Что происходит на рынке линейного персонала и куда делся дефицит

Что происходит на рынке линейного персонала и куда делся дефицит
Фото: Tempura / Getty Images

В начале февраля в Inc. была опубликована моя колонка, в которой я проанализировал ситуацию на рынке линейного персонала и постарался сделать прогноз, сколько «синий воротничок» может стоить после пандемии. Еще несколько месяцев назад линейный персонал был одним из самых дефицитных и компании буквально бились, чтобы переманить друг у друга не айтишников, а кассиров, курьеров и грузчиков. А теперь все изменилось и прошлые прогнозы, столь детально просчитанные, внезапно стали не актуальны. Попробуем проанализировать, что происходит сейчас и что будет дальше, — в этой статье.

Пандемия и спровоцированные ей исход мигрантов и рост спроса на онлайн сильно подкосили рынок линейного персонала. «Синий воротничок» стал цениться на вес золота, что привело к росту зарплат и повышению заботы о сотрудниках. Еще бы, если на 10 вакансий приходится три резюме, нужно не только привлекать, но и удерживать. И, объективно, мы, работая на рынке линейного персонала, не видели никаких причин для исправления этой ситуации. Но ситуация изменилась.

Уже в двадцатых числах февраля о приостановке работы в России начали объявлять иностранные ретейлеры, производители и ресторанные сети — IKEA, H& M, «Макдональдс», OBI и др. Если вдуматься, то только у IKEA в России 26 магазинов и 15 тыс. сотрудников, причем только на магазинах дело не заканчивается — у компании собственные производства, заточенные под нужды одной только IKEA, плюс множество зависимых поставщиков. «Макдональдс» давал российскому рынку более 60 тыс. рабочих мест и закупал продукцию у сотен российских производителей. Все эти компании оказались в непростой ситуации, когда вроде как продолжать работать можно, но зачем и, главное, как?

И несмотря на то что часть компаний заявили лишь о приостановке работы, нужно понимать особенности трудовых договоров в пострадавших областях. Практически везде заработная плата зависит от количества отработанных часов, и многие старались отработать побольше, чтобы заработать больше, и на этом строили свою жизнь — затраты и потребности. И с учетом приостановки работы некоторые сотрудники оказались в критически сложной ситуации — мы видели в СМИ, как сотрудники одной крупной зарубежной сети одежды рассказывали о зарплате за месяц простоя около 10 тыс. руб., чего не хватает даже на аренду, не говоря уже о пропитании. О полном выходе с российского рынка объявили лишь немногие компании, остальные же находятся в стадии приостановки, причем далеко не все указали хотя бы примерные дедлайны принятия решения и для сотрудников это непростой выбор — подождать и перетерпеть или уже сейчас искать новую работу. На фоне этого мы увидели беспрецедентные предложения, например о возможности перехода на новую работу без увольнения со старой. Однако такой механизм еще не запущен.

Это влияет на спрос на временную занятость россиян. По данным нашего последнего совместного исследования с «Авито Работой», которое проводилось в начале апреля, большинство россиян (66%) планируют искать подработку в ближайшие три месяца, 37% респондентов отметили, что уже имели опыт подработки за прошлые три месяца. И если в прошлом периоде мужчины подрабатывали чаще женщин (41% против 33%), то о планах заявили примерно равное количество мужчин и женщин (67% и 65% соответственно).

При этом нужно отметить, что, с одной стороны, ситуация позволила отдельным российским компаниям, ранее страдающим от некомплектности, эту проблему решить. С другой стороны, не все пошли на расширение — ситуация турбулентная, пока еще только перестраиваются логистические цепочки, растут цены, покупатели переходят из одного ценового сегмента в другой. Не придется ли завтра сокращать только что нанятый персонал, не знает никто, поэтому часть компаний решили приостановить или ограничить наем до прояснения ситуации. Результаты опросов разнятся: по данным опроса EY, 53% крупных компаний приостановили наем; по данным HH.ru, наем приостановили 30% клиентов компании и сократили — еще 8%. Тот же HH.ru рассказал и об увеличении числа резюме на 300 тыс. к середине марта.

