Разобраться • 22 июля 2022
«Смотрю на старые охваты — и хочется плакать». Как живут и на чем зарабатывают блогеры после блокировки основных соцсетей
«Смотрю на старые охваты — и хочется плакать». Как живут и на чем зарабатывают блогеры после блокировки основных соцсетей
Текст: Джейхун Мамедов
Иллюстрация: Анастасия Пожидаева
На фоне «спецоперации» России на Украине отечественный рынок в том или ином виде лишился большинства популярных соцсетей: Instagram* признан частью экстремистской организации и заблокирован, TikTok заморозил выпуск нового контента из-за вступления в силу «закона о фейках», YouTube перестал платить российским блогерам за рекламу. И если пользователи могут обойти ограничения с помощью VPN, то блогеры, которым работа на этих площадках приносила основной доход, потеряли большую часть средств к существованию. Inc. разбирался, как инфлюенсеры, привыкшие к миллионным гонорарам, существуют в новых условиях, что происходит на разрешенных платформах и почему импортозамещение в этой сфере пока не работает.
«Иногда, когда я захожу посмотреть свои старые охваты <в соцсетях>, хочется плакать», — признается в разговоре с Inc. певица и видеоблогер Катя Адушкина. Охваты ее аккаунта в Instagram*, на который до сих пор подписаны более 6 млн человек, с конца февраля упали, по ее словам, на 40%, а основные рекламодатели (Philips, Schauma, Adidas, Lego и другие крупные компании) или ушли из страны, или резко сократили маркетинговые бюджеты. По оценке директора по брендовым кампаниям HypeFactory Анны Пузаковой, доходы Адушкиной от сотрудничества со спонсорами упали в четыре раза — с 4 млн руб. в ноябре 2021 года до 1 млн руб. в среднем за месяц в мае и июне 2022-го. Похожая ситуация у самой популярной девушки в русскоязычном TikTok, 15-летней Лизы Анохиной, — с 4–5 млн руб. в ноябре 2021 года ее доходы сократились до 1 млн в месяц сейчас, подсчитала Пузакова. Обе размещали рекламу преимущественно в Instagram*. Блогер Стас Круглицкий (Stasprostoklass), записывающий скетчи в образе девушки Сантаны Новиковой, «по большому счету лишился работы» и сейчас живет на деньги, заработанные до конца февраля.
Адушкина, Анохина и Круглицкий — одни из тысяч инфлюенсеров, которые оказались без привычных инструментов заработка после начала «спецоперации» и катастрофически потеряли в доходах.
Кроме блогеров, жертвами блокировки популярных соцсетей оказались еще и агентства, которые занимаются пиаром и продюсированием инфлюенсеров. В марте одно из крупнейших в России инфлюенс-агентств Didenok Team (представляет блогеров Влада Бумагу, Катю Адушкину, Антона Шастуна и других) не сделало ни одной продажи, при этом должно было вернуть часть предоплат по отменившимся контрактам на общую сумму около 10 млн руб. Чтобы рассчитаться по этим обязательствам, сооснователю агентства Кириллу Диденку пришлось забирать у блогеров уже выплаченные за отснятый контент гонорары. Это было непросто не только с моральной точки зрения, вспоминает он: «Когда звезде нужно вернуть 100 млн руб. по контракту, может оказаться, что она уже купила на эти деньги Lamborghini».
Основатель агентства WildJam (представляет, в том числе, Даню Милохина) Ярослав «Эльф» Андреев в интервью Forbes Kazakhstan заявлял, что после 24 февраля его агентство потеряло 80% капитализации и 70% оборота. Выручка Yummy Global (продюсирует TikTok-звезд Дину Саеву, Лизу Анохину и других) в марте 2022 года по сравнению с февралем упала на 50%, количество просмотров постов в соцсетях сократилось в три-четыре раза, приводит цифры основатель агентства Егор Кочуров. У инфлюенс-маркетингового агентства HypeFactory, которое размещало рекламу у большинства российских блогеров, из 20 клиентов остались только два.
