Разобраться • 7 ноября 2025
Блогеров, ставших полноценными конкурентами традиционным медиа, в том числе и за рекламодателей, ждут непростые времена. 2025 год стал переломным: динамичный рост уперся в жесткую реальность ограниченного инвентаря, урезанных маркетинговых бюджетов и нехватки новых звезд. В рамках тематической недели, посвященной СМИ и медиа, «Инк» разбирался, как меняется структура рынка, кто выигрывает от перетока аудитории и денег и почему 2026 год будет не легче.
Блогеров, ставших полноценными конкурентами традиционным медиа, в том числе и за рекламодателей, ждут непростые времена. 2025 год стал переломным: динамичный рост уперся в жесткую реальность ограниченного инвентаря, урезанных маркетинговых бюджетов и нехватки новых звезд. В рамках тематической недели, посвященной СМИ и медиа, «Инк» разбирался, как меняется структура рынка, кто выигрывает от перетока аудитории и денег и почему 2026 год будет не легче.
Основную часть доходов, а именно 80–85%, блогерам, как правило, приносят рекламные интеграции, отмечают исполнительный директор Ассоциации блогеров и агентств (АБА) Тимур Ахмедов и директор дивизиона Creative рекламной группы Kokoc Group Василий Ящук. И рынок инфлюенс-маркетинга, или рекламы у блогеров, с 2021 по 2024 год бурно рос. За этот период его объем, несмотря на небольшую просадку в 2022 году, увеличился почти в три раза, до 42–44 млрд руб., следует из оценки АБА.
Довольно впечатляющий результат, который уже превышает рекламные доходы издательского бизнеса, 27 млрд руб. в 2024 году (здесь и далее — данные Ассоциации коммуникационных агентств России, АКАР. — Прим.ред.), и объем бюджетов на продвижение в аудиоконтенте (24,6 млрд руб.). Инфлюенсеры стали полноценными медиа — самостоятельными и вполне способными конкурировать за рекламные бюджеты с традиционными каналами.
Но в этом году бурное развитие остановилось: по прогнозам экспертов, рынок инфлюенс-маркетинга либо сильно замедлит темпы роста, либо покажет падение. В АБА ожидают, что он составит 40–45 млрд руб. Ящук предполагает, что рынок, вероятно, вырастет ниже уровня инфляции или покажет стагнацию. В реалистичном сценарии — сохранит свой объем на уровне 2024 года, в пессимистичном — покажет падение до 15%, считает сопредседатель комитета АКАР по инфлюенс-маркетингу и операционный директор агентства Okkam Creative Аполлинария Двуреченская.

У такого кризиса сразу несколько причин. Во-первых, на динамику рынка, безусловно, повлияла общая экономическая ситуация в стране, отмечает Ахмедов.

Тимур Ахмедов
исполнительный директор АБА
«На фоне охлаждения потребительского спроса в этом году часть рекламодателей урезала свои маркетинговые бюджеты, в том числе на инфлюенс-маркетинг».
Во-вторых, сильным ударом стало сокращение доступного инвентаря для продвижения на фоне законодательных ограничений. Ключевое из них — вступивший в силу с 1 сентября 2025 года запрет на размещение рекламы в Instagram* (принадлежит американской компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России), считают Ахмедов, Двуреченская и Ящук. До этого момента указанная площадка оставалась одной из основных платформ для продвижения через инфлюенсеров, несмотря на ее блокировку в стране в 2022 году. По оценке Двуреченской, в 2024 году Instagram аккумулировал 20% бюджетов на рекламные интеграции у блогеров.
Конечно, часть рекламных бюджетов перераспределилась из Instagram в другие соцсети и мессенджеры, но рост рынка сдерживает ограниченность доступного инвентаря, говорят эксперты.