Ограниченный наем при резком увеличении числа желающих работать может привести к ситуации, обратной той, что беспокоила рынок несколько последних лет, — к профициту персонала. Но случится ли он и грозит ли стране массовая безработица? Давайте посмотрим на аналитику «Авито Работы» по предлагаемым зарплатам линейных сотрудников за последние годы и первый квартал этого года. Важно понимать, что статистика (как и сам рынок труда) не реагирует на ситуацию моментально, допуская определенную реактивность. При этом в отдельных направлениях уже заметен тренд.

Грузчики в России больше не дефицит

Как я писал в прошлой статье, самым дефицитным линейным сотрудником по итогам пандемии стал грузчик — на отток из специальности повлиял резкий рост онлайн-доставок, предлагающих по сути той же целевой аудитории гораздо выше оплачиваемую и более комфортную работу. Что ж, с грузчиками, как мы видим по динамике зарплат, проблема решилась — как минимум в Москве. Возможно, дело в успешном замещении найма аутсорсингом.

По данным «Авито Работы», зарплата грузчика до пандемии в 2019 году в среднем по России составляла 30 тыс. руб., в 2020-м — 35 тыс. руб., а в 2021 году — 40 тыс. с пиком в 43 130 руб. в четвертом квартале. По итогам первого квартала 2022 года среднее предложение по России упало до 38 тыс. руб. Особенно заметное снижение — в Москве: зарплаты грузчиков росли здесь до 50,4 тыс. в 2019 году, 69,5 тыс. в 2020-м и 70 тыс. в среднем в 2021 году с пиком до 73,6 тыс. в первом-третьем кварталах. В первом квартале 2022 года — уже 60 тыс. руб. В Новосибирске предложение также сейчас ниже среднего прошлогоднего — 35 тыс. против 37,5 тыс. в среднем за 2021 год.

При этом в отдельных городах спрос пока не изменился. К примеру, в Санкт-Петербурге зарплаты грузчиков продолжают расти — с 45,4 тыс. в среднем за 2021 год до 50 тыс. в первом квартале 2022 года. В Казани ситуация аналогичная: 40 тыс. в 2021 году и в первом квартале этого года.

Кассиры пока тоже остаются на прежних позициях — можно сказать однозначно, что полного насыщения пока не произошло. Это может быть связано и с тем, что сотрудники приостановивших работу компаний пока не торопятся увольняться и выходить на новую работу.

Кассир в среднем по стране получал 25 тыс. руб. в 2019–2020 гг., в 2021-м — в среднем 30 тыс. руб.; среднее по стране значение в первом квартале не изменилось по сравнению с прошлым годом. В Москве оклад кассира составлял 37 тыс. в 2019 году, в 2020-м — 39,8 тыс. и 42,6 тыс. в среднем в 2021 году. В первом квартале 2022 года предлагаемая зарплата — уже 45 тыс. руб. В Петербурге — 32 тыс. в 2019 году, 33 тыс. — в 2020 году, 38,5 тыс. руб. — в 2021 году и 40,8 тыс. руб. — в первом квартале 2022 года. В Ростове-на-Дону предлагаемый доход кассира составил 23 тыс. в 2019-м, 25 тыс. — в 2020-м, 27,5 тыс. — в 2021-м и 29 тыс. — в первом квартале этого года.

Курьеры по-прежнему нужны

Одной из самых востребованных на рынке специальностей в пандемию стали курьеры — спрос на них вырос в восемь раз в 2020 году, что привело к скачкообразному росту зарплат.