По индустрии больнее всего ударили сначала ограничение (25 февраля), а затем окончательная блокировка (11 марта) Facebook* и Instagram* в России, говорит директор по брендовым кампаниям HypeFactory Анна Пузакова. В результате почти все крупные бренды, входящие в топ-100 рекламодателей на российском рынке, отказались от коммерческих публикаций в этих соцсетях. По словам Пузаковой, около 50% рекламных размещений в соцсетях в России приходилось на Instagram*. Мартовский опрос агентства среди 35 работающих с HypeFactory блогеров показал, что в среднем охваты постов в соцсети упали на 29%, а сторис — на 16%.
Период после 24 февраля Кирилл Диденок сравнивает с пандемией, которая два года назад казалась многим страшным ударом по экономике. «Тогда агентство работало не покладая рук: да, концерты отменялись, но рекламодатели активно переезжали в диджитал. Теперь же всё остановилось, — говорит он. — За месяц сбылись просто все наши страхи». Размер ежемесячной недополученной выручки второй сооснователь агентства Пейзулла Магомедов оценивает в 100–200 млн руб. С марта по май команда Didenok Team жила благодаря постоплатам по уже реализованным контрактам и «работала в стол». Пришлось сократить 10% штата — весь отдел продакшна.
Лиза Анохина
ведущая и тиктокер
(4 млн подписчиков в Instagram*, 35 млн — в TikTok)
В основном рекламу покупали в Instagram*. Если в декабре 2021 года было пять крупных размещений, то сейчас их вовсе нет. Доходы упали очень сильно.
Но я не заостряю на этом внимания, потому что не трачу много денег. Думаю, что постепенно всё стабилизируется, в том числе и доходы.
Никаких других источников дохода я не искала.
Сейчас больше всего проявляю активность в TikTok: для меня это самая простая и понятная платформа. Охваты на ней не изменились, весь мой контент выходит на западную аудиторию — новые ролики выкладываю с помощью американской сим-карты. У меня есть зарубежная аудитория, и я ее продолжаю развивать.
Вторым гвоздем в крышке гроба инфлюенс-рынка стало отключение монетизации на YouTube среди российских пользователей, которое произошло в начале марта. По словам Анны Пузаковой, крупные блогеры с миллионами просмотров благодаря монетизации на этой платформе могли содержать целые команды, включая продакшн. «Такие авторы чаще всего размещали имиджевую рекламу крупных брендов, которые ушли с рынка либо приостановили размещение», — добавляет Пузакова. «В лучшие времена» один канал на YouTube приносил до $1 млн, вспоминает Антон Эльбраум, гендиректор агентства «Хасл Медиа».
После введения этих ограничений российские блогеры могут получать деньги только с просмотров из-за рубежа — это максимум 15% от прежнего дохода, подсчитала Анна Пузакова. Но даже эти деньги невозможно вывести из личного кабинета, если блогер работает под российским юрлицом, добавляет она.
Все это привело к упрощению и удешевлению контента на площадке, констатирует Диденок. «Популярные шоу на YouTube, как правило, стоят дорого. Креаторы, делая их, ориентируются на деньги, которые смогут заработать с монетизации. И вот сейчас у них возникает вопрос: на какие деньги и зачем продолжать делать сложный контент?» — поясняет предприниматель. Так, у одного из самых топовых блогеров YouTube Влада Бумаги (40,9 млн подписчиков) форматы стали дешевле и проще: в одном из недавних выпусков он просто смотрит свои старые видео, сидя в комнате с зафиксированной камерой.
Катя Адушкина
певица и видеоблогер
(6,4 млн подписчиков в Instagram*, 5,5 млн — на YouTube)
Монетизация на YouTube приносила мне до 10% ежемесячного дохода и была, скорее, приятным бонусом, еще и в долларах. Поэтому ее отключение в России мало повлияло на мой заработок.
Конечно, монетизация от просмотров в других странах мизерная. Это смешные деньги.
Несмотря на это, YouTube сейчас — единственная разрешенная площадка, на которой остались прежние охваты, говорит второй сооснователь агентства Didenok Team Пейзулла Магомедов: смотрение YouTube в России на пятом месте в мире после Индии, США, Индонезии и Бразилии. По словам Магомедова, агентство продолжает мотивировать блогеров выкладывать контент на YouTube, чтобы не терять аудиторию, с прицелом на возможное возвращение монетизации в будущем.
