Разобраться • 27 октября 2025
Микула из Мурино и «спортики». Как устроен рынок карманных телохранителей и охранников из приложений
Микула из Мурино и «спортики». Как устроен рынок карманных телохранителей и охранников из приложений

Текст: Александр Столяров
Иллюстрация: Степан Иванов
«Бодигарды из Сети» — новый тренд: сотрудников охранных предприятий теперь нанимают в мобильных приложениях и агрегаторах. ЧОПовцы берутся решить конфликты на дороге, помогают с выселением шумного арендатора, защищают девушек от назойливых ухажеров. Стоимость некоторых услуг — всего 600–700 руб. О том, можно ли превратить личную охрану в товары широкого потребления, будет ли расти спрос на нее на фоне страхов возвращения лихих девяностых и станут ли цифровые телохранители аналогом некогда популярной крыше — в нашем материале.
«Бодигарды из Сети» — новый тренд: сотрудников охранных предприятий теперь нанимают в мобильных приложениях и агрегаторах. ЧОПовцы берутся решить конфликты на дороге, помогают с выселением шумного арендатора, защищают девушек от назойливых ухажеров. Стоимость некоторых услуг — всего 600–700 руб. О том, можно ли превратить личную охрану в товары широкого потребления, будет ли расти спрос на нее на фоне страхов возвращения лихих девяностых и станут ли цифровые телохранители аналогом некогда популярной крыше — в нашем материале.
Однажды жители Ленобласти Евгений Родионов и Александр Мантуленко, соседи по даче, решили вместе запустить какой-нибудь бизнес-проект. У Родионова уже была своя компания, которая занималась строительно-технической экспертизой. Мантуленко всю жизнь проработал в сфере безопасности, у него был собственный ЧОП. В итоге друзья придумали приложение, которое оказывало бы охранные услуги обычным людям.
Евгений Родионов
сооснователь «Микула»
«Частные охранные предприятия с простыми “физиками” предпочитают не работать, они концентрируются на крупных заказах: на охране бизнеса, госучреждений или богатых людей. Поэтому нам захотелось выйти в эту совершенно новую нишу».
Предприниматели заказали у одной из студий разработку приложения — это обошлось в 1,5 млн руб. Так появился «Микула». Но работало приложение плохо, поэтому пришлось весной 2025 года отдать долю в компании опытному программисту, который все переделал.
Основа приложения — тревожная кнопка: когда пользователь ее нажимает, отряд выезжает прямо по геолокации смартфона. У всех охранников шестой разряд — высшая квалификация в сфере частной охранной деятельности. Они имеют право носить огнестрельное оружие, но на вызовы через приложение ЧОПовцы с ним не приезжают. «Это слишком опасно. Наши охранники ходят с дубинками и газовыми баллончиками. Они спортивные, занимаются боксом и самбо. Пока не было ни одной ситуации, чтобы надо было в кого-то стрелять», — объясняет Родионов.
Всего у «Микулы» пока только пять штатных охранников, это один экипаж. Приезжают на место вызова они в течение 25 минут.

«Микула» не агрегатор ЧОПов: он работает с одним охранным предприятием. «Вначале наш экипаж ездил по Мурину. Весной мы вышли в Приморский район Санкт-Петербурга. Сейчас работаем в пяти районах города. Думаем осенью выходить в другие города, в том числе в Москву, — скорее всего, по франшизе. Там уже будем работать как агрегатор», — делится планами Родионов.
В Мурине у «Микулы» было 300 клиентов. Когда компания переехала в Санкт-Петербург, клиентов стало меньше, — сейчас около 100, но их число растет. Подписка стоит 599 руб. в месяц. В эту сумму входит безлимитное число выездов охранников в любое время суток. Окупается ли работа ЧОПа, учитывая весьма скромную цену подписки? «Пока не очень понятно», — честно признается Родионов.
Никаких доплат за вызовы обычно нет, говорит предприниматель, но если задание нестандартное и человека надо не просто проводить домой, а, например, в течение двух часов сопровождать повсюду, то за это придется заплатить больше.
Часто охранники «Микулы» сталкиваются с ситуациями, когда надо проводить девушек, которых преследуют их бывшие. Бывает, что требуется провести разговор с шумными соседями. В основном это бытовые ситуации, рассказывает Родионов.
У недобросовестных клиентов вряд ли получится использовать приложение, например, для того, чтобы надавить на кого-то, уверен Евгений Родионов. Например, говорит он, в последнее время появилось множество Telegram-каналов, где можно нанять так называемых «спортиков» — спортивных людей, которые могли бы, скажем, избить закладчиков наркотиков. Оформлены эти каналы как группы предоставления силовых услуг. «Бить кого-то по чьей-то просьбе мы точно не будем. Совсем неадекватных клиентов, вызывающих нас в корыстных целях, мы блокируем», — говорит предприниматель.
Приложение «Микула» не единственное, через которое можно вызвать бодигардов. Еще один похожий проект из Санкт-Петербурга — агрегатор вызова охраны Guardee. На сайте приложения сказано, что группа быстрого реагирования (ГБР) приедет к заказчику в течение трех-пяти минут, вызов можно делать в любое время суток.
Стоимость месячной подписки чуть дороже, чем у «Микулы», — 700 руб. За эти деньги можно вызвать ГБР один раз. У каждого охранника, работающего на компанию, минимум пять лет опыта. Вызвать подмогу через приложение можно в любой район Санкт-Петербурга.

