Разобраться • 7 октября 2025
Блеск и нищета Edtech: как выживает онлайн-образование в эпоху дорогих кредитов и усталости от курсов
Блеск и нищета Edtech: как выживает онлайн-образование в эпоху дорогих кредитов и усталости от курсов

Текст: Мария Гусарова
Пандемия сделала Edtech символом новой экономики, тогда все шли учиться: кто в поисках новой профессии, кто — просто за чувством движения в изолированном мире. Пять лет спустя отрасль спорит о своих границах, смысле и будущем: медиа «Инк» провело дискуссию «Блеск, нищета и боли российского эдтеха», прошедшая в московском пространстве АКИ.лаб при поддержке винотек SimpleWine (входит в Simple Group).
Пандемия сделала Edtech символом новой экономики, тогда все шли учиться: кто в поисках новой профессии, кто — просто за чувством движения в изолированном мире. Пять лет спустя отрасль спорит о своих границах, смысле и будущем: медиа «Инк» провело дискуссию «Блеск и нищета эдтеха», прошедшая в московском пространстве АКИ.лаб при поддержке винотек SimpleWine (входит в Simple Group).
В разговоре участвовали сооснователь Skyeng и агентства U-Force, академический директор бизнес-школы МФТИ Денис Сметнев, член совета директоров холдинга Ultimate Education Павел Мосейкин, исполнительный директор школы бизнеса «Синергия» Александр Рагиня, CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев и руководитель корпоративного университета Simple Group Ярослав Ражев. Модератор — главред «Инка» Андрей Ходорченков.

Денис Сметнев
академический директор бизнес-школы МФТИ
«Пандемия просто перекосила рынок. Люди не могли учиться офлайн и пошли в онлайн. Но рынок не бесконечен: количество клиентов ограничено, рекламные каналы перегреты».
По его словам, основной удар по индустрии нанесли не разочарованные студенты, а банки — после повышения ключевой ставки стало почти невозможно получить кредит на обучение. В результате экономика курсов «перестала сходиться».
По данным агентства Smart Ranking, в 2024 году рынок образовательных технологий в России вырос на 19%, что ниже показателя 2023 года (32%). Это свидетельствует о постепенном замедлении темпов роста. То есть онлайн-образование по-прежнему востребовано, но массовый сегмент исчерпал резервы: платить дорого и учиться долго готовы немногие.
Александр Рагиня описал происходящее как «конвейер»:

Александр Рагиня
исполнительный директор школы бизнеса «Синергия»
«Появилась новая тема — за два дня склепали учебный план, нашли преподавателя, записали видео, запустили рекламу. Продукта еще нет, а уже продают».
Качество резко упало, а вместе с ним — доверие. В скриптах продаж многих школ, отметил Рагиня, теперь «запрещено продавать курс сразу» — студентов втягивают в рассрочки, превращая обучение в долг.
И хотя понятной статистики по невозврату образовательных кредитов пока нет, общая тенденция долга банкам указывает на тревожные рекорды: объем просроченной задолженности по кредитам достиг 1,5 трлн рублей. Причем в основном по кредитам не платят те, кто брал займы в конце 2023 — в начале 2024 года под высокие процентные ставки.

Александр Рагиня
исполнительный директор школы бизнеса «Синергия»
«Мы втягиваем людей в кабалу низкокачественного обучения. А ведь “знаниевое” обучение уже не нужно. Сегодня нужно менять поведение, привычки, управленческие паттерны. Это не делается с помощью видеоуроков».
Павел Мосейкин напомнил, что ковид дал Edtech импульс мощный, но слишком ранний. «Отрасль не успела выстроиться, — сказал он. — Люди тогда проходили по три-четыре курса в год, часто без результата. Теперь они ищут качество, практику и подтверждение дипломом. Поэтому в 2025-м году мы видим естественную „чистку“ рынка».
Сейчас, по словам Мосейкина, растут форматы, где обучение превращается в сообщество — со взаимодействием с вузами, наставниками, индустрией. Туда, где есть контекст, возвращается доверие.
«На самом деле отката после ковида не было, — не согласился Илья Курмышев из „Яндекс Практикума“. — Да, рост замедлился, но рынок удержал объем. Это значит, что десятки тысяч людей продолжают осваивать новые профессии даже только в ИТ. Edtech доказал свою полезность».
По его словам, особенно в ИТ-сегменте отрасль «вышла на плато зрелости»: ежегодно через онлайн-школы проходит не меньше слушателей, чем в рекордном в части роста 2021 году.