VK: 46 млн → 50 млн человек
Instagram*: 38 млн → 11 млн человек (если учитывать сессии любой длительности)
ОК: 20 млн → 20 млн человек
Facebook*: 9 млн → 2 млн человек (если учитывать сессии любой длительности)
Telegram: 27 млн → 40 млн человек
TikTok: 33 млн → 29 млн человек
YouTube: 46 млн → 46 млн человек
Источник: Mediascope (Россия, 12+)
Источник: Mediascope (данные по России среди аудитории 12+)
46 млн → 50 млн человек
38 млн → 11 млн человек (учитывая сессии любой длительности)
20 млн → 20 млн человек
9 млн → 2 млн человек (учитывая сессии любой длительности)
27 млн → 40 млн человек
33 млн → 29 млн человек
46 млн → 46 млн человек
В начале марта работу в России приостановил и TikTok: платформа сочла, что после вступления в силу «закона о фейках», который предполагает наказание за дискредитацию армии до 15 лет лишения свободы, продолжать работу в России опасно. Теперь российские блогеры не смогут постить новые ролики, а пользователи могут смотреть только контент в русскоязычном сегменте, выложенный до 6 марта, — мировая лента недоступна вовсе.
По данным Mediascope, охват TikTok с февраля по июнь 2022 года снизился на 4 млн — до 29 млн пользователей в сутки. При этом россияне продолжают заходить в соцсеть, старые видео набирают просмотры. Ролики, выложенные в обход ограничений через сим-карты других стран, попадают только в зарубежные ленты, то есть российская аудитория их не увидит, объясняет Анна Пузакова.
Часть лояльных соцсетям пользователей остались на заблокированных площадках с помощью VPN, но это ситуацию не особенно спасает: обход блокировок освоили только пятая часть от прежнего числа пользователей, заявлял на ПМЭФ глава Минцифры Максут Шадаев. О беспрецедентном оттоке с попавших под ограничения площадок говорят и цифры из исследований медиарынка: по данным Brand Analytics, с 24 февраля по 15 мая число активных авторов в TikTok сократилось на 76%, в Instagram* — на 54%, в YouTube — на 15%.
Бенефициарами ситуации оказались альтернативные, не подверженные ограничениям платформы. В тот же период с конца февраля по середину мая на 23% выросло количество пользователей в Telegram, на 18% — в VK, на 4% — в «Одноклассниках».
Впрочем, на них перешли максимум 30% от общей аудитории, остальные просто перестали активно использовать соцсети, говорит Пейзулла Магомедов.
И все же эти площадки пришлось освоить, попутно изучив специфику каждой.
VK. Миграция на эту платформу оказалась самой безболезненной: многие блогеры вели страницы «ВКонтакте» еще до ограничений в других соцсетях. Правда, большинство развивали не паблики, а личные страницы, которые «сложно проанализировать, контент с них нельзя продвигать, он редко попадает в рекомендации», говорит Анна Пузакова из HypeFactory. «Мы ожидали, что VK обновит платформу, например сделает личные страницы для инфлюенсеров с инструментами для анализа аудитории, но этого не произошло», — констатирует она.
В мае 2022 года VK выделил раздел «Клипы», «которые раньше были незаметной кнопкой в общем приложении», в отдельное приложение, обращает внимание Кирилл Диденок. «Клипы» могли бы стать аналогом замороженного TikTok, но там все еще нельзя создавать оригинальные звуки, нет вкладки с видео, которые сняты под определенную звуковую дорожку, рейтинга популярных звуков и «есть вопросы к алгоритмам», перечисляет минусы приложения Пейзулла Магомедов.