«Инку» не удалось пообщаться с представителями приложения. На запрос об интервью ответил назвавшийся представителем компании Евгений Балуев, однако в дальнейшем он перестал выходить на связь. Судя по профилям в соцсетях, он окончил Санкт-Петербургский университет МВД.
Евгений Родионов из «Микулы» знает о конкурентах. «Guardee — это как раз настоящий агрегатор, который работает с разными ЧОПами. Минус такой модели — когда у тебя нет своих сотрудников охраны, ты не можешь гарантировать, что кто-то вообще приедет на вызов», — отмечает он.
На более дорогой сегмент ориентируется работающее в Москве и Санкт-Петербурге приложение «Армада». Оно позиционирует себя как приложение по вызову именно телохранителей, а не охранников.
Стоимость работы личного телохранителя в течение трех часов составит 15 тыс. руб. За сопровождение в течение суток придется отдать уже 40 тыс. руб. Услуги телохранителя в течение месяца обойдутся в 300 тыс. руб. За дополнительные деньги можно также заказать встречу клиента телохранителем на черном автомобиле «Мерседес» в аэропорту.
Телохранителей можно приглашать в том числе для решения бытовых конфликтов, охраны мероприятий и даже для фотосессий. На сайте приложения говорится, что их услугами пользовались известный боец ММА Алексей Олейник, объявленный в международный розыск блогер Гусейн Гасанов (обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере) и рэп-исполнитель Джиган.
Приложения по вызову ЧОПа стали следующим этапом развития тревожных кнопок от охранных предприятий, говорят эксперты. Сегодня крупные ЧОПы создают такие приложения для оперативного вызова своих экипажей. Например, они есть у охранных компаний «Гольфстрим», «Цербер» и других. Однако «Микула» и Guardee пошли дальше: они не просто подключают к приложению действующих клиентов, а развивают его как отдельный проект — привлекают новых пользователей.
Похожие проекты есть и на Западе. Например, в США есть приложение Protector, через него можно заказать телохранителей в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Все вызываемые силовики вооружены, у них есть разрешение на скрытое ношение оружия. На место происшествия прибудет целый экипаж — автомобиль с водителем. Модели две: премиальные внедорожники Cadillac Escalade и Chevrolet Suburban. Стоимость вызова — $200 в час. Минимальное время работы телохранителей — пять часов. Приложение ориентируется на премиальный сегмент: охрану за такие деньги, очевидно, будут вызывать довольно состоятельные американцы.
Опрошенные «Инком» юристы отмечают, что в России сфера охранных услуг монополизирована лицензированными организациями — ЧОПами. Поэтому приложениям придется работать только с ними, а не с самозанятыми или ИП, как это делают, к примеру, агрегаторы такси.
Исходя из положений закона о частной детективной и охранной деятельности, охранники должны работать по трудовому договору с охранной организацией, подчеркивает адвокат коллегии «Клишин и партнеры» Дмитрий Пашин. Сама организация должна иметь соответствующую лицензию, а охранник — пройти профессиональное обучение, сдать экзамен и получить удостоверение.