Илья Курмышев
CEO «Яндекс Практикума»
«Сработала реферальность: друзья видят, что человек нашел новую работу, и тоже идут учиться. Это зрелый, воспроизводимый рынок».
О своем опыте рассказал Ярослав Ражев из группы компаний Simple, где Edtech стал дополнительным продуктом внутри бизнес-подразделения. Школа вина Энотрия готовит сомелье, и через нее проходит большая часть специалистов в Москве и Петербурге.

Ярослав Ражев
руководитель корпоративного университета Simple Group
«Наш офлайн-класс выкуплен за месяц до старта, а онлайн — тоже ограничен, чтобы сохранить методологию. Маркетинга нет, только сарафан. Люди идут за контентом, а не за оболочкой».
Он признался, что попытка выйти в массовый онлайн-формат (курс по вину «для всех») окупилась, но второй проект — о крепких напитках — провалился: «Категория не та, интереса нет. Всё решает ниша».
Денис Сметнев отметил, что детские курсы чувствуют себя лучше:

Денис Сметнев
академический директор бизнес-школы МФТИ
«Решение принимает родитель, а не ребенок. Поэтому LTV (пожизненная ценность клиента для организации — «Инк») в два раза выше, чувствительность к цене — ниже».
Самыми прибыльными остаются продюсерские центры вокруг «звездных преподавателей» ЕГЭ. По данным Smart Ranking, рынок подготовки к ЕГЭ и ОГЭ за 2024 составил около 11,6 млрд руб. И хотя это направление является драйвером в развитии рынка онлайн-образования,как отметил Мосейкин, и у него «есть потолок — число сдающих экзамен примерно постоянно».
У взрослых всё сложнее. «Мы боремся за потребителя так же, как коммерческие школы, — рассказал Ярослав Ражев о корпоративном университете Simple Group. — Хотя обучение бесплатное, нужно замотивировать. Люди идут к тренерам-звездам, которым доверяют, и на программы, где видят прямую связь с карьерным ростом».
Связка обучения и карьерного продвижения стала главным стимулом: после внедрения понятных треков «учись — получи должность» вовлеченность выросла кратно.
В «Синергии» сделали ставку на противоположное — повышение качества и цены.

Александр Рагиня
исполнительный директор школы бизнеса «Синергия»
«Мы устали балансировать между дешевым и массовым. Решили делать премиум-продукт, не оглядываясь на рынок».
Компания запустила онлайн-MBA стоимостью 1 млн руб., где основной упор — на живые сессии, командную работу и опытное обучение. Программа дополняется треком физического и когнитивного здоровья, коучингом и даже нейротьютором — искусственным ассистентом, обученным на методических материалах.
По словам Рагини, в будущем планируется создать виртуальный кампус с аватарами студентов и эффектом присутствия. «Это уже другой уровень вовлеченности», — уверен он.
Из зала выступил Андрей Коляда (EMAS), напомнив, что «Edtech — не отрасль, а формат».
Андрей Коляда
EMAS
«Нельзя сравнивать школу английского, корпоративный университет и MBA. Мы мешаем несопоставимые сегменты и искажаем оценку рынка».
По его словам, объем рынка MBA в России завышен в официальных отчетах вдвое. Дискуссию поддержал Александр Рагиня, уточнив, что не отрицает важности знаний, но подчеркивает смену фокуса:

Александр Рагиня
исполнительный директор школы бизнеса «Синергия»
«Знания уходят на второй план. Главное — изменение моделей лидерства и поведения».
На вопрос о перспективах сегмента 50+ мнения разделились. Денис Сметнев скептически заметил, что «в России у этой аудитории просто нет денег, а в мире кейсов почти нет».
Александр Рагиня, напротив, уверен, что спрос вырастет:

Александр Рагиня
исполнительный директор школы бизнеса «Синергия»
«Когда нынешние 20-летние выйдут на рынок, их будет меньше, чем нужно. Работать будут 50–60-летние — им понадобится переподготовка. Мы уже учим возрастных СЕО использовать ИИ (искусственный интеллект — «Инк») в работе».
Согласно данным BusinesStat, доля взрослого населения, участвующего в программах повышения квалификации, в последние годы в России активно растет. Число учащихся взрослых за 2020−2024 годы увеличилось на 28% и достигло 8,5 млн чел.
Участники сошлись в том, что Edtech не исчезает, а перестраивается. Массовый рынок отходит, уступая место нишевым, корпоративным и премиальным форматам.
«Онлайн-образование стало инфраструктурой, — резюмировал Илья Курмышев. — Оно просто перестало быть новостью».
Теперь, чтобы выжить, школам нужно не продавать курсы, а создавать опыт — опыт, который действительно меняет поведение, привычки и профессиональные траектории.