Еще одно изменение коснулось рекомендательной системы VK: теперь она в режиме реального времени подстраивается под персональные интересы пользователей и обновляет бесконечную ленту клипов, опираясь на зрительские реакции и комментарии, отчитались в пресс-службе компании. Технически это работает следующим образом: алгоритмы машинного обучения анализируют каждый ролик в «Клипах», определяют, что именно в нем происходит и о чем конкретно говорят герои, находят знаменитостей в кадре и распределяют клипы по жанрам и категориям, которые потом выпадают в рекомендациях пользователям. Сейчас в «Клипы» залиты около 16,5 млн коротких видео, каждый день их смотрят 750 млн раз. Пиковый показатель был в апреле — 1 млрд просмотров в сутки, сообщили Inc. в пресс-службе компании.
Кроме того, в VK работает платформа для сбора донатов от подписчиков Boosty, которая довольно популярна среди блогеров и частично помогает им покрыть просадку доходов, говорит Пузакова. В апреле VK сообщал о четырехкратном росте количества авторов в Boosty.
Telegram стал площадкой, на которую блогеры переключили свое внимание в первые же дни после ограничений: массово создавали собственные каналы и просили подписчиков в еще работающих популярных соцсетях подписываться на них, вспоминает Диденок. Конверсия таких призывов, впрочем, оказалась довольно низкой: по оценке Анны Пузаковой из HypeFactory, в Telegram блогеров из их аккаунтов Instagram* переходили в среднем не больше 5% подписчиков. Так, на Telegram-канал Кати Адушкиной подписаны 160 тыс. человек — всего 2,5% от количества ее подписчиков в Instagram*. «Переходит только фанбаза, самая активная и лояльная часть аудитории», — объясняет Магомедов.
Кроме того, после первой волны подписок из каналов начался отток, говорит Анна Пузакова: «люди подписывались, боясь потерять Instagram*, но он продолжил работать через VPN. Все выдохнули и почистили подписки в Telegram».
Рекламные форматы, на которые я не соглашался, пока так же не допускаю. Потери от монетизации ничем не компенсирую — остались только донаты зрителей (собираю их через свой лендинг). Команда у меня небольшая — графический дизайнер и художник.
«Дзен» (экс-«Яндекс Дзен») еще в начале марта обеспечил возможность автоматически загружать контент из других соцсетей на «Дзен» и этим сильно облегчил жизнь блогерам, говорит Кирилл Диденок. Тем не менее в абсолютных цифрах на платформу перешли серьезно меньше людей, чем в Telegram и VK. Магомедов объясняет это тем, что «Дзен» не воспринимается аудиторией как соцсеть, — скорее, как агрегатор СМИ, — а «у зумеров ассоциируется с ЖЖ».
За последние полгода число авторов на «Дзене» выросло вдвое, говорит директор по контенту сервиса Ринат Низамов. Всплески регистраций были в моменты непосредственной блокировки Instagram*, отключения монетизации на YouTube и приостановки TikTok. Впрочем, прирост 60% подписчиков с марта по июль не повлиял на охваты, которые на площадке уменьшились на 22% «и в целом небольшие», говорит директор по брендовым кампания HypeFactory Анна Пузакова. В пример она приводит канал Wylsacom, на который на «Дзене» подписано 76 тыс. пользователей против 10 млн на YouTube. Видео в этом канале на «Дзене» в последние три месяца собирают до 15 тыс. просмотров, в то время как на YouTube — 200–800 тыс. просмотров.
В начале весны, ориентируясь на новые реалии, «Дзен» изменил ряд принципов работы.
Новые правила увеличат выплаты блогерам со стороны платформы примерно в два раза, уверяет Низамов: в 2022 году «Дзен» планирует заплатить креаторам около 4 млрд руб. против 2 млрд руб. в 2021 году.
Катя Адушкина
певица и видеоблогер
(6,4 млн подписчиков в Instagram*, 5,5 млн — на YouTube)
У меня были развиты сразу несколько площадок. VK я веду с 2013 года: у меня 930 тыс. подписчиков на личной странице и 450 тыс. — в паблике. Плюс последние полтора года я активно вела Telegram. В этом плане мне повезло: я об этом позаботилась заранее.
Профиль в «Дзене» создала, но пока туда только дублируются мои посты из Instagram*. Мне интересна эта площадка в плане новой аудитории: там она более взрослая.
