября 2024

Бизнес в кармане: когда пора делать мобильное приложение

Бизнес в кармане: когда пора делать мобильное приложение

Текст: Иван Шарков, ведущий менеджер продукта RuStore

Фото: Akshay Srivastava, Unsplash


В эпоху цифровизации можно наблюдать настоящий бум разработки мобильных сервисов. Кажется, что почти каждая компания стремится запустить свое приложение, следуя модной тенденции. Однако на практике это нужно не всем: стоит ли поддаваться тренду, разобрался для Inc. ведущий менеджер продукта RuStore Иван Шарков.

Рынок мобильных приложений демонстрирует стабильный рост. Например, выручка сектора мобильного гейминга, по данным Data.ai, с 2020 года выросла на $7 млрд и достигла $107 млрд в прошлом году.

Более 97% компаний в России уже используют мобильные технологии. Прежде всего это позволяет улучшить взаимодействие с клиентами, предоставляя им быстрый и удобный доступ к продуктам и услугам.

Кроме того, приложения помогают оптимизировать многие бизнес-процессы. Исследования показывают, что применение корпоративных мобильных сервисов более чем в половине опрошенных компаний позволило увеличить эффективность на 40%. Такие платформы могут автоматизировать обработку заказов, упрощать управление запасами, улучшать коммуникацию между сотрудниками и клиентами. Например, в сфере логистики они позволяют отслеживать грузы в режиме реального времени, что значительно повышает эффективность цепочки поставок.

Когда и кому это нужно

Решение о разработке мобильного приложения должно быть основано на тщательном анализе потребностей бизнеса и его клиентов. Компании стоит задуматься о его создании, когда:

  • целевая аудитория активно использует смартфоны и предпочитает взаимодействовать с компаниями через мобильные устройства. Если более 70% пользователей заходят на сайт через мобильные устройства, то приложение будет актуально. Более того, оно кратно увеличит конверсию в целевое действие при правильном проектировании UX/UI ;
  • бизнес предполагает частое взаимодействие с клиентами, например регулярные заказы, проверку статуса доставки, бронирование услуг. В таких случаях приложение может значительно упростить эти процессы для пользователей;
  • у компании высокие требования к защищенности данных. В особенности это актуально для онлайн-банков и интернет-магазинов;
  • фирма хочет использовать возможности дополненной реальности для улучшения клиентского опыта.

Возможности приложений

Приложения могут быть полезны для любого бизнеса, но особенно востребованы они в ретейле, финансовом секторе, здравоохранении, туризме и образовании. В этих отраслях мобильные сервисы значительно улучшают клиентский опыт, предоставляя удобный доступ к информации, возможность совершать операции онлайн и предлагать персонализированные услуги.

Персонализированные предложения, в свою очередь, помогают адаптироваться к предпочтениям и поведению пользователей, предоставляя им релевантные товары и услуги. Это ускоряет покупки и повышает лояльность клиентов. Push-уведомления также играют важную роль в возвращении пользователей в приложение, давая таргетированные рекомендации и увеличивая конверсию в повторные продажи.

Так, мобильный сервис магазина спортивных товаров «Спортмастер» значительно повысил объем продаж и улучшил общий опыт покупок для клиентов. После масштабирования рекламной кампании количество установок приложения увеличилось на 172%. Таким образом, компания увеличила количество покупок через мобильное приложение в 23 раза.

Подобный успех наблюдается и у других бизнесов. Например, количество установок мобильного приложения «Перекресток Впрок» в 2021 году превысило 10 млн. На данный момент доля заказов через приложение составляет около 70% от общего оборота онлайн-гипермаркета «Vprok.ru Перекресток», а ежемесячная аудитория насчитывает до 900 тыс. человек.

Мобильное приложение может стать платформой для тестирования новых продуктов или услуг, позволяя компании быстро получать обратную связь от пользователей и вносить необходимые корректировки. Например, маркетплейс Lamoda использует дополненную реальность для примерки одежды. Перед тем как сделать покупку, пользователи могут увидеть, как одежда будет смотреться на их фигуре. Для наиболее достоверной визуализации можно настроить четыре параметра — пол, возраст, рост и вес. Это повышает вовлеченность и снижает количество возвратов.