Сделка по вызову охранника предполагает заключение договора, но это можно сделать и в электронной форме в мобильном приложении. «Даже если администратор приложения сам по себе не является ЧОПом и работодателем охранников, он может действовать в качестве посредника, а именно позволять клиентам вступать в договорные отношения с охранной компанией и обеспечивать их взаимодействие», — поясняет генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры» Михаил Божор. У ЧОПа также должны быть заключены договор о сотрудничестве с компанией-владельцем мобильного приложения, добавляют юристы.
Полномочия телохранителей, вызванных через приложение, будут такими же, как и в любой другой ситуации. По словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Алены Гришковой, частные охранники могут применять спецсредства для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью клиентов. Или для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, если правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Частные охранники могут задержать злоумышленника, который посягает на охраняемое имущество, и сразу же передать его полицейским.
Михаил Божор
Юрист
«Вызванные через приложение охранники могут даже, например, охранять предприятия. Ничего общего с крышеванием из 1990-х такие услуги, конечно, не имеют, так как весь порядок работы и размер платежей строго урегулированы договором. Представителю бизнеса, который нуждается в охране, перед заключением сделки нужно проверить только два аспекта. Первый — это финансовое положение и деловая репутация ЧОПа, а второй — сами условия договора на охранные услуги, чтобы не переплатить за некачественную работу».
А вот некоторые вещи частные охранники делать не имеют права. По словам юриста, управляющего партнера юридической компании Юрия Митина, охранник по вызову не может проводить самостоятельные «оперативные мероприятия», личные обыски, использовать спецсредства вне пределов прямого применения закона или удерживать правонарушителя свыше минимально необходимого времени для передачи полиции.
В России у платформ вызова охранников, телохранителей и других силовиков хорошие перспективы, отмечают опрошенные «Инком» эксперты. По словам партнера юридической фирмы Criminal Defense Firm Анны Голуб, принцип действия этих приложений напоминает «Яндекс. Такси»: частные охранные предприятия, желающие подключиться и получать клиентов на постоянной основе, регистрируются в программе, а пользователь получает услугу от любого ЧОПа.
Анна Голуб
партнер юридической фирмы Criminal Defense Firm
«Это значит, что не нужно заключать договор с какой-то конкретной фирмой, а достаточно одного приложения: на помощь приедет ближайший к тебе экипаж охраны».
По мнению Анны Голуб, эти приложения, скорее всего, будут развивать охранные услуги для частных лиц. Например, охранники будут провожать девушек поздно ночью до дома. По сути, это услуги добровольческой дружины.
Юридических рисков у владельцев приложений не так много. Чтобы избежать штрафов, им достаточно соблюдать законодательство о защите прав потребителей, рекламе и обработке персональных данных, говорят юристы.
Развитие приложений также будет зависеть от того, как будет меняться ценовая политика. Очевидно, что сегодняшняя ежемесячная абонентская плата в размере 600 руб. мала. Председатель Совета по профессиональным квалификациям в негосударственной сфере безопасности (СПК НСБ), бывший офицер 9-го управления КГБ Дмитрий Фонарев пояснил «Инку», что в Москве сотрудника ГБР, работающего в небольшом ЧОПе, можно вызвать за 5 тыс. руб. Крупный же ЧОП возьмет минимум 10 тыс. руб.
Дмитрий Фонарев
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в негосударственной сфере безопасности (СПК НСБ), бывший офицер 9-го управления КГБ
«Но часто охранные предприятия отказываются отправлять одного сотрудника — на место приедет целый экипаж, водитель и охранник. Стоимость такой услуги уже 15 тыс. руб. И то будет какой-то минимум часов работы, а потом начнутся переработки за дополнительные деньги».
Удешевить охранные услуги подобные приложения смогут, но не так сильно, как это сделали «Яндекс. Такси». Последние для оптимизации налогов перевели водителей на режим самозанятости. В охранной же сфере такой режим связан с повышенными рисками для всех. Вызовы самозанятых охранников, даже если их разрешили бы делать, превратятся в авантюру, считает Дмитрий Фонарев.
Дмитрий Фонарев
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в негосударственной сфере безопасности (СПК НСБ), бывший офицер 9-го управления КГБ
«Это то же самое, если вы, как журналист, попросите меня вас охранять, например, при перевозке каких-то ценных материалов на телевидение. Это будут частные трудовые отношения без договора. Без договора вы даже не сможете обратиться в суд, если что-то пойдет не так. Для охранников это тоже риски, потому что неизвестно, например, что везет клиент, — может, там наркотики или фальшивые деньги».
Другой риск для потребителя — нарваться на неадекватных бодигардов. Дмитрий Фонарев обращает внимание: если что-то неправильно пойдет, клиенты станут соучастниками преступления.

Фонарев отмечает, что тут опять возникают риски и для охранников. «В 1990-е, когда интернета не было, охранники приезжали просто по звонку. Сколько людей на таких делах полегло — не счесть», — вспоминает Фонарев.
Еще один минус охранников из приложений в том, что они могут оказывать услуги лишь частично. Так, при заключении классического договора с ЧОПом у охранников будет доступ к объекту клиента: им передают ключи, и это позволяет охране оперативно попасть внутрь. Сделать это при работе с приложением нельзя.

Алексей Постригайло
старший партнер в IT-интеграторе «Энсайн»
«Скорее, это будет просто вызов группы поддержки, которая может подъехать к месту и помочь снаружи или оценить ситуацию. Но в экстренных случаях, когда речь идет о проникновении в жилье или серьезной угрозе внутри помещения, эффективность такого сервиса может быть ограничена».
Тем не менее приложения по вызову бодигардов выглядят перспективно, продолжает эксперт. Постригайло считает, что в дальнейшем подобные приложения будут развиваться в сторону интеграции с искусственным интеллектом и устройствами умного дома.

Алексей Постригайло
старший партнер в IT-интеграторе «Энсайн»
«Уже сейчас многие системы видеонаблюдения, в том числе и доступные на рынке, способны распознавать объекты и определять потенциально опасные ситуации. В будущем такие приложения смогут автоматически анализировать происходящее вокруг человека и при необходимости вызывать охрану или другую помощь. Это сделает сервис более проактивным и эффективным, позволяя обеспечивать безопасность еще до того, как ситуация станет критической».
Кажется, в ближайшем будущем охранники из смартфонов, которые пока в новинку, могут стать обыденностью. Популярность таких приложений будет зависеть от общественно-политической ситуации: при ее ухудшении граждане и бизнес будут искать недорогой и эффективный способ защититься, заключает Михаил Божор.