«На что живут блогеры в новых реалиях? Ответ простой — на накопления, которые потихоньку заканчиваются, и редкие рекламные контракты», — говорит председатель комитета АРИР по инфлюенс-маркетингу Антон Петухов.
Впрочем, самые тяжелые времена для инфлюенс-рынка длились с марта по июнь, а сейчас сфера начинает понемногу оживать, считает Кирилл Диденок. Выручка его агентства с марта выросла в четыре раза, рекламодатели частично возвращаются — в основном, это банки, телеком-компании и крупные онлайн-магазины. Спрос на рекламу у микроблогеров с аудиторией от 10 тыс. до 200 тыс. подписчиков в июне вырос на 30%, следует из исследования компании Perfluence.
Тем не менее доходность на площадках в основном упала: в Instagram*, по оценкам Анны Пузаковой, больше чем на 20%, до одного-трех руб. за просмотр (показатель CPV). Несмотря на признание экстремистской в России, соцсеть все еще котируется у негосударственных рекламодателей, говорит Кирилл Диденок, — не через рекламный кабинет (оплата прямой рекламы в Instagram* может быть расценена как финансирование экстремистской организации), а напрямую блогеру за интеграцию в пост.
В Telegram, по оценке Пейзуллы Магомедова, просмотр как стоил, так и стоит от двух до 30 руб. в зависимости от медийности блогера. Но даже при таком раскладе альтернативные площадки совокупно приносят блогерам не больше 20% прежнего дохода, подсчитал Магомедов. «Это наша главная боль», — признается он. С этими расчетами согласны основатель Yummy Global Егор Кочуров и Анна Пузакова из Hype Factory. «Это раз в пять меньше того, что мы обычно зарабатывали в среднем», — подтверждает Пузакова.
В Instagram* и TikTok зарабатывали не только блогеры, но и малый бизнес, который продвигал свои товары через таргетированную рекламу. Такие компании чаще всего переезжают не в альтернативные соцсети, а на контент-платформы маркетплейсов, говорит Кирилл Диденок. Активнее всего в этой области развивается платформа «Ozon Моменты». В разделе, запущенном в апреле 2022 года, продавцы и пользователи делятся своим фото- и видеоконтентом.
Социальные сети внутри маркетплейсов полезны не только бизнесу, но и инфлюенсерам, уверен Диденок. Так, например, в конце июня Катя Адушкина (сотрудничает с агентством Didenok Team) провела в «Моментах» прямой эфир, показав семь товаров с маркетплейса. Трансляция собрала 64 тыс. просмотров. Принесло ли это какие-то деньги, Диденок не раскрывает: «О монетизации говорить рано, мы пока что на этапе разгона».
Видео монетизируются, если в них есть карточки товаров с маркетплейса, рассказали Inc. в пресс-службе маркетплейса. Вознаграждение высчитывается по формуле, в которой учитываются просмотры, досматриваемость видео и конверсии в покупку. С одного видео можно получить максимум 80 тыс. руб. Сейчас на платформе около 70 тыс. роликов, в ее развитие Ozon планирует инвестировать около 1 млрд руб., говорят в пресс-службе.
«На подобных площадках есть всё, что нужно для роста: аудитория, рекламодатели и блогеры. Нас ждет что-то новое», — воодушевлен Диденок. Анна Пузакова его восторгов не разделяет: «Аудитория там не вовлеченная — не оставляет ни лайков, ни комментариев. По размеру и заработку блогеры раздела не сравнятся с теми, кто работает на классических площадках, — скептична она. — Это, скорее, возможность хорошего заработка для людей из регионов — тех, кто оставляет отзывы на площадках вроде iRecommend».
Заблокированные и замороженные в России иностранные сервисы пробуют импортозаместить. Помимо VK, на рынке работают еще две «исконно русские» платформы: Yappy (аналог TikTok) и Rutube (аналог YouTube). Обе они принадлежат «Газпром-медиа холдингу», который не жалеет средств на их продвижение: например, рекламу Yappy можно увидеть на билбордах в центре Москвы, телеканалах и крупных онлайн-площадках. Амбассадоры соцсетей — крупные блогеры: в Yappy это, например, Саша Стоун (2,5 млн подписчиков в Instagram*), в Rutube — Карина Кросс (10,6 млн подписчиков в Instagram*).