Еще один пример — компания ARena Space, которая с 2016 года развивает сеть парков виртуальной реальности. Фирма использует собственную IT-платформу Arena Park Manager для сбора и анализа информации о посетителях, что позволяет оптимизировать бизнес-процессы и принимать обоснованные решения. Анализ данных 150 тыс. гостей показал, что VR-парки привлекают разнообразную аудиторию, а не только подростков, как принято считать. Средний чек в крупных парках ARena Space достигает 1,4 тыс. руб., а время пребывания — около часа. Компания работает над увеличением показателя возвращаемости до 12 раз в год и видит перспективы в развитии location-based VR в России, считая этот формат эффективным способом познакомить пользователей с новой технологией развлечений. (Location-Based Entertainment — формат развлечений с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности в специально оборудованных местах. — Прим. ред.).

Другой интересный пример реализации VR — образовательная метавселенная «НЕЙМАРК». По сути она представляет собой виртуальный IT-кампус. Проект позволяет студентам из разных регионов посещать лекции, выполнять лабораторные работы и развивать цифровые проекты в виртуальной среде. Платформа также предлагает возможности для профориентации, виртуальное изучение астрономии и NFT-галерею. Такой инновационный подход к образованию демонстрирует потенциал виртуальной реальности в сфере обучения и развития навыков.

Однако не всем компаниям нужно мобильное приложение. Если фирма только начинает развиваться, у нее ограниченный бюджет или нет ресурсов для поддержки такого сервиса, возможно, стоит сначала сосредоточиться на развитии основных продуктов или услуг и создании качественного сайта с поддержкой мобильной версии.

Виды мобильных приложений

Разные виды приложений подходят под разные бизнес-сценарии. Их можно классифицировать по нескольким параметрам.

По сложности разработки

  • Простые: несколько десятков страниц с простой навигацией, базовые функции регистрации, до трех целевых действий, например книга рецептов.
  • Средние: наличие серверной части, авторизация с использованием биометрии, встроенные покупки, например приложение для бронирования.
  • Сложные: многофункциональные с высокой нагрузкой, с возможностью интеграции с другими сервисами, например приложения для заказа еды или такси.

По назначению

  • Коммерческие: магазины, сервисы для заказов.
  • Контентные: блоги, новостные ресурсы.
  • Социальные сети: общение, продвижение рекламы.
  • Игровые: развлекательные приложения с виртуальной реальностью.

По особенностям работы

  • Нативные приложения: разработка под каждую операционную систему отдельно, доступ ко всем функциям устройства, но высокая стоимость и сроки разработки.
  • Кроссплатформенные: один код для нескольких ОС, дешевле и быстрее, но с ограничениями в функциональности и производительности.
  • Мобильная версия сайта: дешевле и быстрее запускается, но ограничена по возможностям, требует интернет-соединения.

Нативная разработка. Нативные приложения разрабатываются для каждой платформы отдельно, например, сервисы для Android пишут на Kotlin и Java. Такие приложения открывают доступ ко всем возможностям и функциям гаджета.

Нативная разработка подходит для воплощения высокоуровневых анимаций и уникальных спецэффектов: звуковых, тактильных, визуальных (такие вещи важны в приложениях для медитаций или творчества). Фокусироваться на одной определенной ОС также имеет смысл, если ей пользуются большинство клиентов или же когда нужно по максимуму задействовать мощности смартфона для сложных вычислений.

Кроссплатформенная разработка. Такие приложения работают одновременно сразу на нескольких операционных системах. Для них не нужно писать два разных кода — создается один сразу для двух платформ. Кроссплатформенная разработка идеально подходит для создания MVP, если компания хочет охватить больше пользователей как можно скорее или в приложении не планируются тактильные отклики на действия пользователей. При этом на кроссплатформе все еще можно воплотить сложные высоконагруженные решения.

Мобильная версия сайта. Мобильная версия сайта — это отдельный портал, который создается специально для смартфонов и планшетов. Среди плюсов: быстрый запуск, относительно дешевая разработка. Однако мобильная версия не позволяет отправлять push-уведомления и доступна только с интернет-подключением.

Перспективы рынка

Будущее индустрии мобильных приложений во многом связано с развитием так называемых супераппов (это многофункциональные платформы, которые объединяют в себе множество сервисов, позволяя пользователям удовлетворять различные потребности) и кроссплатформенных решений.

Этот тренд начался в Азии, где такие приложения, как WeChat и Alipay, стали неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей. Поначалу это был непривычный формат для пользователей из России, однако можно наблюдать его постепенное распространение на примерах Ozon, «Яндекс Go» и VK. Они позволяют не только общаться и совершать платежи, но также заказывать еду, вызывать такси, бронировать билеты и многое другое — все в одном приложении.

Для бизнеса такой формат открывает новые возможности. Компании могут интегрировать свои сервисы в уже существующие супераппы, получая доступ к их огромной аудитории.