В 2019 году в среднем по стране курьерам предлагали 40 тыс., в 2020-м — уже 50 тыс., а в 2021-м предложение достигло 72 тыс. руб. В первом квартале 2022 года среднее предложение зафиксировалось на уровне 80 тыс. руб. Так, например, в Челябинске в 2019 году курьер зарабатывал 30 тыс. руб. в месяц, в 2020-м — 50 тыс., в 2021-м — 72 тыс., а в первом квартале 2022-го — уже 85 тыс. В Петербурге курьер в среднем получал 47 тыс. руб. в 2019 году, в 2020-м — 55 тыс., в 2021-м — 73 320 руб., а в первом квартале 2022 года — уже 83 тыс. В столице в 2019 году курьер зарабатывал в месяц 50 тыс., в 2020-м его зарплата выросла до 60 тыс., в 2021-м — до 80 тыс., в первом квартале этого года — до 82 тыс. руб.

Пока в статистике нет какого-то снижения по курьерским вакансиям, но мы уже видим сокращение активностей компаний в регионах: отдельные службы доставки уже ушли из части городов, другие бизнесы уже выставлены на продажу. Важно понимать, что зависимость доставки готовой еды в регионах от зарубежных сетей фастфуда колоссальная и если эти сети будут уходить или долго простаивать, стоит ожидать дальнейшего сокращения доставки в регионах и, как следствие, спроса на курьеров.

Что будет с мигрантами

Как мы все помним, пандемия привела к массовому исходу мигрантов и, как следствие, вымыванию с рынка огромного количества рабочей силы. Приток трудовых мигрантов в Россию сократился примерно в 2,5 раза. По неофициальным данным, в 2019 году в стране находились около 11,2 млн мигрантов, в 2020-м — 7,1 млн, а в 2021-м — всего 5,6 млн человек. Последующее усложнение трудового и миграционного законодательства не улучшили ситуацию, и к концу прошлого года все уже серьезно опасались за будущее строек, ЖКХ и за сезонные работы.

С учетом снижения реального курса рубля и при значительных ограничениях по возможностям перевода денежных средств привлекательность России для трудовых мигрантов не повысилась. Стоит ли нам ждать дальнейшего исхода? Вероятно. По данным Национального объединения строителей, доля рабочих из ближнего зарубежья на стройках регионов — от 60% до 70%, дефицит рабочих — не менее полутора миллионов по стране. И только в марте около 5% занятых на стройках мигрантов уже покинули Россию, писала «Российская газета». Таким образом, будут так или иначе освобождаться рабочие места для потерявших доход россиян.

Что же будет дальше

Пока мы не видим всех полных последствий — необходимы месяцы, причем желательно относительной стабильности, чтобы сформировался новый рынок. Новые логистические цепочки, окончательный уход или возвращение отдельных иностранных компаний, закрытие или, напротив, бурное развитие отдельных российских компаний в условиях новой реальности. Пока можно говорить об одном: предыдущие годы создали колоссальный дисбаланс на рынке труда, в котором нуждающимся был бизнес.

Рынок не может моментально повернуться в другую сторону — как минимум еще некоторое время бизнес по инерции останется зависимым от персонала. Его возможности по закрытию комплектности повышаются, и, вероятно, стоит ждать снижения темпов роста заработных плат в отраслях по мере их насыщения. Это касается в первую очередь крупных компаний, ориентированных на внутренний рынок и менее зависимых от импорта. При этом мелкие и средние компании, как и крупные из пострадавших отраслей, в период нестабильности будут сокращать косты и стараться экономить, что приведет к росту потребности во временном персонале, — можно ожидать оживления на рынке аутсорсинга.

Мой опыт нескольких пережитых кризисов демонстрирует, что спрос на аутсорсинг всегда растет в таких ситуациях, поскольку помогает перевести постоянные расходы в переменные и сохранять стабильной долю затрат на персонал при переменном спросе. С учетом развития институтов самозанятости и платформенной занятости, компании будут наращивать и использование этих ресурсов. В конечном итоге кризис успешно переживут компании, которые смогут гибко адаптироваться к меняющимся условиям, так что любые решения, способствующие этому, будут также расти и развиваться, — я жду бума на рынке HR-tech.