Впрочем, все это не помогает площадкам с популярностью, считает Анна Пузакова: по ее словам, больше 20 тыс. просмотров ролики в Yappy не набирают. Открытой статистики просмотров и других показателей ни по Yappy, ни по Rutube нет.
Привлекает блогеров на обе площадки агентство Insight People — партнер «Газпром-медиа». Сотрудник Insight People, который пообщался с Inc. анонимно, утверждает, что охваты видео в Yappy достигают 30–50 тыс., на июнь 2022 года у приложения 3 млн пользователей, которые хотя бы раз в месяц заходят в него, и более 2 тыс. блогеров, выкладывающих контент. При этом контракт с Insight People обязывает блогера постить до 10 видео в Yappy в месяц, говорит собеседник Inc.
После отключения монетизации на YouTube Rutube отказался от своей комиссии и начал выплачивать полную стоимость размещаемой рекламы блогерам. Акция действовала 40 дней в рамках программы поддержки, а потом Rutube продлил ее до 1 сентября 2022 года.
Стратегия сработала в краткосрочном периоде: по данным Similarweb, в апреле Rutube посетили 63,6 млн пользователей, но уже в июне показатель снизился почти вдвое — до 35,3 млн. Собеседник Inc. в Insight People считает, что причиной могли стать три фактора: несостоявшаяся блокировка YouTube, сезонность телевизионного контента, которого много на платформе, и хакерская атака на Rutube в начале мая, после которой платформа не работала два дня.
«На самом деле, всё проще: переходить на Rutube нет смысла, когда есть YouTube с прежними охватами, собранной аудиторией и необходимым функционалом», — считает Анна Пузакова. Законодатели блокировать YouTube пока не планируют: в июне глава Минцифры Максут Шадаев заявлял, что «запрет <YouTube> — это самый последний шаг».
Мне кажется, перспектив у Rutube минимум. Платформа неконкурентная. Есть сервисы удобнее и проще. Да и с цензурой на Rutube сложнее, чем на YouTube.
По словам Антона Эрльбаума, гендиректора агентства «Хасл Медиа», которое размещает ролики блогеров на Rutube, весной 2022 года большинству YouTube-блогеров предлагали автоматически перенести их контент на Rutube взамен на отсутствие комиссии с рекламы. «Платформа рассчитывала, что за блогерами придет аудитория, но низкие рекламные ставки и хакерская атака не позволили реализовать эту стратегию», — рассуждает Пейзулла Магомедов.
Просмотры и доходы в Rutube сейчас в десятки раз ниже, чем на YouTube до ограничений, говорит Эрльбаум. По его словам, за первый квартал 2022 года несколько сотен каналов авторов «Хасл Медиа» собрали на Rutube не больше 1,5 млн просмотров, что принесло компании всего несколько десятков тыс. руб.
Оригинальные шоу, которые делает Insight People для Rutube, собирают в среднем от 100 тыс. до 300 тыс. просмотров за выпуск. Среди крупных проектов — «Наше дело», «Дуэль», «На связующих». Большинство из них короткие — от семи до 15 мин.
Но этот локальный успех не принесет Rutube популярности у широкой аудитории, считает Диденок. По его словам, чтобы площадка росла, в первую очередь нужны развитые алгоритмы. У пользователей Rutube на главной одна и та же лента, что не идет ни в какое сравнение с YouTube, где работает персонализированная рекомендательная система, — рассуждает он. «Повторить YouTube в России можно, но для этого нужны тысячи разработчиков, миллионы часов видео и сотни миллионов активных пользователей», — резюмирует Диденок.
*входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской в России.
** признана экстремистской организацией в России.
Количество людей, которые хотя бы один раз увидели пост в соцсети.
Лиза известна зарубежной аудитории TikTok благодаря коллаборациям с западными блогерами: например, испанцем Benji Krol и американкой Беллой Порч