Кирилл Диденок
основатель коммуникационного агентства Didenok Team
«Мы видим дефицит качественного рекламного инвентаря: в соцсетях, доступных для размещения интеграций, алгоритмы пока работают не так эффективно, как в запрещенном Instagram*. Разрешенные площадки, в особенности аккаунты крупных блогеров и артистов, уже перегреты спросом рекламодателей. Это провоцирует существенное повышение стоимости размещений, что бьет по динамике бюджета компаний на инфлюенс-маркетинг в текущей экономической ситуации и тормозит рост рынка».
В то же время часть рекламодателей после запрета рекламы в Instagram* временно отказались от продвижения через инфлюенсеров, указывает Ахмедов.
Некоторые законодательные изменения последних лет, которые затронули блогеров, — маркировка интернет-рекламы, регистрация в РКН (для инфлюенсеров с аудиторией свыше 10 тыс. человек), как теперь видно, отразились на индустрии в целом позитивно, добавляет Ахмедов. Благодаря им часть рынка инфлюенс-маркетинга вышла из серой зоны, что сработало в плюс его имиджу у аудитории и рекламодателей. Но усиление регулирования потребовало дополнительных издержек со стороны бизнеса, отмечает Ахмедов.
У российских блогеров, конечно, есть и другие источники заработка на контенте: платные подписки и донаты, спецпроекты, а также выплаты от партнерских программ самих платформ, но эксперты называют их, скорее, вспомогательными. На эти каналы приходится в среднем 15–20% доходов инфлюенсеров, оценивают Ахмедов и Ящук. В совокупности они приносят блогерской индустрии не более 9–10 млрд руб., считают в АБА.
Запрет рекламы в Instagram* стал причиной коренной перестройки структуры инфлюенс-маркетинга. Крупные рекламодатели, по данным АБА, окончательно ушли из этой соцсети во избежание правовых и репутационных рисков, направив свои бюджеты на другие контентные платформы.
Ключевым бенефициаром перетока рекламных бюджетов из Instagram* стал Telegram, солидарны Ахмедов, Диденок и Ящук. По оценкам Didenok Team, в сентябре 2025 года, то есть после вступления в силу запрета на продвижение в Instagram, объем рекламы в мессенджере увеличился на 42% в денежном выражении в сравнении с тем же месяцем 2024 года.
Telegram интересен рекламодателям не только из-за роста его аудитории, но и из-за высокого уровня вовлеченности пользователей на этой площадке, что повышает эффективность продвижения, поясняет Ахмедов.
Также бюджеты перераспределились в пользу замедленного Youtube по причине высокой концентрации на этом видеохостинге блогерского лайфстайл-контента, привычного для пользователей запрещенной соцсети, считает Ахмедов.
Частично выгодоприобретателем стал и VK, как крупнейшая российская соцсеть с широким демографическим срезом аудитории, также отмечают в АБА. По оценке Диденка, в сентябре 2025 года размер рекламных бюджетов в VK увеличился на 16% в деньгах к тому же периоду 2024-го. На эту площадку из Instagram* переходят те бренды, которым важна репрезентация и продвижение своих товаров и услуг через сильные инструменты VK: сообщества, каталоги и т. п., пояснил Ахмедов. К ним относятся рекламодатели из категории «красота и здоровье», ретейл и маркетплейсы, разработчики мобильных игр и приложений и другие.
Рост спроса на рекламные размещения случился и на нишевых площадках — TikTok (соцсеть ввела в 2022 году ограничения на загрузку нового контента и доступ к рекламным инструментам для российских пользователей), «Дзен» (принадлежит VK), Rutube (принадлежит холдингу «Газпром-медиа») и Twitch, продолжает Ахмедов. Среди этих площадок наиболее существенный рост бюджетов на инфлюенс-маркетинг, по его словам, показывает TikTok: для рекламодателей он важен с точки зрения продвижения товаров и услуг среди молодежной аудитории и распространения вирусного контента.

Василий Ящук
директор дивизиона Creative рекламной группы Kokoc Group
«На конец 2025 года на Telegram придется примерно 40% рекламных бюджетов на инфлюенс-маркетинг. На YouTube — 30%, на VK — 15%. Остальные 15% распределятся между другими площадками».
При перераспределении бюджетов из Instagram* на другие соцсети рекламодатели сталкиваются с трудностями, добавляют в АБА. Первая из них — недостающий функционал и технические недостатки доступных платформ, говорит Ахмедов. По его словам, в сравнении с зарубежными площадками у VK пока менее совершенные алгоритмы рекомендаций и таргетинга, у Telegram — ограниченные возможности встроенной аналитики, а у Rutube есть проблемы с технической стабильностью.
Вторая сложность заключается в сильной сегментации российской аудитории между разными контентными площадками, что затрудняет планирование кампаний в инфлюенс-маркетинге, также добавляет Ахмедов.
Если раньше охватить нужных пользователей можно было через пару платформ или даже одну площадку, например YouTube и Instagram*, то теперь, чтобы достучаться до целевой аудитории, необходим комплексный подход в рамках одной кампании, поясняет он. Например, закупка рекламного поста у блогера в VK, в нескольких Telegram-каналах и в ролике у YouTube-инфлюенсера, и т. д.
Кроме того, некоторым категориям рекламодателей бывает непросто адаптироваться к контенту и аудитории доступных платформ, говорит Ахмедов.

Тимур Ахмедов
исполнительный директор АБА
«Например, бьюти-компаниями и модным ретейлерам сложно продвигаться в Telegram, где нет ленты с фото. А премиум-бренды с осторожностью идут в VK, потому что, по их мнению, аудитория на этой площадке исторически менее платежеспособна, чем в Instagram. В своем продвижении они сейчас делают акцент на Telegram и YouTube».
Опрошенные «Инком» блогеры тоже видят признаки торможения рынка инфлюенс-маркетинга. На фоне новых законодательных ограничений, вступивших в силу в этом году, блогеры советуются с юристами и переписывают бизнес-стратегии, — это нормальный процесс перестройки, говорят авторы блога Sofiadelmonstro Юлия Корсик и Илья Иванов.
Больше внимания российским площадкам они начали уделять после замедления YouTube в прошлом году, так как в моменте просмотры канала на видеохостинге заметно упали, вспоминают блогеры. Так как у авторов блога Sofiadelmonstro основной формат контента — вертикальные ролики, для него ближе всего из доступных площадок оказалась соцсеть VK.
Но оказалось, что эта и другие российские платформы с пользовательским видеоконтентом пока не могут конкурировать с YouTube по алгоритмам органического продвижения, говорят Юлия Корсик и Илья Иванов.

Юлия Корсик и Илья Иванов
авторы канала Sofiadelmonstro
«У VK и Rutube есть прогресс, и мы за ним следим, но пока, по нашим ощущениям, рекламодатели не спешат на эти площадки вслед за аудиторией. Поэтому мы продолжаем делать ставку на качественный и органичный для нас контент на YouTube, тем более что охваты роликов на этом видеохостинге вернулись на прежний уровень».
Блогер и резидент продюсерского центра «Инсайт Люди» Мариам Тилляева также считает, что темп роста всего рекламного рынка замедлился и на этом фоне инфлюенс-маркетинг столкнулся со сложностями.

Мариам Тилляева
блогер и резидент продюсерского центра «Инсайт Люди»
«Важным вызовом становится и однотипный генеративный контент, которого становится все больше в соцсетях с развитием ИИ. Это заставляет задуматься, нужны ли будут блогеры через пять лет…».
В 2026 году рынок инфлюенс-маркетинга продолжит адаптироваться к произошедшим в этом году масштабным изменениям. Как результат, он снова будет стагнировать либо покажет рост, но лишь в пределах 5%, то есть примерно на уровне инфляции или ниже, прогнозируют Ахмедов и Ящук.
Ограниченность площадок и инвентаря для инфлюенс-маркетинга как минимум сохранится, как максимум может усилиться в случае нового замедления YouTube, поясняет Ахмедов из АБА.

Аполлинария Двуреченская
операционный директор агентства Okkam Creative
«Следующий год будет тяжелым для индустрии инфлюенс-маркетинга, поскольку на фоне запрета и ограничений зарубежных площадок доступные платформы пока не способны в нужном объеме и качестве компенсировать весь выпавший рекламный инвентарь».
Затрудняет развитие рынка и небольшое количество новых селебрити в индустрии, также добавляет Ящук.

Василий Ящук
директор дивизиона Creative рекламной группы Kokoc Group
«С одной стороны, список селебрити сократился из-за законодательных ограничений и репутационных потерь. Кто-то из популярных блогеров уехал из страны и переориентировался на зарубежную аудиторию, кто-то неудачно высказался и подпортил себе имидж, кто-то получил статус иноагента: по закону, российским компаниям запрещено размещать у них рекламу. С другой стороны, новых звезд тоже почти нет. Это в свою очередь связано с несовершенством алгоритмов российских платформ, которые пока не позволяют блогерам со средней аудиторией выходить на уровень селебрити за обозримый период».
Новые инфлюенсеры появляются в сегменте микро- и наноблогеров, говорит Ящук. Каждую неделю появляются сотни новых лиц, но проблема в том, что столько же новых инфлюенсеров позже прекращают свою деятельность, зачастую даже не успев дойти до этапа, когда становится возможна монетизация аккаунта, поясняет он.
В итоге появляется не так много действительно заметных авторов, а значит, количество потенциально интересных аккаунтов для размещения рекламных интеграций увеличивается лишь незначительно, отмечает Ящук.
Еще одна причина потенциальной стагнации или снижения оборотов индустрии заключается в том, что к 2026 году большинство структурных изменений рынка уже произойдет, уверен Ахмедов.
Потенциал динамичного роста за счет импортозамещения инвентаря зарубежных соцсетей и перетока бюджетов на разрешенные площадки будет исчерпан, подчеркивает он.
Дальнейшее увеличение оборотов инфлюенс-маркетинга будет возможно за счет повышения расценок на размещения или появления новых контентных форматов у доступных площадок, резюмирует Ахмедов. А значит, рынок переходит к стадии зрелости.